logo
диплом Зиновьева Т

1.2 Методы оценки туристского потенциала и их значение в развитии туризма

Наличие природных, историко-культурных и социально-экономических туристских ресурсов является основой не только для формирования качественного туристского продукта, но и определяет стратегию продвижения туристского региона на международном рынке туристских услуг.

Поэтому при планировании развития туризма важно не просто давать характеристику туристско-рекреационного потенциала, а проводить комплексную оценку, учитывающую природно-климатические условия, инфраструктуру туризма, уровень развития смежных отраслей в регионе, а также экологическую ситуацию и некоторые другие факторы.

В туристском ресурсоведении обычно используются отдельные методы оценки для определенных групп туристских ресурсов. Например, метод технологической оценки может быть использован применительно к природным туристским ресурсам с позиции инженерного освоения территории. Эстетическая оценка природных ресурсов основана на определении степени эмоционального воздействия туристских ресурсов на человека, определяется наличием контрастности и уникальности туристского ресурса. И если результатом технологической оценки является готовность территории к туристскому освоению и ее использованию для создания турпродукта, то эстетическая оценка определяет степень аттрактивности объектов туристского показа.

Поэтому разработка комплексной методики оценки туристских ресурсов, включающей ряд интегральных показателей, является не просто целесообразной, но имеет важное научное и практическое значение [6].

В приложении А предложена классификация методов оценки туристских ресурсов, используемых для определения туристского потенциала.

Приложение А включает количественные, качественные и комплексные методы оценки туристских ресурсов.

Картографический метод используется для знакомства с регионом и для первичной оценки туристских ресурсов, если они уже нанесены на карту. Этот метод подходит также для интерпретации результатов оценки туристских ресурсов и для формирования геоинформационных систем туристского развития территорий.

Количественные методы дают статистический материал для других методов оценки. Основные источники информации - федеральные, региональные и муниципальные реестры природных, историко-культурных и объектов инфраструктуры туризма и объектов туристского показа.

Набор качественных методов оценки более широк, он включает такие методы, как медико-биологическая, эстетическая, экономическая, экологическая оценка, а также разработанная Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) методика оценки природных и культурных туристских объектов международного значения [6]. Следует отметить, что для определения привлекательности любого туристского региона особо важна экономическая оценка его туристских ресурсов. К сожалению, этот аспект методической оценки туристских ресурсов проработан наиболее слабо. Но именно экономическая оценка туристских ресурсов может стать основой для сравнения туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов, выявления приоритетных территорий для инвестирования в туристскую отрасль. То есть экономическая оценка должна занимать центральное место в модели комплексной оценки туристских ресурсов региона.

Кадастр туристских ресурсов базируется на кадастрах природных ресурсов и особо охраняемых природных территорий.

Разработка единого кадастра туристских ресурсов предполагает сбор сведений о наличии природных, историко-культурных ресурсов и объектов инфраструктуры региона. Процесс создания Единого кадастра туристских ресурсов очень важный, но трудоемкий и требует огромных финансовых затрат.

Частично проблема по сбору информации о туристских ресурсах начинает решаться на местах. Администрации муниципальных образований, Правительства инициируют создание баз данных наличия и состоянии туристских ресурсов.

Разрабатываются программы регионального развития туризма, которые включают анализ туристско-рекреационного потенциала территорий.

Параллельно с формированием кадастров туристских ресурсов создаются геоинформационные системы туристского развития территорий (туристские геопорталы). Такие системы могут служить информационной базой для оценки туристских ресурсов пользователями (органами управления туризмом, турфирмами и отдельными туристами).

Туристский потенциал включает все предпосылки создания турпродукта в регионе, то есть имеющиеся ресурсы и условия для приема и обслуживания туристов.

Таким образом, туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, и др.).

Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование. Это нужно для определения оптимальной пропускной способности существующих и вновь осваиваемых туристских зон.

Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также развитию других отраслей хозяйства. Здесь необходима стоимостная оценка туристского потенциала (экономическая оценка), и в первую очередь, его основной составляющей - туристских ресурсов, что еще раз подтверждает важность рассматриваемой темы [7]. 

2 Анализ и оценка туристского потенциала города Алматы

2.1 Характеристика туристского сектора и оценка вклада туризма в экономику

Термин туристский сектор экономики используется для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности. Для определения этого понятия все чаще используется термин туристский кластер.

