3. Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).
5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
6 Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.
Вопрос № 4. Конкуренция как элемент рынка. Конкурентные структуры рынка.
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
П о степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
совершенная (чистая) конкуренция
монополистическая конкуренция
олигополия
монополия
На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
степень доступности экономической информации.
| чистая конкуренция | монополисти-ческая конкуренция | олигополия | монополия |
число фирм | очень много | много | несколько | одна |
характер продукции | стандартная | дифференци-рованная | стандартная или дифференци-рованная | уникальная: нет близких заменителей |
условия вступления | очень легкие, препятствия отсутствуют | сравнительно легкие | наличие существенных препятствий | блокировано |
доступность экономической информации | полная доступность | некоторые ограничения | существенные ограничения | недоступна |
контроль над ценой | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре | значительный |
примеры | сельское хозяйство | розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. | производство стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров | местные предприятия общественного пользования |
Вопрос № 5. Вклад различных научных школ в развитие теории и практики менеджмента
История развития менеджмента связана с двумя подходами к управлению:
1. Управление производством, т.е. технологической стороной производства;
2. Управление трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).
Рассмотрим основные этапы развития теории и практики менеджмента.
1.Классическая школа управления (1911г.): уделялось внимание рациональному поведению человека. Человеку отводилась роль механизма в среде производства.
Основатель – американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор.
Он понимал труд антропологически-натуралистически и отождествлял его с проявлением нервно- физиологических структур мозга или деятельности мышц. Тейлор обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха. Таким образом согласно концепции Тейлора необходимо приспособить человека к машине.
Макс Вебер – немецкий социолог. Указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем. Файоль попытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры (руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов).
По мере развития новой техники наблюдается достижение большей гибкости производства. В соответствии с концепцией гибкой производственной системы предусматривается более однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляется самим коллективом.
Мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой управления персоналом. Результат в значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Этот факт потребовал поиска новых подходов к управлению.
2.Поведенческая школа управления (30-60гг.): Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Элтон Мэйо, основоположник индустриальной социологии и социологии труда.
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, з/пл, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов.
Таким образом, политика человеческих отношений должна включать ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников, управлению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени.
3. Ситуационный подход (60 гг) Подход использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.
Ситуационный подход указывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить, какие перемены являются значимыми, как они влияют на эффективность организации.
4. Системный подход: Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.
Главный инструмент системного анализа – модель изучаемой системы. Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредотачивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.
Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.
Классическая школа управления (1911г.): уделялось внимание рациональному поведению человека. Человеку отводилась роль механизма в среде производства.
Основатель – американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор. В своей книге «Научная организация труда» он сформулировал постулаты, которые получили название «тейлоризм».
Вместе с тем, труд он понимал в значительной степени антропологически- натуралистически и отождествлял его с проявлением нервно- физиологических структур мозга или деятельности мышц. Он сводил труд лишь физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакции, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Используя наблюдения, замеры, анализ он попытался устранить лишние, непродуктивные движения. Он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха. Таким образом, согласно концепции Тейлора необходимо приспособить человека к машине.
Макс Вебер – немецкий социолог. Указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем. Сферу деятельности администрации он представлял в виде 6 направлений:
Техническая деятельность;
Коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
Финансовая деятельность (поиски капитала и его использование);
Защитная деятельность;
Бухгалтерская деятельность;
Администрирование (воздействие на личный состав) основная функция управления.
Им были сформулированы принципы управления: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направлений (одна цель); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях); порядок; справедливость; стабильность рабочего места и персонала (снижение текучести); инициатива; корпоративный дух.
А.Файоль попытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры (руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов).
По мере развития новой техники наблюдается достижение большей гибкости производства. В соответствии с концепцией гибкой производственной системы предусматривается более однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляется самим коллективом.
Мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой управления персоналом. Результат в значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Этот факт потребовал поиска новых подходов к управлению.
Поведенческая школа управления (30-60гг.): Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Элтон Мэйо, основоположник индустриальной социологии и социологии труда.
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, з/пл, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов.
Таким образом, политика человеческих отношений должна включать ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников, управлению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени.
