Тема 1.2. Управление процессом подготовки волейболистов Построение спортивной тренировки волейболистов
1. Учет специфики волейбола в управлении соревновательно-тренировочной деятельностью спортсменов.
Специфика соревновательной деятельности волейболистов во многом влияет на направление и содержание подготовки спортсменов в многолетнем и годичном аспектах. Соревнования определяют спортивный результат команды. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Эти данные служат основой при построении процесса подготовки волейболистов и эффективного управления этим процессом.
Основные параметры соревновательной деятельности в волейболе выделяются и фиксируются в процессе специальных наблюдений за действиями сильнейших игроков на крупнейших соревнованиях. Эти параметры влияют на спортивный результат — победу во встречах и в соревнованиях как конечную цель соревновательной деятельности. Ее достижение складывается из последовательного решения волейболистами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их игрок в процессе соревнований, определяют структуру соревновательной деятельности волейболистов.
Показатели соревновательной деятельности каждого отдельного волейболиста служат для оценки эффективности его действий и определения программы совершенствования его мастерства в процессе тренировочно-соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность в волейболе имеет сложную структуру, компоненты которой составляют несколько уровней.
Первый (верхний) уровень составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.
Второй уровень — это командные тактические действия в нападении и обороне; они являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и пространстве.
Третий уровень — групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне; в них находят реализацию командные тактические действия,
Четвертый уровень — индивидуальные тактические действия в нападении и обороне; они обусловлены конкретными групновыми действиями. Пятый уровень — приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность' при непосредственном воздействии на мяч. Качество выполнения приема отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш очка или проигрыш).
Шестой уровень— физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности.
Седьмой уровень— психические качества и свойства личности спортсменов, влияющие на эффективность соревновательной деятельности.
Восьмой и девятый уровни— функциональные возможности и морфологические признаки спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего соревнования.
На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят результативность и уровень достижений в спортивной игре.
Наиболее существенны следующие факторы:
1) владение приемами игры (арсенал техники);
2) владение тактическими действиями (арсенал тактики). Максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактиче-' ском мастерстве волейболистов;
3) «применяемость» технико-тактического арсенала в условиях игры и соревнований;
4) эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности: каждая ошибка приводит к выигрышу очка одной командой и проигрышу другой;
5) мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде;
6) активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств;
7) уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в волейболе;
8) уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в волейболе;
9) возраст и спортивный стаж спортсменов;
10) эффективное функционирование системы подготовки, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку волейболистов;
11) адаптация к изменениям в правилах соревнований. Информация о тренировочно-соревновательной деятельности служит основой для управления процессом тренировки волейболистов, основными функциями которого служат целевое комплексное планирование (программирование) и комплексный контроль.
2. Модельные командно-индивидуальные характеристики в волейболе, их роль в управлении.
Эффективность управления оценивается по степени достижения цели. Цель подготовки волейболистов может быть определена как конечное состояние системы многолетней подготовки в виде набора количественных «модельных» показателей, характеризующих уровень подготовки спортсменов, который надо обеспечить на данной стадии управления.
Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки волейболистов: для национальных сборных это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионаты мира, Европы), для команд национальных лиг — сроки чемпионата страны, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.
В подготовке волейболистов для эффективного управления применяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель подготовки». Модельные характеристики разрабатываются на основе тщательного изучения «уровней структуры и факторов», специфики всей спортивной деятельности волейболистов. Выделяются существенные показатели соревновательно-тренировочной деятельности сильнейших волейболистов с учетом вероятного развития волейбола в будущем, которые составляют основу «модели будущего»: «модели сильнейшего волейболиста», «сильнейшей команды», «опережающей тренировки».
Выделяют модельные характеристики соревновательной деятельности, в их число входят показатели количественного состава технико-тактических действий, качественные показатели технико-тактических действий, спортивный результат, занятое место в основных соревнованиях; модельные характеристики по уровню подготовки технико-тактической, физической, психологической, интегральной; модельные характеристики системы тренировочных воздействий, средств и методов по обеспечению выхода на модельные уровни в запланированные сроки.
