logo
гмт ответы на вопросы

Понятие «деловой туризм». Виды делового туризма. Основные центры конгрессно-выставочной деятельности в мире.

Деловой туризм — поездки людей, чаще всего бизнесменов и государственных служащих

с деловыми целями: подписания договоров, контрактов, проведения переговоров, консультации,

обмен опытом и т. д. Нередко к деловому туризму относят так же поездки на съезды, конгрессы,

конференции, ярмарки и выставки (событийный туризм). Туры, ориентированные на посещение

деловыми туристами различного рода мероприятий — конгрессов, семинаров, выставок —

получили название интенсив-туры. В деловом туризме заняты люди хорошо обеспеченные,

тратящие много денег на транспорт, дорогие номера в отелях, на сувениры и покупки, экскурсии

и др. Необходимо отметить, что деловые туристы всегда открывают новое туристическое

направление. Для нетуристских стран доля лиц, въезжающих с деловыми целями, составляет до

70-75 %, в развитых в туристском отношении странах 10-15 % и меньше, а в целом по миру

достигла 20 %, что составляет более 100 млн прибытий со служебными целями. Основная их часть

падает на Европу, Северную Америку и Юго-Восточную Азию. В 1991 г. европейские государства

зарегистрировали 27,5 млн деловых убытий, из которых 56 % приходилось на командировки

бизнесменов, 20 % на конгрессные туры, 20 % — выставки и ярмарки и 4 % — прочее. Европа

занимает первое место и по расходам на деловой туризм. По убытиям и прибытиям с деловыми

целями в Европе лидирует Германия. По прибытиям деловых людей выделяются Великобритания,

Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария Бельгия. Однако в последнее время

в лидеры по убытиям, прибытиям и расходам на деловые цели выдвигаются США и Восточная

и Юго-Восточная Азия. В США в 1992 г. прибыло 3,1 млн деловых людей. В Юго-Восточной

Азии выделяются Сингапур (1,1 млн чел.) и Япония (935 тыс.)

Шопинг всегда присутствовал в туризме, но до последнего времени как самостоятельный

вид туризма не выделялся, так имел второстепенное значение в туристских поездках. С развалом

мировой системы социализма, открытием границ, упадком национальных экономик и обнищанием

населения бывших социалистических стран значительная часть туристов стала выезжать

исключительно с коммерческой целью. В отличие от западноевропейских стран, где поездки

с целью покупок в соседнюю страну осуществлялись в индивидуальном порядке, в бывших

соцстранах, в связи с сохранением пограничных и таможенных формальностей, коммерческий

туризм стал носить преимущественно организованный порядок и осуществлялся через туристские

фирмы. Основные страны поставщики шоп-туристов — Польша, Россия, страны СНГ

и Прибалтики, а страны вывоза товаров — Китай, Турция, Греция, Арабские страны.

Соответственно для первых стран из-за мощности туристского потока коммерческий туризм

обуславливает большой дефицит туристского баланса, а для вторых — значительный доход.

Россия и ряд других стран начинают вводить законодательные меры по ограничению выездного

коммерческого туризма, а страны ввоза валюты наоборот поощрительные меры на въезд. В целом

же вытеснение шопинга, как главной цели туристской поездки, возможно только при

нормализации состояния национальной экономики.

«деловой туризм – есть совокупность отношений и явлений, которые возникают при перемещении и местонахождении в рабочее время людей, основной мотивацией которых является посещение и участие в разного рода деловых встречах, конгрессах, конференциях, выставках, ярмарках и инсентив- мероприятиях, в местах, отличных от их обычного место проживания и работы»

Деловой туризм отличают : 1 ) внесезонность – отсутствие ярко выраженных сезонных пиков и спадов . 2) массовость поездок- возможность организации деловой поездки сразу для нескольких тысяч людей , 3) Высокая степень прогнозируемости деловых поездок , деловые туристы заблаговерно планируют поездки, иногда даже за несколько лет . 5) слабая зависимость от природно – климатического фактора. 6) привлечение к подготовке и осуществлению деловой поездки значительно более широкого контингента специального персонала – организаторов пл сравнению с другими видами туризма. К основным целям совершения деловых путешествий относится: Проведение встреч и переговоров с партнёрами;Проведение совещаний с руководством и коллегами, представителей филиалов и дочерних структур; Инспекция работы представительств и филиалов; Установление и налаживание деловых контактов; Посещение профессиональных мероприятий (выставок, конференций и т. д.); Обучение сотрудников; Обращение в государственные структуры различных стран, с целью получения сертификатов, лицензий, разрешений и т. д.

Организаторами научного туризма могут быть:

- Международные государственные организации (ООН, ЕС) или их специализированные учреждения (ЮНЕСКО). - Международные неправительственные организации, национальные и муниципальные учреждения и ассоциации внеправительственного характера. - Организации, проводящие эти конгрессы, семинары, симпозиумы. - Специализированные органы, бюро, агентства государственного и частного характера.

Деловой туризм формирует свои потоки, основная часть их падает на Европу, Северную Америку и Юго-Восточную Азию. К этим же регионам и в такой же последовательности тяготеют потоки деловых туристов. Среди европейских го­сударств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания,  Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей Европейского Союза.

Основной "поставщик" деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн. немцев отправляются в командировки, из них 3% выезжают за рубеж, 21% путешествуют за границу и внутри своей страны, 76% совершают служебные поездки по Германии.

В Америке потоки деловых людей устремляются в основном в США, а в Юго-Восточной Азии — Сингапур и Японию.

