logo
Консп_Лек_ДСМ

Тема 1.2. Управление процессом подготовки волейболистов Построение спортивной тренировки волейболистов

1. Учет специфики волейбола в управлении соревновательно-тренировочной деятельностью спортсменов.

Специфика соревновательной деятельности волейболистов во многом влияет на направление и содержание подготовки спорт­сменов в многолетнем и годичном аспектах. Соревнования опреде­ляют спортивный результат команды. Это обусловливает необхо­димость тщательного изучения содержания соревновательной де­ятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Эти данные служат основой при построении процесса подготовки волейболистов и эффективного управления этим процессом.

Основные параметры соревновательной деятельности в волей­боле выделяются и фиксируются в процессе специальных наблю­дений за действиями сильнейших игроков на крупнейших сорев­нованиях. Эти параметры влияют на спортивный результат — по­беду во встречах и в соревнованиях как конечную цель соревнова­тельной деятельности. Ее достижение складывается из последова­тельного решения волейболистами ряда частных задач, возника­ющих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Эле­менты деятельности по выполнению частных задач называют дей­ствиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содержа­ние действий, операций и условия, в которых выполняет их иг­рок в процессе соревнований, определяют структуру соревнова­тельной деятельности волейболистов.

Показатели соревновательной деятельности каждого отдельного волейболиста служат для оценки эффективности его действий и определения программы совершенствования его мастерства в про­цессе тренировочно-соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность в волейболе имеет сложную структуру, компоненты которой составляют несколько уровней.

Первый (верхний) уровень составляет системно-це­лостное противоборство спортсменов двух команд, в котором пред­ставлены и «результируют» все компоненты структуры в их взаи­мосвязи.

Второй уровень — это командные тактические действия в нападении и обороне; они являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и пространстве.

Третий уровень — групповые тактические действия в на­падении (комбинации) и обороне; в них находят реализацию ко­мандные тактические действия,

Четвертый уровень — индивидуальные тактические действия в нападении и обороне; они обусловлены конкретными групновыми действиями. Пятый уровень — приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность' при непосредственном воздействии на мяч. Качество выполнения приема отражается на эффективности соревновательной деятель­ности (выигрыш очка или проигрыш).

Шестой уровень— физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность техни­ко-тактических действий в игровой соревновательной деятельности.

Седьмой уровень— психические качества и свойства личности спортсменов, влияющие на эффективность соревнователь­ной деятельности.

Восьмой и девятый уровни— функциональные воз­можности и морфологические признаки спортсменов, обеспечи­вающие им надежность и эффективность технико-тактических дей­ствий на протяжении всего соревнования.

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по от­ношению к спортивному результату определяют факторы, от ко­торых зависят результативность и уровень дости­жений в спортивной игре.

Наиболее существенны следующие факторы:

1) владение приемами игры (арсенал техники);

2) владение тактическими действиями (арсенал тактики). Максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зави­сит от разнообразия тактических действий и тактического мастер­ства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактиче-' ском мастерстве волейболистов;

3) «применяемость» технико-тактического арсенала в условиях игры и соревнований;

4) эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности: каждая ошибка приводит к вы­игрышу очка одной командой и проигрышу другой;

5) мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде;

6) активность («агрессивность»), творчество («игровой интел­лект»), уровень волевых и моральных качеств;

7) уровень развития физических и психических качеств и спо­собностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в волейболе;

8) уровень функциональных возможностей и морфологичес­ких показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в волейболе;

9) возраст и спортивный стаж спортсменов;

10) эффективное функционирование системы подготовки, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку волейболистов;

11) адаптация к изменениям в правилах соревнований. Информация о тренировочно-соревновательной деятельности служит основой для управления процессом тренировки волейболи­стов, основными функциями которого служат целевое комплекс­ное планирование (программирование) и комплексный контроль.

2. Модельные командно-индивидуальные характеристики в волейболе, их роль в управлении.