Туризм - это важный источник поступлений в казну любого государства. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта.

В сфере туризма занято 60% всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платёжный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие. С каждым годом растёт количество отраслей, вовлечённых в туристическую индустрию. Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. Туризм положительно влияет на экономику регионов и страны. Это связано с тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их территории.

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров. Прямое влияние оказывает вклад денег туристами в само функционирование туристских предприятий, что создаёт базу материального обеспечения служащих турфирм и позволяет открывать новые рабочие места.

Сегодня Алматы это город, в котором комфортно и удобно жить, созданы условия для работы, учебы и отдыха безупречно действуют все системы жизнеобеспечения.

Наличие огромного туристско-рекреационного потенциала города и прилегающих территорий для организации различных видов отдыха и туризма предопределили развитие Алматы как центра международного туризма. С каждым годом Алматы становится все более привлекательным как для туристов, так и для бизнесменов. Высокий стандарт обслуживания, соответствующий международным стандартам, делает город местом аккумуляции финансово-экономических сил мира. Алматы это признанный центр исторического наследия, искусства, творческая лаборатория страны. Это город, который притягивает к себе людей, стремящихся проявить себя, достичь жизненного успеха [8].

Объем оказанных услуг в туристской индустрии по городу к 2014 году составил 30282,5 млн. тенге, в том числе объем предоставленных услуг объектами размещения составил 50,2%, туристскими фирмами - 49,8% (12%).

Объем предоставленных работ и услуг в туристической индустрии по городу составил в 2014 году 46% от общего объема услуг по республике.

За период с 2010 по 2014 годы объемы выполненных работ и услуг в туристской индустрии выросли в 2,7 раза, в том числе туристскими фирмами в 11,5 раза, объектами размещения – в 1,6 раза.

Количество обслуженных посетителей в 2014 году по городу составило 515,7 тыс. человек (19,8 % от общего числа посетителей по республике), в том числе туристскими фирмами – 168,2 тыс. человек, объектами размещения –347,5 тыс. человек. Количество обслуженных посетителей за период 2010-2014 годы выросло в 3 раза. Наибольшее количество туристов в 2014 году было обслужено по внутреннему туризму – 45,3%, по въездному туризму – 32,3%, по выездному туризму соответственно 22,4% от общего количества обслуженных посетителей. Данная структура сохраняется на протяжении нескольких лет [9].

Таблица 3

Распределение обслуженных посетителей по целям поездок

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

Всего (%)

100

100

100

100

100

Досуг и отдых

34,5

36,2

38,4

39,2

40,6

Деловые и профессиональные

61

60,2

65,4

68,3

64,4

Коммерческие

2,7

2,2

3,2

3,9

3,2

Прочие

1,8

1,8

2,8

2,4

3,1

Примечание - составлено на основе [9].

Из таблицы 3 видно, что основными целями обслуженных посетителей в туристской индустрии были: деловые и профессиональные, досуг, рекреация и отдых, коммерческие цели, лечение и посещение знакомых и прочие.

Таблица 4

Распределение туристов по видам туризма туристскими организациями

Виды туризма

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

170342

168258

178934

167547

168384

Въездной

34287

31248

39789

37237

37684

Выездной

129885

131874

128749

136947

140458

Внутренний

25748

30387

29748

32874

34736

Примечание - составлено на основе [9].

Таблица 5

Удельный вес обслуженных посетителей по видам туризма

2010

2011

2012

2013

2014

Всего(%)

100

100

100

100

100

Внутренний

45.3

43.1

45.2

46.1

46.4

Въездной

32.3

33.4

32.6

32.9

33.3

Выездной

22.4

24.3

25.9

27.6

29.5

Примечание – составлено на основе [9].

Из таблицы 5 видно, что к 2014 году процент обслуженных туристов по всем видам туриста увеличился.

По состоянию на 1 января 2014 года в Алматы функционировало 107 объектов размещения, из них 90 гостиниц. Количество алматинских гостиниц, в общем их количестве в целом по Казахстану составило 15,4%. Доля количества номеров в алматинских гостиницах – 20,8% от общего количества гостиничных номеров по республике. 25

Количество обслуженных посетителей в объектах размещения составило 347,4 тыс. чел или 15,2% от общереспубликанского уровня.