2.3. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (ГХ—XIклассы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.
Особенности возрастного развития. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе.
В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными труппами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. .
Тем не менее в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.
Задачи физического воспитания. К ним относятся:
содействие гармоничному физическому развитию, выработка умении использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, про тивостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и раз носторонней физической подготовленности;
приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений при менять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно- силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координацион ных (быстроты перестроения двигательных действий, согласова ния, способности к произвольному расслаблению мышц, вести булярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;
закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции.
Средства физического воспитания. Программа физической активности детейстаршего школьного возраста весьманасыщенна и разнообразна.
Особенности методики физического воспитания. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологическне и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.
На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества.
Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается.
В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.
- Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта
- Глава 1. Характеристика методов строго регламентированного Упражнения
- 1.1. Признаки метода строго регламентированного упражнения
- 1.2. Разновидности метода строго регламентированного упражнения
- Методы обучения двигательным действиям.
- Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.
- Глава 2.Особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста.
- 2.1. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста.
- 2.2. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей среднего школьного возраста
- 2.3. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста
- Заключение
- Список использованных источников