Эффективность управления оценивается по степени достиже­ния цели. Цель подготовки волейболистов может быть определена как конечное состояние системы многолетней подготовки в виде набора количественных «модельных» показателей, характеризую­щих уровень подготовки спортсменов, который надо обеспечить на данной стадии управления.

Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки волейболистов: для национальных сборных это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионаты мира, Европы), для команд национальных лиг — сроки чемпионата страны, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.

В подготовке волейболистов для эффективного управления при­меняют «модель спортсмена», «модель команды», «модель подго­товки». Модельные характеристики разрабатываются на основе тщательного изучения «уровней структуры и факторов», специ­фики всей спортивной деятельности волейболистов. Выделяются существенные показатели соревновательно-тренировочной дея­тельности сильнейших волейболистов с учетом вероятного разви­тия волейбола в будущем, которые составляют основу «модели будущего»: «модели сильнейшего волейболиста», «сильнейшей команды», «опережающей тренировки».

Выделяют модельные характеристики соревновательной дея­тельности, в их число входят показатели количественного состава технико-тактических действий, качественные показатели техни­ко-тактических действий, спортивный результат, занятое место в основных соревнованиях; модельные характеристики по уровню подготовки технико-тактической, физической, психологической, интегральной; модельные характеристики системы тренировочных воздействий, средств и методов по обеспечению выхода на модельные уровни в запланированные сроки.

На основе модельных характеристик квалифицированных волейболистов разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте — на весь многолетний период подготовки спортивных резервов, от начального отбора до перехода в систему спорта высших достижений, включения в команды высших разря­дов. Принципиально важно, чтобы модельные характеристики име­ли четкие количественные показатели по основным параметрам.

Модельные характеристики соревновательной деятельности. На основе структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность, разрабатываются модельные характеристики в количественно-качественном выражении.) Достижение к моменту основных соревнований модельных уровней обеспечивает во многом запланированный спортивный результат.

Модельные характеристики соревновательной деятельности служат основой при разработке модельных характеристик по уровню подготовки волейболистов и моделей структурных образова­ний процесса подготовки (например, тренировки).

Высший уровень модельных показателей соревновательной деятельности составляют показатели сильнейших волейболистов мира в крупнейших международных соревнованиях. На основании этих данных разрабатываются модельные характеристики для кандидатов в сборную команду страны, которые, в свою очередь, являются основой для волейболистов команд супер- и высшей лиги, Модельные характеристики волейболистов высших разрядов служат основой для модельных уровней юных волейболистов в системе многолетней подготовки спортивных резервов.

Можно выделить следующие показатели модельных характеристик соревновательной деятельности в волейболе:

1) результаты соревнований, интегрально (целостно) отражающие суммарные итоги процесса подготовки волейболистов. Это показатель определяется по положению команды в турнирной таблице по итогам всех встреч;

2) количественный и качественный состав тактических действий — командных, групповых и индивидуальных — в нападении и обороне, способы комплектования команды, загрузка зон при атаке (у сетки и с задней линии);

3) количественный состав приемов игры и их эффективность на соревнованиях. Модельные уровни устанавливаются по подаче приему подачи, нападению (удару у нападающих и второй передаче у связующих), блокированию, защите в глубине площадки.

Модельные характеристики по уровню подготовки. Состав этих модельных характеристик связан с модельными показателями соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Выделяют следующие показатели модельных характеристик по уровню подготовки:

1) техническая подготовка: состав приемов игры, качество ос­воения «арсенала техники», «применяемость» в игре и соревнова­ниях, эффективность приемов в игре;

2) тактическая подготовка: состав тактических действий в на­падении и защите — индивидуальных, групповых и командных, качество освоения «арсенала тактики», «применяемость» в игре и соревнованиях, результативность в игре;

3) уровень специфических физических способностей, которо­го должны достичь волейболисты к моменту соревнований;

