logo
municipalnye_celevye_programmy_poryadok_razrabotki_i_prinyat

2.3 Анализ механизма и проблемы формирования целевых программ города Барнаула

Механизм формирования муниципальных целевых программ содержит комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых в порядке, определяемом Положением «О порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ», утвержденным Решением городской Думы от 27.10.2006г. №441 [16]. Муниципальная целевая программа обеспечивает эффективное решение задач в области муниципального управления, социально-экономического, экологического и культурного развития муниципального образования городского округа – города Барнаула.

Инициатором разработки программы могут выступать любые юридические и физические лица, а также должностные лица органов местного самоуправления.

Заказчиком разработки программы выступает орган местного самоуправления, который инициирует разработку программы, координирует управление реализацией программы, отвечает за её выполнение.

Основные функции заказчика:

Заказчик несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него функций в соответствии с действующим законодательством.

Заказчик может разрабатывать проект программы самостоятельно либо осуществляет отбор разработчика и выдает ему задание.

Проект программы разрабатывается в соответствии с действующим законодательством и требованиями Положения «О порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ».

К компетенции Барнаульской городской Думы относится:

К компетенции администрации города относится:

В процессе разработки и реализации программ выделяются следующие этапы:

Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации программ осуществляет комитет по экономике и инвестициям администрации города Барнаула.

Стратегическая цель программы – описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций органов местного самоуправления муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края.

Программы разрабатываются для решения следующих задач:

Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы.

Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию и оформлению муниципальных целевых программ.

В рамках программы могут осуществляться в соответствии с действующим законодательством один или несколько инвестиционных проектов.

Программа должна включать в себя всю деятельность и расходы субъекта бюджетного планирования, в том числе содержание бюджетной сети (заработная плата, коммунальные услуги, закупка товаров, капитальный ремонт и т.д.).

В первоочередном порядке должна осуществляться разработка программ, принятие которых обусловлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края, а также реализацией федеральных и краевых целевых программ, действие которых распространяется на муниципальное образование городской округ – город Барнаул Алтайского края.

Оценка и выделение проблем, требующих конкретных мер по их решению.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться цели и приоритеты Стратегии развития Барнаула до 2010 года, прогноза социально-экономического развития города, результаты анализа экономического, социального, культурного и экологического состояния города Барнаула.

Критерии, на основе которых производится отбор проблем для их программной разработки:

Принятие решения о разработке программы

Предложения о разработке программы с обоснования направляются инициатором в специально созданную комиссию в соответствии с типовой формой. Состав и порядок работы комиссии определяются главой города Барнаула.

В случае принятия комиссией решения о разработке программы по внесенному предложению (проблеме) готовится распоряжение главы города о разработке программы, в котором указывается:

Структура программы состоит из следующих разделов:

  1. Паспорт программы.

  2. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин её возникновения, целесообразность и необходимость её решения программными методами.

  3. Основные цели и задачи программы, которые должны быть измеримы индикаторами результативности.

  4. Индикаторы оценки результативности и планируемых результатов.

Оценка результативности и планируемых результатов представляет собой анализ эффективности мероприятий с точки зрения затрат на их выполнение и получение конкретных результатов. Анализируются мероприятия по привлечению денежных средств из всех источников. Для коммерческих инвестиционных проектов осуществляется расчет альтернативных вариантов проектов.

Оценка результативности и планируемых результатов представляется в табличной форме в виде целевых индикаторов.

Целевые индикаторы - измеряемые количественными показателями решения поставленных задач, позволяющие оценить ход реализации программы по этапам. Они разрабатываются исходя из поставленных целей целевой программы, планируемых ожидаемых результатов и представляются в виде показателей прямого результата, показателей конечного результата и показателей экономической эффективности.

  1. Перечень программных мероприятий.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

6. Источники финансирования программы. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета города, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом.

7. Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за её реализацию.

8. Сроки и этапы реализации программы определяются разработчиком исходя из сложности проблем и путей их решения.

9. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общей оценки её вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценки рисков её реализации.

10. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости – и после её реализации.

11. Методика оценки эффективности программы (с учетом её особенностей). Раздел должен включать в себя показатели, которые необходимы для анализа и оценки:

- конкретных результатов выполнения программы по годам;

- использования средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

- эффективности реализации программных мероприятий.

Основными инструментами оценки социально-экономической эффективности программ являются сведения, показатели и методы их расчета, применяемые разработчиками программы. В разделе приводятся как конкретные показатели, так и методики, применяемые для оценки ожидаемой социально-экономической эффективности целевой программы.

12. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах для достижения целей и результатов программы с указанием финансового обеспечения с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования.

Комиссия в течение одного месяца со дня получения проекта программы оценивает представленный заказчиком проект целевой программы, включая альтернативный вариант, делает заключение по итогам проведения экспертизы проекта программы и предварительной бюджетной заявки.

Критерии оценки для проведения экспертизы программы:

Заключение комиссии направляется заказчику программы.