На основе модельных характеристик квалифицированных волейболистов разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте — на весь многолетний период подготовки спортивных резервов, от начального отбора до перехода в систему спорта высших достижений, включения в команды высших разрядов. Принципиально важно, чтобы модельные характеристики имели четкие количественные показатели по основным параметрам.
Модельные характеристики соревновательной деятельности. На основе структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность, разрабатываются модельные характеристики в количественно-качественном выражении.) Достижение к моменту основных соревнований модельных уровней обеспечивает во многом запланированный спортивный результат.
Модельные характеристики соревновательной деятельности служат основой при разработке модельных характеристик по уровню подготовки волейболистов и моделей структурных образований процесса подготовки (например, тренировки).
Высший уровень модельных показателей соревновательной деятельности составляют показатели сильнейших волейболистов мира в крупнейших международных соревнованиях. На основании этих данных разрабатываются модельные характеристики для кандидатов в сборную команду страны, которые, в свою очередь, являются основой для волейболистов команд супер- и высшей лиги, Модельные характеристики волейболистов высших разрядов служат основой для модельных уровней юных волейболистов в системе многолетней подготовки спортивных резервов.
Можно выделить следующие показатели модельных характеристик соревновательной деятельности в волейболе:
1) результаты соревнований, интегрально (целостно) отражающие суммарные итоги процесса подготовки волейболистов. Это показатель определяется по положению команды в турнирной таблице по итогам всех встреч;
2) количественный и качественный состав тактических действий — командных, групповых и индивидуальных — в нападении и обороне, способы комплектования команды, загрузка зон при атаке (у сетки и с задней линии);
3) количественный состав приемов игры и их эффективность на соревнованиях. Модельные уровни устанавливаются по подаче приему подачи, нападению (удару у нападающих и второй передаче у связующих), блокированию, защите в глубине площадки.
Модельные характеристики по уровню подготовки. Состав этих модельных характеристик связан с модельными показателями соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Выделяют следующие показатели модельных характеристик по уровню подготовки:
1) техническая подготовка: состав приемов игры, качество освоения «арсенала техники», «применяемость» в игре и соревнованиях, эффективность приемов в игре;
2) тактическая подготовка: состав тактических действий в нападении и защите — индивидуальных, групповых и командных, качество освоения «арсенала тактики», «применяемость» в игре и соревнованиях, результативность в игре;
3) уровень специфических физических способностей, которого должны достичь волейболисты к моменту соревнований;
4) уровень психических качеств и свойств личности волейболистов: мотивация достижений, выраженность волевых черт характера, сенсомоторные реакции (время простоя, выбора на движущийся объект), распределение внимания, чувство времени, психологическая совместимость, способность к взаимодействию и др.;
5) уровень функциональных возможностей и морфологических признаков (физическая работоспособность по PWC170, аэробная и анаэробная производительность, пропускная способность зрительно-моторной системы, точность воспроизведения мышечных усилий, длина тела (см), масса тела (кг), мышечная масса (в процентах массы тела), жировая масса (в процентах массы тела). Например, в чемпионате России 2001 г. показатели длины тела спортсменов в первых шестерках суперлиги составляли: у мужчин 199 см (от 180 до 210 см, усредненный min-max 188—207 см), у 55 спортсменов длина тела составляла 200 см и более; у женщин — 185 см (от 170 до 204 см, усредненный min-max 175— 198 см), у 22 волейболисток — 190 см и более;
6) теоретическая (интеллектуальная) подготовка. Это уровень и объем специальных знаний в области техники, тактики волейбола, содержания тренировки, построения тренировочных занятий, самоконтроля и т.д.;
7) интегральная подготовка. Это показатели объема технико-тактических действий, применяемых волейболистами в игре (учебной, контрольной), эффективность технико-тактических действий в игре (учебной, контрольной);
8) возраст волейболистов на момент соревнований. Например, в чемпионате России 2001 г. возраст спортсменов в первых шестерках суперлиги составлял: у мужчин в среднем 24 года (от 17 до 38 лет; усредненный min-max 18—34 года); у женщин — 24 года (от 13 до 42 лет; усредненный min-max 16—35 лет);
9) стаж занятий волейболом «индивидуальный» и «командный». На основе модельных характеристик волейболистов высших разрядов с учетом данных наблюдений на соревнованиях юных волейболистов 13—20 лет разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном плане — на весь период многолетней подготовки, где они играют важную роль в управлении этим процессом.