4) уровень психических качеств и свойств личности волейболи­стов: мотивация достижений, выраженность волевых черт харак­тера, сенсомоторные реакции (время простоя, выбора на движу­щийся объект), распределение внимания, чувство времени, пси­хологическая совместимость, способность к взаимодействию и др.;

5) уровень функциональных возможностей и морфологических признаков (физическая работоспособность по PWC170, аэробная и анаэробная производительность, пропускная способность зритель­но-моторной системы, точность воспроизведения мышечных уси­лий, длина тела (см), масса тела (кг), мышечная масса (в процен­тах массы тела), жировая масса (в процентах массы тела). Например, в чемпионате России 2001 г. показатели длины тела спортсменов в первых шестерках суперлиги составляли: у мужчин 199 см (от 180 до 210 см, усредненный min-max 188—207 см), у 55 спортсменов длина тела составляла 200 см и более; у женщин — 185 см (от 170 до 204 см, усредненный min-max 175— 198 см), у 22 волейболисток — 190 см и более;

6) теоретическая (интеллектуальная) подготовка. Это уровень и объем специальных знаний в области техники, тактики волейбола, содержания тренировки, построения тренировочных занятий, самоконтроля и т.д.;

7) интегральная подготовка. Это показатели объема технико-тактических действий, применяемых волейболистами в игре (учеб­ной, контрольной), эффективность технико-тактических действий в игре (учебной, контрольной);

8) возраст волейболистов на момент соревнований. Например, в чемпионате России 2001 г. возраст спортсменов в первых ше­стерках суперлиги составлял: у мужчин в среднем 24 года (от 17 до 38 лет; усредненный min-max 18—34 года); у женщин — 24 года (от 13 до 42 лет; усредненный min-max 16—35 лет);

9) стаж занятий волейболом «индивидуальный» и «командный». На основе модельных характеристик волейболистов высших разрядов с учетом данных наблюдений на соревнованиях юных волейболистов 13—20 лет разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном плане — на весь период многолетней подготовки, где они играют важную роль в управлении этим процессом.

На основании модельных характеристик соревновательной и тренировочной деятельности разрабатываются нормативные тре­бования на период времени, предшествующий срокам «модельных срезов».

Для нормативов характерен комплексный подход в оценке под­готовки волейболистов. Это обусловлено сложностью структуры соревновательной деятельности и многообразием факторов, от которых зависит ее эффективность. Здесь обозначены основные положения, более подробно эти вопросы изложены в работах Ю.Д. Железняка.

По каждому параметру нормативных требований определяется количество баллов за выполнение исходного норматива, сумма по всем показателям составляет общий показатель, который должен быть выполнен волейболистом. За более высокий или более низкий результат по сравнению с контрольным спортсмен соответственно получает дополнительные очки или теряет их. На основе комплексных оценок во всех показателях устанавливается интегральный уровень оценки спортивного мастерства.

3. Планирование (программирование) процесса подготовки волейболистов.

Планирование как функция управления позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки волейболистов, вы­брать направление тренировочной, соревновательной и других ви­дов деятельности, эффективные средства и методы, которые долж­ны быть использованы как для достижения конечной цели, так и Для реализации задач, стоящих на пути к этой цели.

В современных условиях актуальная проблема планирования комплексность и учет перспектив (опережающий аспект). Для команд высших разрядов перспективное планирование охватывает 4 года (олимпийский цикл). В сфере подготовки спортивных резервов этот период составляет 8—10 лет.