В случае, если заключение комиссии содержит замечания и предложения по проекту программы, заказчик в течение одного месяца со дня получения заключения организует доработку проекта программы.

Доработанный проект программы направляется повторно в комиссию для оценки и получения положительного заключения.

Программа утверждается Барнаульской городской Думой.

Внесение программы на рассмотрение Барнаульской городской Думы осуществляется в порядке, установленном Регламентом Барнаульской городской Думы.

Реализация и финансирование программы

1. Источниками финансирования программы могут быть средства федерального, краевого и городского бюджетов, а также привлекаемые средства внебюджетных источников.

2. Перечень программ, финансирование которых предусматривается в очередном финансовом году, представляется на рассмотрение коллегии администрации города и утверждение Барнаульской городской Думой в составе материалов к проекту бюджета города.

3. При подготовке проекта бюджета города определяется объём финансирования программ в очередном финансовом году на основе бюджетных заявок, представленных заказчиком, с соответствующим обоснованием.

4. Принятые к финансированию на очередной финансовый год программы финансируются из бюджета города согласно утвержденным объёмам финансирования.

5. Режим сокращения, увеличения расходов программ может быть введен в случаях и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Изменения или досрочно прекращение реализации программы могут происходить в случаях:

- досрочного выполнения программы;

- отсутствия (прекращения) финансирования;

- возникновения непредвиденных обстоятельств.

Решение о внесении изменений или досрочном прекращении реализации программы принимает Барнаульская городская Дума по предложению главы города Барнаула.

7. Заказчик программы ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся программы (заключения, соглашения, договоры, контракты, распорядительные документы, утвержденная программа, акты сверки выполненных работ, бюджетные заявки, результаты анализа хода выполнения мероприятий и т.д.).

Контроль за ходом реализации программы:

1. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города ежеквартально представляет в комитет по экономики и инвестициям администрации города отчёт о выделении средств из бюджета города на финансирование программ.

2. Заказчик программы осуществляет текущий контроль над выполнением программных мероприятий и ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в комитет по экономики и инвестициям администрации города отчет, содержащий:

- перечень выполненных мероприятий программы;

- анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий;

- предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации программы;

- подтверждение целевого использования выделенных на финансирование программы средств.

3. Годовой отчет об исполнении программы представляется заказчиками программ в комитет по экономики и инвестициям администрации города.

Отчет должен содержать:

- данные о финансировании программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования;

- процент реализации программы;

- уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности.

4. По истечении срока выполнения программы заказчик в течение одного месяца готовит и направляет в комитет по экономике и инвестициям администрации города сводный ответ о выполнении программы. К отчету прилагается пояснительная записка, отражающая состояние проблем, на решение которых была направлена программа, степень достижения поставленных целей и результатов, эффективность завершенной программы.

5. Комитет по экономике и инвестициям администрации города с учетом полученной информации проводит анализ и оценку социальных и экономических последствий выполнения программ, а также готовить сводный отчет о ходе реализации программ и представляет его главе города Барнаула.

6. Годовой отчет о реализации программ в отчетном финансовом году представляется комитетом по экономике и инвестициям администрации города на рассмотрение коллегии администрации города и утверждение Барнаульской городской Думой одновременно с отчетом об исполнении бюджета города за соответствующий год.

Проанализировав социально-экономическое развитие города Барнаула можно сделать следующие выводы:

В настоящее время территория города Барнаула включает в себя пять административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский и Центральный.

Барнаул является крупным многофункциональный региональный центр, выполняющий административно-управленческие, промышленные, научно-образовательные, транспортно-распределительные, торговые, сбытовые и другие функции.

За 2005 – 2007 годы средняя заработная плата в городе выросла вполовину и по итогам 2007 года составила 7696 рублей.

В течение 2007 г. наблюдается динамика сокращения просроченной задолженности по заработной плате. С целью улучшения ситуации с выплатой заработной платы в городе действует Программа повышения заработной платы работников различных секторов экономики города.

В последнее время активно развивается производственная деятельность на предприятиях города, в особенности на предприятиях, производящих мебель, пластиковые окна и на ряде пищевых производств. Бизнес оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов.

По итогам 2007 года объем финансирования муниципальных целевых программ составил 3,4 млрд. рублей или 95,6% от плана на год.

Анализ реализации муниципальных целевых программ, действующих в 2007 г. в г. Барнауле, показывает, что эффективность выполнения отдельных программ снизилась. Вместе с тем, в большинстве программ сохранены положительные тенденции роста основных целевых показателей [21].

Анализируя механизм формирования и реализации муниципальных целевых программ в городе Барнауле выявлены ряд проблем:

- отсутствие статистических данных;

- отсутствие молодежной социально-психологической службы;

- отсутствие муниципального общественно-информационного центра.

В число наиболее актуальных социально- экономических проблем входит занятость наседания города, а в особенности молодежи города Барнаула.

Учитывая значимость проблемы, нами предложен проект муниципальной

целевой Программы «Кадровая политика молодежи Барнаула».