Поведение человека занимались и другие ученые: Р.А.Макензи, М.Вудкок, Д.Карнеги, Ф. Тильман.
В этой сфере много неразработанных вопросов, и многие проблемы имеющие место в практической жизни, не получили теоретического обоснования.
Этот подход отличает чрезмерное, гипертрофированное отношение к роли человека.
Вопрос № 6. Стили управления; достоинства и недостатки различных стилей. Классификация стилей руководства.
Для классификации стиля руководства используют так называемую теорию «грида» (от англ. grate — решетка) или «решетку менеджмента», разработанную американскими исследователями Р. Блейком и Д. Мутон (1995), включающую 5 основных стилей лидерства (рис. 4). «Решетка менеджмента» представляет собой двумерную классификацию по следующим основаниям («силовым линиям») — ориентация на результат и на персонал (человека).
П ервая из «силовых линий» ориентирована на производство. Постоянные цели — максимально высокий объем прибыли, снижение издержек производства и т.п. Вторая «силовая линия» ориентирована на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда как можно больше соответствовали потребностям и желаниям персонала. Хорошее самочувствие и удовлетворение от своей работы — вот основная цель.
А — внимание к потребностям людей при хороших взаимоотношениях на работе способствует формированию дружественной атмосферы в коллективе и рабочего ритма, удовлетворяющих сотрудников;
В — работа выполняется людьми, увлеченными своим делом, их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимного доверия, уважения, ответственности;
С — нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержании хорошего социально-психологического климата;
D — минимальных усилий, предлагаемых для выполнения порученной работы, достаточно, чтобы остаться сотрудником организации;
Е — эффективность функционирования — результат такой организации труда, при которой контакты между сотрудниками сведены к минимуму.
Рис. 4. «Решетка менеджмента» (Блейк Р., Мутон Д., 1995)
Р. Блейк и Д. Мутон считали, что реальная работа выполняется как бы в «силовом поле» этих противоречащих друг другу линий. Исходя из «решетки менеджмента», они описали пять основных типов руководителей (управляющих):
тип 1.1 — страх перед бедностью. От руководителя требуется лишь минимум усилий, чтобы добиться качества работы, позволяющего избежать увольнения работника;
тип 1.9 — дом отдыха. Руководитель акцентирует внимание на хороших, теплых взаимоотношениях в коллективе, но почти не заботится об эффективности выполнения заданий;
тип 9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но недостаточно уделяет внимания моральному настрою подчиненных;
тип 5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Зачастую половинная заинтересованность работников при половинном внимании к производству дают слабые результаты;
тип 9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективным подходам к работе руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к достижению целей организации. Это обеспечивает высокий моральный настрой и производительность.
Стиль руководства - общая характеристика способов взаимодействия руководителей и подчиненных. Это методы работы руководителя, организация деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающая система ценностей, тип культуры и др.
Авторитарный - централизация власти в руках руководителя, распоряжения в приказной форме без всяких объяснений, дистанция между руководителем и подчиненными, официальный характер отношений. Он обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных ситуациях. В будущем снижается эффективность труда, инициатива, социально-психологический климат, повышается текучесть. Эффективен напр., в армии, в спорте. Демократический - вопросы решаются коллегиально, систематическое информирование коллектива о состоянии дел, правильная реакция на критику. Разделение власти и участие всех в принятии решений. Стимулирующие методы -поощрение. Коллектив стремиться к творчеству и инициативности. Используется, когда важно не количество, а качество. Либеральный - стимулирование творческого подхода исполнителей к реализации целей, руководитель не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлена полная самостоятельность, отмена ранее принятых решений, если это угрожает популярности руководителя. Свойственны уговоры и просьбы, руководитель «плывет по течению». В коллективе -хороший морально-психологический климат, доверие, добровольное принятие на себя полномочии и ответственности. Этот стиль может трансформироваться в попустительский, когда руководитель полностью отстраняется от дел, коллективом от его имени управляют «выдвиженцы», а руководитель создает видимость руководства. Разрешение конфликтных ситуаций - в зависимости от способов разрешения конфликтов, они играют роль факторов, порождающих «разрушение» либо способствующих развитию творческих или консервативных начал. Руководитель, способный разрешить к., вызывает уважение к себе, в противном случае - падение авторитета.