В содержание планирования входят:

- определение целей тренировки (конкретного контингента)! разукрупнение целей и выделение конкретных задач применительно к компонентам тренировки;

- прогнозирование и моделирование в связи с необходимостью принятия решений на будущее;

- учет специфики волейбола, структуры соревновательной деятельности волейболистов и факторов, обусловливающих ее эффективность;

- программирование тренировочной деятельности по всем составляющим;

- продолжительность подготовки для достижения наивысших результатов;

- оптимальный возраст для достижения наивысших результатов (здесь выделяют три зоны: первая — зона первых больших успехов (20—22 года); вторая — зона оптимальных возможностей спортсмена (23—26 лет); третья — зона высоких спортивных ре­зультатов (27—30 лет), у женщин этот показатель на 2—3 года меньше);

- оптимальный возраст для начала специализированных заня­тий волейболом 9—11 лет;

- основные средства восстановления и реабилитации. Таким образом, планирование охватывает все составные части процесса многолетней тренировки волейболистов. Все эти вопро­сы в той или иной мере находят отражение в различных докумен­тах планирования, которые должны отвечать общим требовани­ям: учет задач и условий работы, конкретность и вариативность, преемственность и перспективность и др.

Эффективность планирования во многом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются соответству­ющие планы и осуществляется оценка процесса тренировки:

1. По составу команды: количество «новичков» и волейболистов, сходных по игровым функциям и антропометрическим дан­ным.

2. По тренировочному режиму: количество рабочих дней, тре­нировочных занятий, часов, тренировочных сборов; распределе­ние времени на техническую, тактическую, физическую, психо­логическую, интегральную, теоретическую подготовку.

3. По соревновательному режиму: количество календарных и контрольных игр; планируемые результаты (занятое место, эф­фективность игровых действий по основным показателям).

4. По уровню подготовки: нормативы по общей и специальной физической подготовке, технической, тактической и интеграль­ной подготовке; арсенал технических приемов, индивидуальных, групповых и командных тактических действий; применяемость приемов игры и тактических действий в игре, их результативность; зачеты и экзамены по теоретической подготовке; психологичес­кая подготовка в баллах.

5. По подготовке волейболистов, выполняющих функции связую­щих, нападающих (первый, второй темп, доигровщик, диагональ­ный), либеро; число новичков в командах мастеров, в сборных ко­мандах (региона, страны, в молодежных и основных составах).

Важное место в планировании занимают программы. Так, в программах для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) предусмотрены:

- дифференцированное по годам и неделям обучения (с 9— 11 до 17—19 лет) содержание тренировки;

- распределение времени на техническую, тактическую, ин­тегральную, теоретическую подготовку:

а) в многолетнем аспекте — по годам обучения;

б) в каждом годичном цикле — по периодам и этапам;

в) в отдельных периодах и этапах — по недельным циклам;

- модельные недельные циклы, модельные тренировочные за­нятия по периодам и этапам годичных циклов с учетом задач и типов занятий по направленности;

- количество соревновательных дней в годичном цикле;

- количественные и качественные показатели в виде конт­рольных нормативов по основным параметрам для каждого года обучения, которые на всех этапах многолетней подготовки соот­носятся с данными прогноза и модельными характеристиками сильнейших волейболистов на планируемый период.

Работа сборной команды страны осуществляется на основе комплекс­ной целевой программы, в которой содержатся следующие разделы:

- характеристика исходного состояния волейбола (мужского, женского — классического и пляжного);

- тенденции развития волейбола, стратегические задачи и пла­нируемый результат;

- модельные характеристики (команды и игроков по функциям);

- содержание и сроки комплексного контроля;

- мероприятия по отбору и комплектованию команды;

- структура и содержание тренировочной работы;

- тренировочные и соревновательные нагрузки;

- средства восстановления и реабилитации;

- формирование личности спортсмена;

- научно-методическое обеспечение процесса подготовки сбор­ной команды;

- материально-техническое, финансовое и кадровое обеспече­ние процесса подготовки;

- управление подготовкой на основе комплексной целевой про­граммы. В волейболе как командно-игровом виде спорта работа планируется для команды в целом и для отдельного волейболиста. Планирование на ряд лет называют перспективным планом, планиро­вание на годичный цикл называется текущим (годовым). Плани­рование на цикл в пределах годичного называется оперативным.

