logo
ответы с 21-30 эксурс

30.Профессиональное мастерство экскурсовода

Экскурсоводческое мастерство — это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.). Это мастерство нахо¬дит выражение в уровне исполнения тех методических ре-комендаций, которые обеспечивают высокое качество пре¬поднесения экскурсионного материала.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения ос¬новными положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид искусства, который построен на: активном использова¬нии и умелом сочетании показа и рассказа; участии в про¬цессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; приме¬нении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных спе-циалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы — знания и умение.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специаль¬ности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педа¬гогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до ау¬дитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

1. Эрудиция экскурсовода.

От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами при¬нято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по од¬ному из вопросов, входящих в под тему. Такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и по¬стоянного использования основных положений экскурсион¬ной теории. Главная функция экскурсовода не только пере¬дать знания группе, но и добиться их эффективного усвое¬ния экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, ко¬торая подразумевает не только доскональное знание мето¬дических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе кото¬рого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: первая группа — факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень ме¬тодической документации, отбор объектов показа, построе¬ние маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»); вто¬рая группа — факторы, зависящие от экскурсовода (его об¬щая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культу¬ра речи, умение установить контакт с группой, практиче¬ские умения и профессиональные навыки).

Важная черта мастерства экскурсовода — умение руково¬дить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсо¬водом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

2. Интуиция экскурсовода.

Экскурсовод имеет дело с груп¬пами, разными по запросам и интересам, по своему отно¬шению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от кон¬кретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция — способность постижения истины пу¬тем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыс-лей. Интуиция приходит к экскурсоводу после нескольких лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также бы¬стро сделать выводы при возникновении интереса экскур¬сантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экс-курсантов; умении найти правильный выход при возникно¬вении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оцен¬ку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их от¬ношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскур¬соводу избежать стандарта «усредненной» экскурсии и диф¬ференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творче¬ство в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических перехо¬дов между подтемами, в совершенствовании техники веде¬ния экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ве¬дения экскурсии не должно выходить за рамки контроль¬ного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к ак¬тивным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовлен¬ные и проводимые экскурсоводами, творчески относящими¬ся к порученному делу, являются подлинными уроками

профессионального мастерства.

.