Введение
Актуальность темы. Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.
Принципиальное значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами».
В этих условиях закономерно возрастает роль программно-целевого управления, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.
В последние годы в ряде регионов страны предприняты попытки апробации его инструментария на муниципальном уровне. Однако, они связаны преимущественно с разработкой программ, адресованных отдельным подсистемам жизнедеятельности городов. Иными словами, муниципальное образование как целостная система пока не стала объектом такого управления.
В существенной мере такое положение обусловлено отсутствием теоретических представлений, адекватно отражающих возможности программно-целевого управления, специфику его содержания и организации применительно к городским и сельским муниципальным образованиям. Несовершенен и методический аппарат, применяемый при разработке и реализации целевых программ местного развития.
К сожалению, приходится констатировать, что развитие программно-целевых методов территориального управления и планирования в России тормозится в связи с сохраняющейся неопределенностью и отсутствием четкого разделения прав и полномочий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, не отрегулированы и федеративные отношения, в том числе в области межбюджетных финансовых потоков. Все более становится очевидным, что региональные и муниципальные программы должны опираться на финансирование из собственных бюджетов, активно привлекая инвестиции, создавая благоприятные условия, в том числе повышая инвестиционную активность предприятий и населения региона [48].
Степень разработанности темы. Значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание программно-целевого управления, его методологическую основу внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Джанджугазова Е.А., Рапопорт B.C., Мильнер Б.З., Родионова Л.В., Райзберг Б.А., Лобко А.Г., Голубков Е.П., Пекарский Л.С., Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Кремлев Н., Тутуков А., Гизатуллин Х.Н.,А. Ганбегян, И. Галушка, А. Гранберг, Ф. Каст, Ю. Катасонов, С. Качаунов, К. Костев, В. Лексин, и др.
Несмотря на большой интерес исследователей к названной проблематике, многие принципиальные вопросы только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с выявлением особенностей и принципов организации программно-целевого управления развитием муниципальных образований, обобщением позитивного отечественного и зарубежного опыта такого управления, обоснованием направлений и методического обеспечения его совершенствования.
Цель работы состоит в развитии теоретических положений, разработке методического обеспечения и научно-практических мер, связанных с совершенствованием программно-целевого управления развитием муниципальных образований.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- изучить понятие и сущность программно-целевого метода управления;
- классифицировать целевые программы;
- изучить региональный опыт целевых программ;
- проанализировать основные социально-экономические показатели развития Центрального района г. Барнаула.
- оптимизировать механизм по формированию муниципальных целевых программ;
Объект исследования: муниципальные целевые программы и нормативно-правовая база.
Предмет исследования: экономико-организационные отношения, опосредствующие процессы разработки и реализации целевых программ, нормативно- правовые акты, муниципальные целевые программы города Барнаула.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских центров по проблемам программно-целевого управления. Методологической основой послужили статистические, математические, социологические методы исследования.
- Задание по дипломному проекту
- Содержание
- Введение
- Теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований
- 1.1 Сущность и особенности программно-целевого управления
- 1.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ
- 1.3 Региональный опыт формирования целевых программ
- Анализ применения программно- целевого подхода в решении социально- экономических проблем города Барнаула
- 2.1 Анализ социально- экономического развития городского округа города Барнаула
- Анализ реализации муниципальных целевых программ в городе Барнауле
- 2.3 Анализ механизма и проблемы формирования целевых программ города Барнаула
- 3 Разработка муниципальной целевой программы «Кадровая политика молодежи Барнаула»
- 3.1 Мероприятия по оптимизации механизма формирования муниципальной целевой программы
- 3.2 Ожидаемый эффект от предложенных мероприятий
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения