1. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия сферы услуг, относятся такие, как изменение вкусов потребителей и конъюнктура рынка, наличие рабочей силы и материальных ресурсов, жизненный цикл услуги (товара), наличие конкурентов, законодательство и др. Понятно, что само предприятие не может оказывать влияние на эти внешние факторы, поэтому предприниматели при организации новых фирм, да и при работе на уже сложившихся предприятиях должны эти внешние условия учитывать.
Основной целью анализа конъюнктуры рынка гостиничных услуг является определение потребности в создании дополнительных мест гостиничного размещения.
Анализ предложения гостиничных услуг начинается с форм собственности и оценки количественных характеристик средств размещения в рассматриваемом регионе.
Таблица 1
Отдельные статистические показатели гостиничной базы города, региона, страны
Уровень (звезды) | Кол-во, шт.
| Площадь, м2 | Вместимость, тыс. номеров | Вместимость, тыс. мест | Удельные показатели общей площади на 1 место, кв. м |
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Для определения параметров нового гостиничного предприятия, новой услуги необходимо провести анализ конъюнктуры рынка.
Для определения параметров проектируемой гостиницы проводится анализ рынка гостиничных услуг по вместимости (удельный вес гостиницы вместимостью свыше 500 номеров, а далее по убыванию).
С целью выбора места расположения новой гостиницы необходимо проанализировать распределение гостиниц по районам города.
Распределение гостиниц по классности показывает число средств размещения, позиционирующих себя на определенном уровне качества услуг. При этом необходимо отразить соответствие качества фактически оказываемых услуг заявленной категории.
Ряд гостиничных предприятий с низким уровнем обслуживания не проходят сертификацию, к ним относятся ведомственные гостиницы, гостиницы предприятий, учебных и научных учреждений, общежития, предоставляющие услуги гостиничного размещения.
Большое значение имеет группировка гостиниц по уровню средней цены стандартного двухместного номера, так как разброс цен в пределах гостиниц одного уровня значителен (табл. 2). Следует отметить, что стоимость номера значительно колеблется по сезонам. В таблице представлены среднегодовые показатели.
Таблица 2
Предлагаемые цены на стандартные номера в гостиницах в 2009 г., усл. ед.
Уровень гостиницы | 5 звезд | 4 звезды | 3 звезды | 2 звезды | 1 звезда |
Диапазон цены | 280-1500 | 200-800 | 120-200 | 80-120 | 80-90 |
Далее целесообразно проанализировать динамику средней цены одного номера в гостиницах различного класса. Следует отметить, что средние цены на размещение в гостиницах уровня 1-2 звезды в течение полугодия практически не меняются. Ценовая политика сегмента гостиниц этого уровня стала привлекательной для внутренних и части иностранных посетителей и позволила им сохранять устойчивое положение на рынке в течение всех последующих лет.
Анализ спроса на гостиничные услуги начинается с оценки динамики туристских потоков.