Принятие решений - эффективность управленческого труда зависит от типа управления через процессы принятия решений. Решение может приниматься единолично, либо совместно с подчиненными, т.е. осуществляется коллективная работа.
Критический анализ - совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Выявление альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе «руководитель-подчиненный»
Вопрос № 7. Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях жизненного цикла.
Жизненный цикл товара - это продолжительность жизни товара на рынке. В общем случае он состоит из четырех стадий, различающихся по объемам продаж и доходам. Основные стадии жизненного цикла товара:
Внедрение на рынок.
Рост.
Зрелость.
Спад.
Кривая жизненного цикла товара:
ПОЛИТИКА ЦЕН ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
… каждый продукт находится на рынке ограниченное время вследствие морального старения и имеет прямое отношение к ценообразованию, ибо позволяет изучить поведение цены на различных фазах жизненного цикла товара и тем самым выработать ценовую политику для каждой фазы цикла. Политика жизненного цикла товара предполагает учет в ценообразовании ряда факторов: 1) изменения издержек в результате расширения объемов производства товара; 2) изменение покупательского спроса в зависимости от степени новизны товара; 3) учет времени нахождения товара на рынке. Каждый товар проходит следующие стадии: разработки и вступления на рынок, роста, зрелости, "падения" и исчезновения с рынка, то есть имеет свой жизненный цикл, имеющий общую продолжительность, различную длительность отдельных стадий в пределах цикла, особенности развития самого цикла. Для каждого этапа жизненного цикла продукта редко устанавливается единственная цена, на каждой стадии на рынке появляются новые потребительские сегменты с различной ценовой чувствительностью, что учитывается в практике ценообразования.
Стадия разработки и вступления товара на рынок
Основные характеристики стадии разработки и вступления на рынок (development): значительные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и производственные затраты, отсутствие фактических конкурентов, цена является показателем качества товара.
Современный мир характеризуется заметным сокращением интервала между открытием и его массовым внедрением в производство. Для ряда изделий этот период составляет около 3-х лет. Например, для внедрения транзисторов или солнечных батарей понадобилось 2-3 года, а для создания и внедрения первого фотоаппарата (воздействие светового потока на кристаллы галоидного серебра) - 112 лет.
В то же время не все продукты являются инновационными. Считается, что если продукт требует от потребителя изменения его взглядов и привычек, это и есть инновационный продукт.
Цена на данной стадии, с одной стороны, не играет заметной роли. Однако если для потребителей цена является показателем определенного качества и на
этой стадии существования продукта они еще не могут сравнить его с альтернативными продуктами, то их поведение является относительно нечувствительным к цене инновационного продукта. Поэтому производители должны предоставлять широкую информацию о тех выгодах, которые получат потребители от использования нового продукта. В свою очередь, информация о качестве продукта чаще всего распространяется через потенциальных покупателей, поэтому будущий долгосрочный спрос на продукт зависит от количества первоначальных покупателей. Как утверждают эксперты, спрос начинает приспосабливаться к новому продукту, если к нему адаптировались первые 2-5% потребителей.
С другой стороны, цена на данной стадии должна в первую очередь компенсировать первоначальные затраты на исследования и развитие нового производства. Поэтому цена, как правило, высокая. Первые микрокалькуляторы продавались в США в 1970-е гг. по цене $200, сейчас значительно лучшие модели продаются менее чем за $5 .
Стадия роста
На стадии "роста" (growth) продукт впервые сталкивается со своими конкурентами. В свою очередь, это создает для потребителя большую возможность выбора. В это же время возрастает информированность потребителя о товаре, что увеличивает его чувствительность к цене. Цена на данном этапе высокая, но ниже, чем на предыдущей фазе. Цена должна точно соответствовать тому качеству потребительской ценности, которого ждет покупатель. Выход на массовый рынок зависит от состояния отрасли, внутренних возможностей, внешнего окружения, цели и направлений будущего развития компании. В любом случае два рыночных элемента будут всегда ограничивать возможности производителя: конкуренты и потребители.
