Глава I. Анализ научно-методической литературы по теме исследования
1.1 Особенности физического развития пловцов
Физическое развитие, как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (закономерности возрастной последовательности к неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.). В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых время и функции организма претерпевают существенные изменения (в частности, к зрелому возрасту длина и объем тела увеличиваются в несколько раз, а масса тела, величины проявляемой мышцами силы, минутного объема крови и ряд других параметров, характеризующих морфофункциональные возможности,- многократно, некоторые даже в 20-30 раз и более). Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием (В.И Лях.,1998).
В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития оно может иметь различный характер - быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы придать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увеличение функциональных возможностей организма, повышение общего уровня работоспособности, необходимой для созидательного труда и других общественно- полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, существенно отодвинуть сроки возрастной инволюции (регрессивных изменений) физических кондиций организма, естественно наступающей по мере старения. Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида, и реализуется при определенных условиях в физическом воспитании (Л.П.Матвеев,1991).
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости - имеет большое значение. Под двигательной функцией мы понимаем совокупность физических качеств, двигательных навыков и умения пловцов. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды. Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека (А.Д Новиков, Л.П Матвеев., 1976).
Физиологическими предпосылками воспитания физического качества быстроты служит постепенное повышение функциональной подвижности и возбудимости нервно-мышечного аппарата, а также интенсивное развитие способностей к выполнению быстрых движений отдельными частями тела.
Однако у пловцов способность к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно- силовых упражнений, пробеганием коротких (50-60 м) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.
Следует постепенно приучать спортсменов и к сохранению статистических поз при обязательном контроле за дыханием. Применение статистических упражнений вызывается необходимостью поддержания правильного положения тела при выполнении упражнений. Особое значение статистические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки.
К подростковому и в особенности к юношескому возрасту, в следствии относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные возможности для развития силы.
Тренер, педагог всегда обязан помнить, что у пловцов чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в формировании некоторых двигательных навыков.
Совершенствование гибкости происходит во время занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта.
Использование на тренировки игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость занимающихся.
Создатели учения о физическом развитии человека (В.В. Бунак, 1940 и П.Н. Башкиров, 1962) трактуют физическое развитие как комплекс морфо - функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил. Применительно к пловцам физическое развитие определяется как процесс формирования структурно - функциональных свойств, один из наиболее авторитетных современных исследователей проблем, классифицирует физическое развитие как комплекс морфо - функциональных признаков (Булгакова Н.Ж,1976).
Таким образом, существует две основные трактовки термина «физическое развитие пловца»: 1) как комплекса показателей, свидетельствующих об уровне, «крепости» здоровья индивида, «запасе его физических сил», 2) комплекса признаков, отражающих уровень (и процесс) возрастного развития. И та и другая оценки основаны на сравнении индивидуальных морфо - функциональных показателей пловцов.
Если оценивать физическое развитие пловцов разных разрядов по стандартам прежних лет, можно убедиться, что с оценкой физического развития «чрезмерное» постепенно возрастает за счет уменьшения «нормы», в то же время по современным стандартам они попадают в границы этой «нормы». И это не столько результат акселерации роста и развития, сколько следствие повышения жирового компонента в массе тела ( Лях В.И.,1988).
Установлено также, что превышение показателей роста и массы тела в пределах статистической «нормы» даже на незначительную величину отрицательно сказывается на функциональных возможностях и работоспособности пловцов, что делает сомнительным возможность установления «нормы» по среднестатистическим нормативам.
- Введение
- Глава I. Анализ научно-методической литературы по теме исследования
- 1.2 Общая физическая подготовка пловцов различных спортивных разрядов
- Глава II. Результаты исследования и их обсуждение
- 2.1 Методы и организация исследований
- 2.2 Анализ показателей физического развития пловцов I,II-го спортивных разрядов
- Выводы