На основании модельных характеристик соревновательной и тренировочной деятельности разрабатываются нормативные требования на период времени, предшествующий срокам «модельных срезов».
Для нормативов характерен комплексный подход в оценке подготовки волейболистов. Это обусловлено сложностью структуры соревновательной деятельности и многообразием факторов, от которых зависит ее эффективность. Здесь обозначены основные положения, более подробно эти вопросы изложены в работах Ю.Д. Железняка.
По каждому параметру нормативных требований определяется количество баллов за выполнение исходного норматива, сумма по всем показателям составляет общий показатель, который должен быть выполнен волейболистом. За более высокий или более низкий результат по сравнению с контрольным спортсмен соответственно получает дополнительные очки или теряет их. На основе комплексных оценок во всех показателях устанавливается интегральный уровень оценки спортивного мастерства.
3. Планирование (программирование) процесса подготовки волейболистов.
Планирование как функция управления позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки волейболистов, выбрать направление тренировочной, соревновательной и других видов деятельности, эффективные средства и методы, которые должны быть использованы как для достижения конечной цели, так и Для реализации задач, стоящих на пути к этой цели.
В современных условиях актуальная проблема планирования комплексность и учет перспектив (опережающий аспект). Для команд высших разрядов перспективное планирование охватывает 4 года (олимпийский цикл). В сфере подготовки спортивных резервов этот период составляет 8—10 лет.
В содержание планирования входят:
- определение целей тренировки (конкретного контингента)! разукрупнение целей и выделение конкретных задач применительно к компонентам тренировки;
- прогнозирование и моделирование в связи с необходимостью принятия решений на будущее;
- учет специфики волейбола, структуры соревновательной деятельности волейболистов и факторов, обусловливающих ее эффективность;
- программирование тренировочной деятельности по всем составляющим;
- продолжительность подготовки для достижения наивысших результатов;
- оптимальный возраст для достижения наивысших результатов (здесь выделяют три зоны: первая — зона первых больших успехов (20—22 года); вторая — зона оптимальных возможностей спортсмена (23—26 лет); третья — зона высоких спортивных результатов (27—30 лет), у женщин этот показатель на 2—3 года меньше);
- оптимальный возраст для начала специализированных занятий волейболом 9—11 лет;
- основные средства восстановления и реабилитации. Таким образом, планирование охватывает все составные части процесса многолетней тренировки волейболистов. Все эти вопросы в той или иной мере находят отражение в различных документах планирования, которые должны отвечать общим требованиям: учет задач и условий работы, конкретность и вариативность, преемственность и перспективность и др.
Эффективность планирования во многом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются соответствующие планы и осуществляется оценка процесса тренировки:
1. По составу команды: количество «новичков» и волейболистов, сходных по игровым функциям и антропометрическим данным.
2. По тренировочному режиму: количество рабочих дней, тренировочных занятий, часов, тренировочных сборов; распределение времени на техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную, теоретическую подготовку.
3. По соревновательному режиму: количество календарных и контрольных игр; планируемые результаты (занятое место, эффективность игровых действий по основным показателям).
4. По уровню подготовки: нормативы по общей и специальной физической подготовке, технической, тактической и интегральной подготовке; арсенал технических приемов, индивидуальных, групповых и командных тактических действий; применяемость приемов игры и тактических действий в игре, их результативность; зачеты и экзамены по теоретической подготовке; психологическая подготовка в баллах.
5. По подготовке волейболистов, выполняющих функции связующих, нападающих (первый, второй темп, доигровщик, диагональный), либеро; число новичков в командах мастеров, в сборных командах (региона, страны, в молодежных и основных составах).