На стадии роста можно осуществлять следующие цели ценовой политики:
"снятия сливок", или награды, когда цена устанавливается выше цены конкурентов, подчеркивая исключительное качество продукта. В этом случае ориентация делается на менее чувствительную к цене группу потребителей. Производители работают с отдельными сегментами рынка;
устанавливать цены "паритета". Это ситуация, когда осуществляется явный или тайный сговор с конкурентами или когда идет ориентация на лидера в установлении цены. В этом случае ориентация делается на наиболее типичного массового покупателя, то есть фирма работает со всем рынком. Такую тактику в реализации ценовой политики используют фирмы: Kodak (фотопленка и бумага), Ford (автомобили), IBM (персональные компьютеры).
Стадия "зрелости" продукта
Особенность стадии "зрелости" (maturity) - появление на рынке наиболее чувствительной к цене группы потребителей. В целом ситуация на рынке следующая:
рынок насыщается продуктом;
ослабевает конкуренция за счет отсева не выдержавших ее фирм (в первую очередь - с высокими затратами на производство);
часть фирм переходит на создание нового продукта. Уровень цены на стадии зрелости - низкий.
На этой стадии для фирмы важна ее доля на рынке, поскольку ее снижение даже при низких затратах и невозможности увеличить цену ведет к неспособности окупить расходы.
Очень важной задачей для фирмы является ее способность расширить стадию "зрелости", чтобы продлить жизнь товара. Это позволяет фирме, во-первых, получить стабильную прибыль (за счет снижения затрат при значительных масштабах производства); во-вторых, дает передышку на разработку и внедрение нового товара.
Часто в качестве отдельного этапа жизненного цикла выделяют стадию "насыщения" (saturation), но ее можно рассматривать и как окончательную фазу зрелости. В этот период рынок насыщен, спрос требует новых товаров. Чтобы конкуренты не перехватили инициативу, надо создавать новые товары.
На этой стадии происходит расширение рынка, во-первых, за счет ранее не охваченных потенциальных потребителей; во-вторых, за счет географического расширения рынка. Именно на этой стадии появляется некая общая "рыночная" цена, к которой в большей или меньшей степени тяготеют производители. Фирмы имеют более низкие затраты на продвижение товара за счет уже существующих связей. Существует хорошая конкуренция среди потребителей.
Стадия падения
На данной стадии товар заканчивает свое существование в условиях недогрузки производственных мощностей. Цена либо ниже, чем ранее, либо возрастает, если к этому подключается "отстающий" покупатель. Влияние данной ситуации на цены зависит от способности отрасли или отдельной фирмы избавиться от избыточных мощностей по производству данного продукта и переключиться на новый товар.
Прибыль и цена могут резко падать, но могут и стабилизироваться на низком уровне. В любом случае производство будет неэффективным для любой фирмы.
Ценообразование.
Выбор ценовой стратегии фирмы зависит от жизненного цикла товара, в котором отражается изменение спроса на разных этапах существования конкретного товара. При определении возможной в условиях рынка динамики установленной цены, которая соответствовала бы целям фирмы, необходимо учитывать все три фактора: издержки, уровень конкуренции и состояние спроса.
Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар. Процесс ценообразования состоит из следующих этапов:
Выявление внешних по отношению к предприятию факторов, влияющих на цены. Основные факторы, влияющие на цены: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения (поставщики товаров, энергии и т.п.), государство.
Постановка целей ценообразования. Цена товара устанавливается в зависимости от целей, которые стремится достичь предприятие. Целями предприятия могут быть:
Активизация сбыта товара - подразумевает низкий уровень цен и долгосрочный характер цели.
Максимизация текущей прибыли. В этом случае уровень цен высокий, характер цели краткосрочный.
Выживание - уровень цен крайне низкий, цель на краткосрочный период.
Качество. Высокий уровень цен, долгосрочный характер цели.
Выбор метода ценообразования. После установления цели, предприятие выбирает метод ценообразования. Выделяют несколько методов установления цен:
Затратный. В основе формирования цены лежат издержки производства, к которым прибавляется процент прибыли предприятия.