В Африке высокие темпы роста делового туризма показывали Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в абсолютном выражении лидировали Египет, Южно-Африканская Республика и Марокко. На Ближнем Востоке основные потоки деловых людей устремлялись в нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия и др.), а также в Израиль и Иорданию.Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12-14 дн­ей, внутри региона — 5-6 дней, а по своей стране — 3-4 дня.

Специалистами вместо понятия «бизнес-туризм « часто используют английский термин – MICE ( Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions).

География бизнес - поездок. Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн. бизнес - поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристских потоков со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив - туры для служащих фирм. Занимая первое место в мире по количеству прибытий и расходам на деловой туризм, Европа постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в начале 90-х годов. В условиях экономического спада компании перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В отличие от европейских американские фирмы продолжали наращивать объемы финансирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличивали расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов. Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - это мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком. Основной "поставщик" деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн. немцев отправляются в командировки, из них 3% выезжают за рубеж, 21% путешествуют за границу и внутри своей страны, 76% совершают служебные поездки по Германии. Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12-13 дней, внутри региона - 5-6 дней, а по своей стране - 3-4 дня. Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, а в Великобритании - каждое третье. Заметную роль на рынке бизнес - туризма играют страны Центральной и Восточной Европы. С началом перестройки в общественной и экономической жизни они стали представлять интерес для деловых кругов Запада. В первой половине 90-х годов на постсоциалистическом пространстве этот сегмент туристского рынка развивался особенно динамично. Если общее количество туристских прибытий в страны Центральной и Восточной Европы увеличилось с 1992 по 1995 г. на треть, то со служебными целями на 60%. В результате, доля бизнес - поездок в туристском потоке в регион была самая высокая в мире - около 30% в 1995 г. Исключение составляли две страны: Румыния, где падение объемов делового туризма в середине 90-х годов происходило вследствие роста темпов инфляции, и Болгария, которая не могла преодолеть затяжной кризис в финансовом секторе экономики и сокращение национального производства.

.Понятие «деловой туризм». Виды делов. туризма. Осн. центры конгрессно-выставочной деят-сти в мире.  Деловой туризм – путешествия со служебными или профессион. целями без получения доходов по месту временного пребывания. Выделяют корпора-тивную трэвэл-индустрию (CTI - заключение контрактов с поставщиками туруслуг) и индустрию встреч (MICE – Meetings Incentive Conferences Events – выставки, ярмарки, презента-ции, конференции, конгрессы). Продолж-сть поездки: 3-4 дня в своей стране, 5-7 внутри региона, 12-14 на др. континенте. Виды: индивид. бизнес-туры, конгрессный туризм, выставочный туризм, обслуживание делегаций, образоват. туризм. Крупнейшее агентство- American Express (1850 г.) Конгрессно-выстав. деят-сть характеризуется сезонностью (осень, весна), выставки проводятся в странах - лидерах в производстве рекламир. продукции, ежегодно, иногда дважды в год, домин. внутр. турпотоки. Европа: первое место по расходам на деловой туризм, развиты передовые и наукоемкие отрасли, инф-ра, выс. уровень безопасности. Лидируют Герм., Фр., Австрия, Испания. Аутсайдеры – Румыния и Болгария. Германию называют страной выставок: Ганноверская ярмарка, Книжная выставка во Франкфурте-на-Майне, Междунар. туристич. биржа, Междунар. выставка современ. искусства, конфе-ренция по нанотехнологиям в Берлине, фармацевтич. выставка, ярмарка «Вина и спиртные напитки», выставка спорт. туризма и путеш. в Дюссельдорфе. Более 11 тыс. площадок, ежегодно более 150 междунар. выставок и ярмарок, более 10 млн посетителей, которые расходуют около 10 млрд евро. Франция: Европ. промышленный форум, Парижская книжная ярмарка, Выставка туристич. транспорта. Нидерланды: Междунар. выставка отельного бизнеса и индустрии обществ. питания. Бельгия: Междунар. тур. выставка, Европейское мотор-шоу, Выставка предметов искусства и антиквариата. Австрия: Междунар. выставка чая и кофе, Торговая ярмарка для ресторанного и гостиничного бизнеса, Автомоб. салон. Швейцария: Всемирный экономич. формум в Давосе, Междунар. автошоу в Женеве, Когресс европ. бизнес-авиации, Всемирная выставка продуктов питания. Испания: Выставка зимних видов спорта в Барселоне и Междунар. выставка ювелирных украшений в Мадриде. Италия: Выставка женской модной одежды, Междунар. выставка гостиничной индустрии в Милане. Великобр.: Междун. выставка игровой индустрии и развлечений, Выставка туризма и путеш., Тур. ярмарка круизов, Выставка ресторан. бизнеса. Осн. центрами в России считают Москву и С-П: 2,5 тыс. выставок ежегодно, но доля России всего 2 % (Герм. – 20%). Америка: преоблад. внутрирегион. перемещения, каждая восьмая поездка - со служ. целями. Лидер – США. Крупнейшие центры – Вашингтон и Нью-Йорк. Азиатско-Тихоок. регион: около 20% поездок с деловыми целями. Лидеры – Китай (более 2 тыс. выставок, около 150 площадок), Тайвань, Гонконг, Япония. В Ю. Азии – Индия, в Юго-Вост. - Сингапур. Африка: прирост активности в деловом секторе отмечается в ЮАР и Марокко, но их доля чрезвыч. низка. Средний Восток: Египет, Сауд. Аравия, ОАЭ.