Важное место в планировании занимают программы. Так, в программах для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) предусмотрены:
- дифференцированное по годам и неделям обучения (с 9— 11 до 17—19 лет) содержание тренировки;
- распределение времени на техническую, тактическую, интегральную, теоретическую подготовку:
а) в многолетнем аспекте — по годам обучения;
б) в каждом годичном цикле — по периодам и этапам;
в) в отдельных периодах и этапах — по недельным циклам;
- модельные недельные циклы, модельные тренировочные занятия по периодам и этапам годичных циклов с учетом задач и типов занятий по направленности;
- количество соревновательных дней в годичном цикле;
- количественные и качественные показатели в виде контрольных нормативов по основным параметрам для каждого года обучения, которые на всех этапах многолетней подготовки соотносятся с данными прогноза и модельными характеристиками сильнейших волейболистов на планируемый период.
Работа сборной команды страны осуществляется на основе комплексной целевой программы, в которой содержатся следующие разделы:
- характеристика исходного состояния волейбола (мужского, женского — классического и пляжного);
- тенденции развития волейбола, стратегические задачи и планируемый результат;
- модельные характеристики (команды и игроков по функциям);
- содержание и сроки комплексного контроля;
- мероприятия по отбору и комплектованию команды;
- структура и содержание тренировочной работы;
- тренировочные и соревновательные нагрузки;
- средства восстановления и реабилитации;
- формирование личности спортсмена;
- научно-методическое обеспечение процесса подготовки сборной команды;
- материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение процесса подготовки;
- управление подготовкой на основе комплексной целевой программы. В волейболе как командно-игровом виде спорта работа планируется для команды в целом и для отдельного волейболиста. Планирование на ряд лет называют перспективным планом, планирование на годичный цикл называется текущим (годовым). Планирование на цикл в пределах годичного называется оперативным.
Многолетние, или перспективные, планы содержат основные дан- j ные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней тренировки волейболистов.
На уровне годичного цикла планирование включает большее число параметров по каждому из перечисленных ранее показателей, и раскрываются они более детально, при этом учитываются:
периодизация и спортивный календарь соревнований.
Годичный цикл. В нем выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые составляют макроцикл,, или большой цикл. Применительно к осенне-зимнему (сентябрь — март) и весенне-летнему (апрель — август) сезонам в волейболе таких циклов соответственно два в году. Один из этих циклов, на который приходятся основные соревнования года, будет главным.
Далее приводится календарь игр чемпионата России по волейболу 2001/2002 гг. для мужских команд суперлиги, которую составляют 12 команд: «МГТУ-Лужники» (Москва); «УЭМ-Изумруд» (Екатерин" бург); «Искра-РВСН» (Одинцово); «Нефтяник» (Ярославль); «Локо-мотив-Белогорье» (Белгород); «Балтика» (Санкт-Петербург); «Само-тлор» (Нижневартовск); «Уралсвязьинформ» (Пермь); «Нефтяник! Башкирии» (Уфа); «ТНК-Оренбург» (Оренбург); «Динамо-МГФСО»
(Москва); «Октан» (Новокуйбышевск).
Продолжительность соревнований^ конца сентября по начала апреля:
I-й тур — 29—30 сентября; 2-й тур — 6—7 октября;
3-й тур — 13—14 октября; 4-й тур — 20—21 октября;
5-й тур — 27—28 октября; 6-й тур — 3—4 ноября;
7-й тур — 10— 11 ноября; 8-й тур — 17—18 ноября;
9-й тур — 1—2 декабря; 10-й тур —8—9 декабря;
II-й тур — 22—23 декабря; 12-й тур — 26—27 декабря;
13-й тур —5—6 января; 14-й тур — 19—20 января;
15-й тур — 26—27 января; 16-й тур — 2—3 февраля;
17-й тур — 16—17 февраля; 18-й тур — 23—24 февраля;
19-й тур —9—10 марта; 20-й тур — 16— 17 марта;
21-й тур — 30—31 марта; 22-й тур —6—7 апреля. В эти же сроки проводятся соревнования на кубок ЕКВ (Европейская конфедерация волейбола), в которых принимают участие команды России: 3—4 и 10—11 ноября, 7—9 декабря, 9 и 10 января, 6 и 13 февраля, 2—3 марта (финал). В связи с этим сроки проведения некоторых игр чемпионата России корректируются.
