logo
regionalnaya_ekonomika

13. Легкая промышленность и ее сущность.

Лёгкая промышленность — совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.

Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.

Лёгкая промышленность объединяет несколько подотраслей:

Текстильная.

Хлопчатобумажная.

Шерстяная.

Шёлковая.

Льняная.

Пенько-джутовая.

Трикотажная.

Валяльно-войлочная.

Сетевязальная.

Швейная.

Галантерейная.

Кожевенная.

Меховая.

Обувная.

Лёгкая промышленность России в 2005 году включала около 14 тысяч предприятий и организаций, из которых 1437 относились к крупным и средним.[6] Тем не менее, 70 % объёма производства приходится на 300 наиболее крупных предприятий.[8] Общая численность занятых в отрасли составляла свыше 550 тыс. человек, из них 80 % — женщины.[6] Доля продукции, производимой по заказам силовых структур, составляла около 11 % от общего объёма выпуска продукции лёгкой промышленности.[6] Объёмы производства продолжают сокращаться, в 2005 году по сравнению с 2004 годом объёмы производства в текстильной и швейной промышленности сократились на 1,5 %, в кожевенной и обувной промышленности — на 2,7 %.[6] Доля российского производства в общем объёме оборота товаров лёгкой промышленности в России составляет всего 20 %.[9] В лёгкой промышленности функционируют 20 специализированных научно-исследовательских институтов.[10]

Основные проблемы отрасли:

низкий уровень заработной платы. Лёгкая промышленность непривлекательна для молодежи и специалистов. В январе 2006 года среднероссийский уровень заработной платы в текстильном и швейном производствах составлял 4054 рубля (46 % от среднего уровня заработной платы в перерабатывающих отраслях промышленности).[6]

использование морально и физически устаревшего технологического оборудования. На начало 2005 года доля оборудования, эксплуатируемого более 10 лет, составляла 77,4 %. Ежегодное обновление парка оборудования в отрасли не превышало 3 — 4 %, в то время как в экономически развитых странах аналогичный показатель составлял 14 — 16 %.[6]

высокая доля теневого и незаконно ввезенного товара на потребительском рынке. Более 62 % изделий лёгкой промышленности, представленных на российском рынке — товары теневого производства или товары, незаконно ввезенные на территорию России.[6]

большинство предприятий сосредоточено в провинции и многие из них являются градообразующими. В случае банкротства таких предприятий без работы останется значительная часть населения таких городов.[8]

нехватка у предприятий собственных средств на развитие производства.[11]

Крупнейшие компании отрасли:

«Восток-Сервис» — ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности, включающая 10 текстильных, швейных и обувных фабрик (292 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году).

«Альянс „Русский Текстиль“» — производство и реализация готовой текстильной продукции и всех видов ткани, производство одежды, фурнитуры, дистрибуция товаров текстильного производства (330 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году).[12]

В 2005 году Минпромэнерго Российской Федерации разработало план мероприятий по развитию лёгкой промышленности на 2006—2008 годы, который включал следующие направления:

формирование цивилизованного внутреннего рынка потребительских товаров;

стимулирование инвестиционного процесса;

развитие сырьевой базы легкой промышленности;

стимулирование экспорта;

развитие инновационной деятельности;

подготовка кадров.[6]