29.Мотивы посещения участников экскурсий. Типы экскурсантов.
Интеллектуально-познавательные мотивы посещения экскурсии являются доминирующими, если экскурсанты желают узнать новое, расширить представление о предмете или явлении, получить возможность углубить и систематизировать знания.
Эмоционально-эстетические мотивы связаны с желанием соприкоснуться с прекрасным, увидеть некогда услышанное и поразившее воображение. Эта группа мотивов характерна для восприятия и осмысления искусствоведческих, литературных, архитектурно-градостроительных экскурсий.
Морально-дисциплинарные мотивы доминируют, когда приход на экскурсию обусловлен не интеллектуально-познавательной потребностью, а чувством долга, ответственности, дисциплинированности. Активность восприятия материала экскурсантами может быть очень низкой.
Группируя таким образом экскурсантов, мы опираемся на типологию, предложенную Б. Ф. Омельченко.
К первой психологической группе относятся экскурсанты, действительно интересующиеся темой экскурсии и стремящиеся получить необходимые им сведения и знания. Они стараются не пропустить ни одного слова, ни одного объекта показа. Это союзники и главные помощники экскурсовода. Данный тип можно назвать конструктивным.
Ко второй группе относятся экскурсанты, образующие сверхактивный тип. Они ждали эту экскурсию и хотели не просто ее посетить, но и активно в ней поучаствовать. Однако из-за каких-то обстоятельств (опоздание автобуса, плохая погода и т. д.) начали экскурсию с испорченным настроением, за этим может последовать громкое выражение недовольства, выкрикивание реплик, вскакивание с мест. Если экскурсоводу не удается найти подход к экскурсантам этого типа и успокоить их, то они способны разрушить экскурсию.
Третью группу образуют экскурсанты соглашательского типа. Эти люди пришли на экскурсию без особого желания, поэтому не ждут от нее ничего интересного. Во время экскурсии они занимаются только осмотром достопримечательной. Иногда они могут прислушаться к тому, что говорит экскурсовод, и если это покажется им интересным, то они могут включаться в процесс восприятия экскурсии. Дальнейшее их поведение не отличается от первой группы экскурсантов, а экскурсовод чувствует растущую их поддержку.
Четвертая группа объединяет безразличных к экскурсии экскурсантов, которые абсолютно не заинтересованы в ней и уверены, что она им не нужна. Такие экскурсанты не мешают экскурсоводу, однако вид экскурсантов, лишь физически присутствующих на экскурсии, не доставляет ему удовольствия. Этот тип экскурсантов называют поверхностным.
Пятую группу составляют экскурсанты, относящиеся к конфликтному типу. Это настоящие противники экскурсовода. Они заранее настроены против содержания экскурсии: им не нравится экскурсовод, его высказывания, объекты показа и пр. Основная их задача – противопоставить себя экскурсоводу и остальным участникам экскурсии. Чаще всего экскурсионная аудитория представляет собой комбинацию если не всех, то большинства названных типов экскурсантов. Понимание экскурсоводом, что в одной экскурсионной группе реально присутствуют в разном соотношении все отмеченные типы экскурсантов, помогает выбрать точную стратегию и правильную тактику проведения экскурсии.
- 21.Обеспечение техники безопасности во время проведения автобусной экскурсии
- 22.Обеспечение техники безопасности во время проведения автобусной экскурсии.
- 23.Составляющие имиджа экскурсовода.
- 24. Вербальные средства коммуникации. Требования к речи экскурсовода. Технические характеристики речи экскурсовода.
- 25. Невербальные средства коммуникации экскурсовода.
- 27.Контакт с группой. Факторы, объединяющие аудиторию.
- 28.Влияние конфликтов на ход экскурсии. Способы разрешения конфликтов борьба с ними.
- 29.Мотивы посещения участников экскурсий. Типы экскурсантов.
- 30.Профессиональное мастерство экскурсовода