Продолжительность периодов изменяется в зависимости от календаря соревнований, закономерностей становления спортивной формы, контингента волейболистов (возраст, спортивная квалификация). Каждый макроцикл начинается подготовительным периодом, который заканчивается к началу соревнований. Соревновательный период по времени совпадает со сроками основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередного макроцикла.
Мезоциклы и микроциклы. План годового цикла детализируется в построении мезоциклов и микроциклов. При построении мезоцик-лов предстоящая работа детализируется применительно к особенностям конкретного контингента волейболистов, команды с учетом задач, модельных заданий и т.д. Еще в большей мере эта детализация осуществляется в микроциклах, на основе которых в тренировочных занятиях индивидуализируются средства, методы применительно к каждому волейболисту. Особое значение здесь имеет оперативная информация, циркулирующая в системе «план — тренер — спортсмен» по принципу обратной связи.
Мезоцикл — это несколько микроциклов, объединенных в отдельную структуру. Число микроциклов в мезоциклах зависит от логики развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном мезоцикле может быть два (минимум) микроцикла и больше. Взяв за основу соревнования, можно выделить следующие типы мезоциклов: соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий (накопления), втягивающий, активного отдыха (табл. 4).
1. Соревновательный мезоцикл. Его структура определяется характером основных соревнований данного сезона; в нем по возможности моделируются все условия подготовки и проведения основных соревнований. Этот мезоцикл — основной в период соревнований, проводимых с интервалами (чемпионат России), — включается в предсоревновательную подготовку. Он состоит из подводящего, соревновательного и восстановителъно-реабилитацион-ного микроциклов. Как правило, это турниры или соревнования.
Адекватность соревновательного мезоцикла самая высокая. В системе многолетней подготовки основные соревнования рассматриваются как соревновательный блок, в котором в наибольшей степени реализуются соревновательные условия. Роль такого блока исключительно велика.
2. Предсоревновательчый мезоцикл. Здесь с большой достоверностью моделируется режим основного соревнования, для того чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к его конкретным условиям с целью полной реализации их возможностей в соревнованиях. В этот мезоцикл включают занятия с тяжелым и ударным воз-
Основные параметры микроцикла — количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных ;
занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т.д.). В день может быть 1—3 тренировочных занятий.
Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки волейболистов, условно можно выделить соревновательные и тренировочные микроциклы. Определяющими для построения микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и харак- :
тер отдыха. Различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы — мезоциклы.
Адекватность главным соревнованиям (АГС). Моделирование условий основных (главных в годичном или многолетнем цикле) соревнований в процессе подготовки имеет решающее значение.
Под условиями следует понимать:
- состав соперников с выделением главных из них;
- структура соревновательной деятельности с учетом моделей команд соперников и отдельных игроков;
- климатогеографические условия места проведения;
- характеристики спортивных сооружений, где будут проходить соревнования;
- способ проведения соревнований и определения победителя, чередование игр и дней, свободных от игр, последовательность игр с конкретными соперниками;
- характеристика зрителей;
- особенности питания.
В зависимости от перечисленных условий АГС можно условно
определить в процентах. Включение отдельных компонентов условий в соревновательную и тренировочную деятельность волейболистов дает ту или иную АГС, которая определяется как высокая J (100-70%), средняя (60-30%) и малая (20-0%). АГС, равная 100 %, будет только на самых главных соревнованиях, так как только там может быть полный набор условий с фиксацией результатов именно этих соревнований.
По степени воздействия занятий микроциклы можно разделить на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь будет характер восстановительных процессов: на какую фазу восстановления приходится начало последующего тренировочного занятия после предыдущего. Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки, выражаемой в баллах.
Для ударного микроцикла характерны предельные нагрузки (пульс 182—200 уд./мин, 21—33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного микроцикла и определенного отдыха наблюдается существенное повышение работоспособности волейболистов.