Агрегатный. Цена по этому методу определяется суммированием цен на отдельные составные части товара. Этот метод применяется для товаров, состоящих из наборов отдельных изделий (например, мебельный гарнитур, кофейный сервиз), и для товаров, состоящих из отдельных узлов (светильники, кухонные комбайны, часы).
Параметрический. В основе этого метода лежит соотношение качественных параметров изделия, на основе чего определяется цена товара. Чем сложнее и больше качественных характеристик (например, надежность, срок использования, прочность и т.д.) описывают товар, тем выше цена.
Метод текущих цен. Используется для товаров массового потребления, пользующихся спросом.
Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод используется предприятием для достижения определенной конкретной величины прибыли. Исходя из этой величины, определяется цена товара.
Разработка ценовой стратегии. Под стратегией ценообразования понимают выбор коммерческим предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей его целям.
Рыночная корректировка цен. После установления цены товара и определения направления ее изменения необходимо скорректировать цену с учетом влияния рынка.
По отношению к предприятию существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия в области ценообразования на свою продукцию.
Рис. 1. Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования на предприятии. Приведем краткую характеристику каждого из этих факторов.
1.Потребители.
Покупатели существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Сюда можно отнести, прежде всего, психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.
Помимо психологических, существуют и экономические аспекты поведения покупателей. Сюда относятся такие понятия как покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора, покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки в сочетании с его финансовыми возможностями.
2.Рыночная среда. Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние оказывается в условии монополии, минимальное - в условиях рынка совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и рынком.
3.Участники каналов товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:
прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия - изготовителя данной продукции. В конечном итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое, в свою очередь, стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в случае мультипликационного эффекта ситуация может быть прямо противоположной - в процессе роста цен будет наблюдаться явление неограниченного спроса, т.к. в движение придет инфляционная спираль цены - заработная плата.
4.Государство. Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование: 4.1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен;
использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту.
фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;
замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
4.2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
4.3 Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:
запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;
запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.
- Эластичность спроса относительно цены
- Шкала спроса
- Шкала предложения
- 3. Размер дохода.
- Этапы ценообразования
- Метод установления цен на основе издержек производства.
- Метод безубыточности
- Метод ориентации на спрос:
- Метод ориентации на конкуренцию:
- 2 Основные пути увеличения прибыли
- Доля маржинального дохода в выручке Если известен порог рентабельности, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости (зфу): Выручка – Порог рентабельности
- Анализ эффективности использования ос
- Деньги на расчетных счетах, в аккредитивах
- 12.1.1. Понятие "повышение квалификации"
- 12.1.2. Формы повышения квалификации
- Определение потребностей в обучении как стратегически важная задача развития компании в целом
- Важность “внешней” и “внутренней” диагностики
- Положительные стороны:
- Недостатки:
- Источники поиска кандидатов для отбора персонала
- Лицензирование и стандартизация туроперейтинга
- Чистая текущая стоимость (npv)
- Индекс прибыльности инвестиций (pi)
- Внутренняя норма рентабельности (irr)
- Дисконтированный срок окупаемости инвестиций (dpp)
- 11.2. Международная форма бизнес-плана (юнидо, разработанная оон по промышленному развитию)
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
- Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
- Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
- Статья 1. Основные понятия
- Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости.
- Правило максимин (критерий Ваальда).
- Правило максимакс
- Правило минимакс (критерий Севиджа)
- Правило Гурвица
- 6.7. Система Lodging Touch
- 6.9. Система Fidelio
- 6.12. Система Nimeta
- 6.3. Автоматизированная система управления гостиницей «Русский отель»
- 6.2. Система автоматизации гостиниц Hotel-2000
- 3 Определения
- 4 Общие требования к гостиницам
- 12. Применение Знака категории средства размещения
- Вопрос № 84. Требования к основным типам туристических гостиниц
- Отели Holiday Inn
- 1. Основные понятия и определения
- Формирование тура.
- Континентальный завтрак
- Расширенный завтрак
- Английский завтрак
- Американский завтрак
- Завтрак с шампанским
- Поздний завтрак
- Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств
- 1. Положительные моменты.