24 Соц.Ситуация развития соврем.Школьника
Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько: 1) более жесткий распорядок жизни. Рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться, не доставать игрушки и т. д.; 2) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил, проверяющий каждое действие школьника. Конечно, доброжелательность, улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далекая дистанция, чем у воспитателя детского сада или родителей; 3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом. Ребенок давно научился сидеть и стоять, но в школе показывают, как правильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за парты... Тем более берутся под контроль способы выполнения учебных действий. Легче привыкают к этому дети, от которых в домашних делах требуют точности: порядка в вещах, аккуратности в одежде, последовательности в уборке, правильной посадки за обедом.
Но, пожалуй, самая большая трудность школьного обучения в том, что оно требует теоретического мышления, интереса к теоретическим знаниям. Ребенок может легко сообразить, что если у него было 3 рубля и на рубль он купил конфет, то осталось 2 рубля. Но на вопрос, как уменьшится число 3, если от него отнять единицу, - отвечает: 5, 7, 9 - любое число. Даже если к 2 косточкам прибавляют 1 косточку и отвечают, что получилось 3 косточки, на вопрос в теоретическом плане 2 + 1 могут ответить 8, 7 и т. д.
Интерес к теории развивает чтение книг, словесные игры, игры с математическим содержанием типа: отгадай, какое число стоит между 3 и 5, сколько косточек в правой руке, если в левой 2, а в двух руках 4 и т. д. Игра помогает оторвать теоретическое содержание от конкретных житейских представлений. Таким образом, вхождение в школьную жизнь требует определенной перестройки поведения.
Анатомо-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьезную работу. После 7 лет заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобные доли. Усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга - основа сдержанности и точности реакций. В этот период формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. Окостенение скелета не закончено, появляются большие возможности для развития спортивных навыков и большая опасность искривления позвоночника при неправильной посадке. Правильная поза за столом - важнейшее условие работоспособности школьника.
У детей слабо развита мелкая моторика, кисть руки быстро утомляется. Поэтому, даже стараясь переписать работу заново, ребенок может сделать еще хуже в результате утомления. И в школе, и дома надо чередовать работу с отдыхом, с разминкой для пальцев.
Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооценку и самопринятие.
Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.
Особенности учебной деятельности следующие. Содержанием ее выступают научные понятия, законы науки и общие способы решения практических задач. Их усвоение составляет цель учебной деятельности. Ее результат -не изменение окружающей действительности, а изменение самого ученика, субъекта учения.
Подросток
современная социальная ситуация развития детей подросткового возраста содержит в себе противоречие. Оно состоит в том, что, с одной стороны, за прошедшие несколько десятилетий произошло вполне закономерное увеличение длительности детства, в том числе его подросткового периода. В связи с этим возраст перехода в позитивную фазу подростничества с ее новыми содержательными интересами вышел за рамки средних классов школы. С другой стороны, в обществе существует обратная тенденция -- к все более раннему началу систематического обучения и, соответственно, к более раннему завершению среднего образования и переходу в высшую школу.
В результате оказывается, что современные подростки просто не успевают в период обучения в основной средней школе (5-9-й классы, 10-15 лет) пережить негативную фазу этого возраста. Кроме того, выход в его позитивную фазу затрудняется наличием преждевременных ожиданий и требований взрослых, часто порождающих дополнительную волну негативизма.
Другой вариант искажения развития -- сохранение в возрасте, соответствующем подростковому периоду развития (иногда вплоть до окончания девятого класса, а то и дольше), психологических и личностных особенностей, свойственных младшему школьнику или даже дошкольнику.
При этом одни ребята остаются эмоционально позитивными, открытыми, более или менее успешными в учебе и увлекающимися «детскими» занятиями (рисованием, играми, коллекционированием, домашними животными), а другие замыкаются в себе, делаются тревожными, неуспешными, у них появляются трудности в поведении и обучении.
Д. Абрамцева и М. Пилюгина (РГГУ) исследовали особенности мироощущения современных московских подростков. Ребятам предлагали написать несколько предложений о себе и о своих любимых занятиях, нарисовать дом, в котором они хотели бы жить через 20 лет, когда станут взрослыми, заполнить специально составленные опросники.
В результате было показано, что современные подростки зачастую не ориентированы на будущее, не строят планы, а, напротив, склонны к идеализации «безответственного» детского прошлого или того образа жизни, который они ведут в летние месяцы, на даче.
Почти все они (в той или иной степени) негативно относятся к перспективе взросления. Это, по всей вероятности, отражает защитную позицию детей по отношению к взрослым, постоянно побуждающим их к принятию на себя ответственности за свое познавательное развитие, за становление содержательных интересов.
О “потерявшемся поколении”, о бедственном положении и духовном нездоровье современной молодежи сказано и написано немало. Самое драматическое состоит в том, что происходит десоциализация молодежи, отчуждение ее от общественных идеалов, интересов и ценностей, от социума.
Для многих молодых людей смыслом и делом жизни становятся деньги любой ценой, а совесть и честь перестают быть мерилом во взаимоотношениях между людьми, компасом поведения и отношений. В молодежной среде утрачивается иммунитет к псевдокультуре, к вирусам зла, насилия и низменных страстей.
Исследования подростков в возрасте 12 - 15 лет. Эмпирические данные позволили сделать следующие выводы:
1. Увлечения современных подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими;
2. Они не ориентированы на будущее, а склонны к идеализации «безответственного» детского прошлого;
3. Выделено три фазы развития интересов подростков;
4. В развитии интересов сосуществуют две тенденции - с одной стороны отмена увлечений предыдущего возраста увлечениями последующего, а с другой - преемственность между ними;
5. Принятые сегодня формы внеклассной работы ставят ребенка в центральное положение, однако ребенок при этом остается пассивным.
Деятельность будет принадлежать самому ребенку и обеспечивать его развитие только тогда, когда будет носить более субъектный характер.
Только в этом случае возможен переход на третью ступень развития творчества, обеспечивающую свободу и ответственность сознательных выборов и поступков.
- 21 Учебная деятельность
- 26Проблема готовности к школьному обучению в совр.Теории и практике
- 38 Стили педагогической деятельности.
- 34.Психология самовоспитания
- 27Псих.Основы обучения в младшем школ.Возрасте
- 29Псих.Основы обучения в старшем школьном возрасте
- 24 Соц.Ситуация развития соврем.Школьника
- 32 Психолог.Закономерности развития личности
- 40 Психологический анализ урока