Тяжелый микроцикл также отличается тем, что очередная нагрузка приходится на частичное восстановление (пульс 174— 180 уд./мин, 14—20 баллов). Волейболисты не могут восстановить работоспособность после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего.
Средний микроцикл занимает как бы промежуточное положение, для него характерны нагрузки как на фоне недовосстановления, так и в фазе полного восстановления. На протяжении микроцикла нагрузки возрастают (пульс 156—172 уд./мин, 8—12 баллов).
В легком микроцикле каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверхвосстановления (пульс 114—150 уд./мин, 1—7 баллов).
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие типы микроциклов: соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподготовительный, восстановительно-реабилитационный.
Соревновательный микроцикл включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т.д. Он служит ориентиром (моделью) для построения тренировочных микроциклов.
Соревновательные микроциклы имеют высокую и среднюю адекватность (60— 100 %). По степени воздействия они могут быть тяжелыми и средними.
Подводящие микроциклы применяются в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. Основные задачи: смоделировать элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения и т.д.), окончательно отработать схемы игры, составов, замен и т.д. По адекватности близко примыкают к соревновательным микроциклам (60—80 %). По степени воздействия могут быть средними, легкими и тяжелыми.
Специально-подготовительные микроциклы. Основные зада-ч и: повышение уровня специальной физической, технико-тактической и интегральной подготовки волейболистов. В этих микроциклах моделируются компоненты соревновательной деятельности и условия, в которых она должна проходить. Происходит овладение новыми технико-тактическими действиями и их способами, устраняются ошибки в технике и тактике и т.д.
По адекватности специально-подготовительные микроциклы могут быть средними и малыми (20—60 %). Наибольшая адекватность будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней! игре (игровые тренировки), а также интегральной подготовке. По степени воздействия они могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий. |
Общеподготовительные микроциклы. Основные задачи: повышение уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; уровня функциональных возможностей организма, укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку» в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Они служат также для переключения от игровой деятельности и ее компонентов к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовки для эф-' фективной специальной работы на последующих этапах подготовки.
Адекватность общеподготовительных микроциклов существенно уступает предыдущим, она малая и в отдельных случаях средняя, до 30 %. По степени воздействия общеподготовительные микроциклы могут быть легкими, средними и тяжелыми. Могут сочетаться с микроциклами специальной направленности для снижения психологической нагрузки, но с поддержанием физической нагрузки на определенном (в том числе и высоком) уровне.
Восстановительно-реабилитационный микроцикл. Основные задачи: снижение тренировочных воздействий, контрастная сме-i на применяемых средств, использование широкого круга восстановительных средств: педагогических, психологических, медико-биологических. Эти микроциклы следуют после серии напряженных соревнований или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных микроциклов.
Построение тренировочных занятий. В тренировочных занятиях;
последовательно реализуются основная цель и конкретные задач» многолетней тренировки. Структура, содержание, нагрузка тренировочных занятий органически связаны с теми микроциклами, в состав которых они входят.
По направленности з а н я т и я делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные, те-1 еретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь w содержания с характером соревновательной деятельности. Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в занятиях по совершенствованию нагрузку можно варьировать в зависимости от поставленных задач.
Однонаправленные занятия посвящены совершенствованию одного из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовки. Комбинированные занятия включают материал 2—3 компонентов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием метода совмещенных (сопряженных) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол по правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
1. Однонаправленные занятия по обучению технике являются центральными в системе многолетней тренировки волейболистов, особенно юных, от качества этих занятий зависит решение важнейшей задачи — вооружение волейболистов широким арсеналом приемов игры.
2. Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны вооружить занимающихся навыками умелого применения изучаемых технических приемов игры в процессе тактических (в нападении и защите) действий — индивидуальных, групповых и командных, а также знаний, полученных в процессе теоретических занятий по тактике.
3. Однонаправленные занятия по совершенствованию техники должны обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. Совершенствование навыков осуществляется под девизом универсальности для всех категорий волейболистов и специализации по игровой функции.