Многолетние, или перспективные, планы содержат основные дан- j ные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней тренировки волейболистов.

На уровне годичного цикла планирование включает большее число параметров по каждому из перечисленных ранее показате­лей, и раскрываются они более детально, при этом учитываются:

периодизация и спортивный календарь соревнований.

Годичный цикл. В нем выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые составляют макроцикл,, или большой цикл. Применительно к осенне-зимнему (сентябрь — март) и весенне-летнему (апрель — август) сезонам в волейболе таких циклов соответственно два в году. Один из этих циклов, на который приходятся основные соревнования года, будет главным.

Далее приводится календарь игр чемпионата России по волейбо­лу 2001/2002 гг. для мужских команд суперлиги, которую составляют 12 команд: «МГТУ-Лужники» (Москва); «УЭМ-Изумруд» (Екатерин" бург); «Искра-РВСН» (Одинцово); «Нефтяник» (Ярославль); «Локо-мотив-Белогорье» (Белгород); «Балтика» (Санкт-Петербург); «Само-тлор» (Нижневартовск); «Уралсвязьинформ» (Пермь); «Нефтяник! Башкирии» (Уфа); «ТНК-Оренбург» (Оренбург); «Динамо-МГФСО»

(Москва); «Октан» (Новокуйбышевск).

Продолжительность соревнований^ конца сентября по начала апреля:

I-й тур — 29—30 сентября; 2-й тур — 6—7 октября;

3-й тур — 13—14 октября; 4-й тур — 20—21 октября;

5-й тур — 27—28 октября; 6-й тур — 3—4 ноября;

7-й тур — 10— 11 ноября; 8-й тур — 17—18 ноября;

9-й тур — 1—2 декабря; 10-й тур —8—9 декабря;

II-й тур — 22—23 декабря; 12-й тур — 26—27 декабря;

13-й тур —5—6 января; 14-й тур — 19—20 января;

15-й тур — 26—27 января; 16-й тур — 2—3 февраля;

17-й тур — 16—17 февраля; 18-й тур — 23—24 февраля;

19-й тур —9—10 марта; 20-й тур — 16— 17 марта;

21-й тур — 30—31 марта; 22-й тур —6—7 апреля. В эти же сроки проводятся соревнования на кубок ЕКВ (Европейская конфедерация волейбола), в которых принимают участие команды России: 3—4 и 10—11 ноября, 7—9 декабря, 9 и 10 января, 6 и 13 февраля, 2—3 марта (финал). В связи с этим сроки проведения некоторых игр чемпионата России корректируются.

Продолжительность периодов изменяется в зависимости от ка­лендаря соревнований, закономерностей становления спортивной формы, контингента волейболистов (возраст, спортивная квали­фикация). Каждый макроцикл начинается подготовительным пе­риодом, который заканчивается к началу соревнований. Соревно­вательный период по времени совпадает со сроками основных соревнований. Переходный период начинается после соревнова­ний и длится до начала очередного макроцикла.

Мезоциклы и микроциклы. План годового цикла детализируется в построении мезоциклов и микроциклов. При построении мезоцик-лов предстоящая работа детализируется применительно к особенно­стям конкретного контингента волейболистов, команды с учетом задач, модельных заданий и т.д. Еще в большей мере эта детализа­ция осуществляется в микроциклах, на основе которых в трениро­вочных занятиях индивидуализируются средства, методы примени­тельно к каждому волейболисту. Особое значение здесь имеет опера­тивная информация, циркулирующая в системе «план — тренер — спортсмен» по принципу обратной связи.

Мезоцикл — это несколько микроциклов, объединенных в отдель­ную структуру. Число микроциклов в мезоциклах зависит от логи­ки развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном мезоцикле может быть два (минимум) мик­роцикла и больше. Взяв за основу соревнования, можно выделить следующие типы мезоциклов: соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий (накопления), втягивающий, ак­тивного отдыха (табл. 4).