4. Однонаправленные занятия по совершенствованию тактики основной целью имеют добиться стабильной надежности выполнения арсенала технических приемов в структуре тактических действий — индивидуальных, групповых и командных, а также совершенного овладения широким арсеналом тактических действий в нападении и защите.
5. Однонаправленные занятия по физической подготовке посвящаются преимущественно общей физической подготовке, специальной или общей и специальной.
6. Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовке, подчинены главной задаче — более успешному первоначальному обучению приемам игры при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей, а также неуклонному совершенствованию навыков выполнения технических приемов в многолетнем процессе становления мастерства волейболиста.
7. Комбинированные занятия на основе технической и тактической подготовки преследуют цель совершенствования технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий, запрограммированного для данного контингента волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных, тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым спортсмены! владеют на данном этапе многолетней подготовки.
8. Комбинированные занятия, основанные на технической, тактической и физической подготовке, строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания.
9. Занятия по интегральной подготовке (целостно-игровые) направлены на решение важнейшей задачи — обеспечение взаимосвязи сторон подготовки и реализацию приобретенного арсенала средств в игровой и соревновательной деятельности. Основное содержание таких занятий составляют задания на взаимосвязь; физической и технической, технической и тактической подготовки, на переключение, игровые тренировки.
Главная цель — добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и эффективно.
10. Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), при необходимости — двусторонним играм с целью получить данные о том, как применяют в игре волейболисты, изученные технические приемы и тактические действия.
11. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке следует уделять внимание и на практических занятиях, о которых говорилось ранее.
Важный компонент структуры тренировочного занятия — тренировочное задание, под которым понимают комплекс физических упражнений, специально избранных или разработанных игр для решения конкретных задач. Тренировочное занятие представляет собой набор и определенную последовательность тренировочных заданий. Для каждого типа тренировочных занятий разрабатываются каталоги тренировочных заданий.
Тренировочные нагрузки. Выделяют соревновательные и тренировочные нагрузки. В учебнике «Спортивные игры», 2002 (см. гл. 5); показаны место и объем соревновательной нагрузки в системе подготовки волейболистов, который выражается в количестве встреч в годичном цикле. Воздействие игры на организм спортсменов различно, оно зависит от уровня подготовки игроков, соотношения сил с командой соперника и определяется по тем же характеристикам, что и тренировочные нагрузки. Тренировочные нагрузки рассматриваются как важный компонент тренировки. Это понятие отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе тренировочных занятий. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психологическую стороны нагрузки, составляющие суммарный объем работы, воздействие на организм и психическую сферу спортсмена.
Внешняя (физическая) нагрузка в тренировке волейболистов определяется показателями общего объема в часах (в годовом цикле, мезоциклах и микроциклах); соотношения времени на виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, интегральную); количества тренировочных занятий; количества тренировочных заданий различной направленности (количество повторений приемов игры и тактических действий, величина и характер отягощения, длина и скорость пробегания дистанций, количество прыжков и т.д.); доли (в процентах) интенсивной работы в общем ее объеме и др.
Внутренняя (физиологическая) нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется реакцией организма на выполненную работу (физиологические, биохимические и другие сдвиги). Определяется показателями ЧСС, систолическим объемом, частотой дыхания, потреблением кислорода, кислородным долгом, скоростью накопления и количеством лактата в крови и др.
Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется волевым и моральным напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, особенно в условиях противоборства с соперником, сенсорной напряженностью и другими сбивающими факторами и переживаниями. Эта нагрузка, тесно связанная с двумя ранее названными, определяет воздействие на организм волейболиста. Психологическая нагрузка фиксируется в баллах: 1 — 3 балла — занятие с малой нагрузкой; 4—5 баллов — занятие со средней нагрузкой; 6—8 баллов — занятие с большой нагрузкой.
Названные стороны нагрузки составляют функциональное целое. Внешними показателями руководствуется тренер при планировании и контроле, внутренние дают возможность определить их соответствие возможностям организма и влияние на развитие тренированности. Увеличение объема, интенсивности, психологической напряженности тренировочной работы в сочетании с различным по характеру и продолжительности отдыхом приводит к усилению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению утомления. Величина сдвигов зависит от уровня подготовки и спортивной квалификации волейболистов: одна и та же по характеру нагрузка вызывает меньшую реакцию и более быстрое восстановление у мастеров по сравнению с начинающими.