1. Соревновательный мезоцикл. Его структура определяется ха­рактером основных соревнований данного сезона; в нем по воз­можности моделируются все условия подготовки и проведения основных соревнований. Этот мезоцикл — основной в период со­ревнований, проводимых с интервалами (чемпионат России), — включается в предсоревновательную подготовку. Он состоит из подводящего, соревновательного и восстановителъно-реабилитацион-ного микроциклов. Как правило, это турниры или соревнования.

Адекватность соревновательного мезоцикла самая высокая. В си­стеме многолетней подготовки основные соревнования рассмат­риваются как соревновательный блок, в котором в наибольшей степени реализуются соревновательные условия. Роль такого бло­ка исключительно велика.

2. Предсоревновательчый мезоцикл. Здесь с большой достоверно­стью моделируется режим основного соревнования, для того чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к его конкретным условиям с целью полной реализации их возможностей в соревнова­ниях. В этот мезоцикл включают занятия с тяжелым и ударным воз-

Основные параметры микроцикла — количество рабочих (трени­ровочных, соревновательных) дней и количество тренировочных ;

занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микро­циклов в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т.д.). В день может быть 1—3 тренировочных занятий.

Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки волейболистов, условно можно выделить соревновательные и тренировочные микроциклы. Определяющими для построения микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих за­нятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и харак- :

тер отдыха. Различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы — мезоциклы.

Адекватность главным соревнованиям (АГС). Моделирование условий основных (главных в годичном или многолетнем цик­ле) соревнований в процессе подготовки имеет решающее зна­чение.

Под условиями следует понимать:

- состав соперников с выделением главных из них;

- структура соревновательной деятельности с учетом моделей команд соперников и отдельных игроков;

- климатогеографические условия места проведения;

- характеристики спортивных сооружений, где будут прохо­дить соревнования;

- способ проведения соревнований и определения победите­ля, чередование игр и дней, свободных от игр, последователь­ность игр с конкретными соперниками;

- характеристика зрителей;

- особенности питания.

В зависимости от перечисленных условий АГС можно условно

определить в процентах. Включение отдельных компонентов усло­вий в соревновательную и тренировочную деятельность волейбо­листов дает ту или иную АГС, которая определяется как высокая J (100-70%), средняя (60-30%) и малая (20-0%). АГС, равная 100 %, будет только на самых главных соревнованиях, так как толь­ко там может быть полный набор условий с фиксацией результа­тов именно этих соревнований.

По степени воздействия занятий микроциклы мож­но разделить на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определя­ющим здесь будет характер восстановительных процессов: на ка­кую фазу восстановления приходится начало последующего тренировочного занятия после предыдущего. Это же относится и к от­дельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет ме­сто связь с зонами интенсивности нагрузки, выражаемой в баллах.

Для ударного микроцикла характерны предельные нагрузки (пульс 182—200 уд./мин, 21—33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного мик­роцикла и определенного отдыха наблюдается существенное по­вышение работоспособности волейболистов.

Тяжелый микроцикл также отличается тем, что очередная на­грузка приходится на частичное восстановление (пульс 174— 180 уд./мин, 14—20 баллов). Волейболисты не могут восстановить работоспособность после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего.

Средний микроцикл занимает как бы промежуточное положение, для него характерны нагрузки как на фоне недовосстановления, так и в фазе полного восстановления. На протяжении микроцикла нагрузки возрастают (пульс 156—172 уд./мин, 8—12 баллов).

В легком микроцикле каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверхвосстановления (пульс 114—150 уд./мин, 1—7 баллов).

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие типы микроциклов: соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподготовительный, восстановительно-реабилитационный.

Соревновательный микроцикл включает все составляющие глав­ного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведе­ния и т.д. Он служит ориентиром (моделью) для построения тре­нировочных микроциклов.

Соревновательные микроциклы имеют высокую и среднюю адекватность (60— 100 %). По степени воздействия они могут быть тяжелыми и средними.