Тренировочная нагрузка дает тренировочный эффект, оцениваемый по величине изменения состояния волейболиста.
Выделяют такие в и д ы тренировочных эффектов:
срочный — текущая реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение;
отставленный — изменение состояния спортсмена после тре-
нировочного занятия, т. е. суммарного влияния комплекса трениовочных заданий и упражнений;
кумулятивный — результат последовательного суммирования организмом всех тренировочных эффектов системы тренировочных занятий.
Таким образом, в каждом отдельном тренировочном занятии'
цель нагрузки — обеспечить соответствующий эффект, но при этом она должна быть логически связана с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий.
Выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок.
1. Специфичность. Отражает степень соответствия данного тренировочного задания условиям соревновательной деятельности в двигательной структуре, в режиме работы моторного аппарата и в
механизме его энергообеспечения.
2. Сложность. Определяет условия выполнения упражнений — стереотипные или требующие проявления координационных способностей.
3. Направленность. Характеризует силу воздействия нагрузки на состояние спортсмена с акцентом на развитие того или иного двигательного качества или навыка.
4. Величина. Определяет количественную меру выполненной тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направленности на конкретном этапе годичного цикла.
5. Продолжительность. Заключается в определении оптимальной длительности применения нагрузок той или иной преимущественной направленности.
6. Интенсивность отражает силу и специфичность воздействия тренировочной нагрузки на организм или меру напряженности выполняемой работы.
7. Характер отдыха и его продолжительность существенно влияют на степень воздействия применяемых в тренировке средств. Существуют следующие степени интенсивности, показатели ЧСС и оценка в баллах.
Таблица 5
Виды нагрузки в тренировочных занятиях
Вид нагрузки
| Критерии величины нагрузки | Решение задач |
Малая
| Первая фаза периода устойчивой работоспособности (20—25 % объема работы, выполняемой до наступления явного утомления)
| Поддержание достигнутого уровня подготовленности, ускорение процессов восстановления после нагрузок
|
Средняя
| Вторая фаза устойчивой работоспособности (40—60% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления) | Поддержание достигнутого уровня подготовленности, решение частных задач подготовки
|
Значительная
| Фаза скрытого (компенсированного) утомления (70—80% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления)
| Стабилизация и дальнейшее повышение подготовленности
|
Большая | Явное утомление | Повышение подготовленности |
Характер отдыха и его продолжительность наряду с интенсивностью во многом определяют величину и характер сдвигов в организме под влиянием тренировочных заданий. Одни и те же параметры нагрузки, но при разных интервалах отдыха приводят к разным эффектам тренирующих воздействий. Характер отдыха между упражнениями, тренировочными занятиями влияет на восстановительные процессы, а в итоге — на характер сдвигов, происходящих в организме. В зависимости от задач определяются продолжительность и характер отдыха. Важное значение имеет учет характера чередования активных и пассивных фаз в структуре соревновательной деятельности волейболистов.
Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными. Умелое сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле и многолетней подготовке (четырехлетний олимпийский цикл, этапы подготовки спортивных резервов) во многом определяет эффективность этой подготовки.
- Содержание
- Тема 1.2. Управление процессом подготовки волейболистов Построение спортивной тренировки волейболистов
- Тема 1.3. Комплексный контроль в волейболе
- Раздел 2. Группа сложно-координационных видов спорта (на примере спортивной гимнастики) Тема 2. 1. Характеристика спортивной гимнастики основы спортивной тренировки гимнастов
- Тема 2.2. Специфические особенности соревновательной и тренировочной деятельности
- Тема 2.3. Управление процессом подготовки гимнастов. Комплексный контроль в гимнастике
- Структура и содержание предмета «легкая атлетика»
- Тема 3.2. Управление процессом подготовки легкоатлетов. Педагогический контроль в легкой атлетике спортивная тренировка в легкой атлетике. Основы спортивной тренировки
- Тема 4.2. Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- Библиографический список