Подводящие микроциклы применяются в ходе непосредствен­ной подготовки к соревнованиям. Основные задачи: смоде­лировать элементы режима и программы предстоящих соревнова­ний (соперник, время проведения и т.д.), окончательно отрабо­тать схемы игры, составов, замен и т.д. По адекватности близко примыкают к соревновательным микроциклам (60—80 %). По сте­пени воздействия могут быть средними, легкими и тяжелыми.

Специально-подготовительные микроциклы. Основные зада-ч и: повышение уровня специальной физической, технико-так­тической и интегральной подготовки волейболистов. В этих мик­роциклах моделируются компоненты соревновательной деятель­ности и условия, в которых она должна проходить. Происходит овладение новыми технико-тактическими действиями и их спо­собами, устраняются ошибки в технике и тактике и т.д.

По адекватности специально-подготовительные микроциклы могут быть средними и малыми (20—60 %). Наибольшая адекват­ность будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней! игре (игровые тренировки), а также интегральной подготовке. По степени воздействия они могут быть легкими, средними, тяжелы­ми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий. |

Общеподготовительные микроциклы. Основные задачи: по­вышение уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; уровня функци­ональных возможностей организма, укрепление основных зве­ньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку» в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Они служат также для переключения от игровой деятельности и ее компонентов к неспецифической работе для профилактики пе­ренапряжения, переутомления и в то же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовки для эф-' фективной специальной работы на последующих этапах подго­товки.

Адекватность общеподготовительных микроциклов существен­но уступает предыдущим, она малая и в отдельных случаях сред­няя, до 30 %. По степени воздействия общеподготовительные мик­роциклы могут быть легкими, средними и тяжелыми. Могут соче­таться с микроциклами специальной направленности для сниже­ния психологической нагрузки, но с поддержанием физической нагрузки на определенном (в том числе и высоком) уровне.

Восстановительно-реабилитационный микроцикл. Основные задачи: снижение тренировочных воздействий, контрастная сме-i на применяемых средств, использование широкого круга восста­новительных средств: педагогических, психологических, медико-биологических. Эти микроциклы следуют после серии напряжен­ных соревнований или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных микроциклов.

Построение тренировочных занятий. В тренировочных занятиях;

последовательно реализуются основная цель и конкретные задач» многолетней тренировки. Структура, содержание, нагрузка тре­нировочных занятий органически связаны с теми микроцикла­ми, в состав которых они входят.

По направленности з а н я т и я делятся на однонаправ­ленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные, те-1 еретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь w содержания с характером соревновательной деятельности. Заня­тия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в занятиях по совершенствованию нагрузку можно варьировать в зависимости от поставленных задач.

Однонаправленные занятия посвящены совершенствованию од­ного из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовки. Комбинированные занятия включают ма­териал 2—3 компонентов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготов­ки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на вза­имосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием ме­тода совмещенных (сопряженных) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол по правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

1. Однонаправленные занятия по обучению технике являются центральными в системе многолетней тренировки волейболистов, особенно юных, от качества этих занятий зависит решение важ­нейшей задачи — вооружение волейболистов широким арсеналом приемов игры.

2. Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны вооружить занимающихся навыками умелого применения изучае­мых технических приемов игры в процессе тактических (в нападе­нии и защите) действий — индивидуальных, групповых и команд­ных, а также знаний, полученных в процессе теоретических заня­тий по тактике.

3. Однонаправленные занятия по совершенствованию техники должны обеспечить высокую степень надежности навыков выпол­нения приемов игры. Совершенствование навыков осуществляет­ся под девизом универсальности для всех категорий волейболи­стов и специализации по игровой функции.

4. Однонаправленные занятия по совершенствованию тактики основной целью имеют добиться стабильной надежности выпол­нения арсенала технических приемов в структуре тактических дей­ствий — индивидуальных, групповых и командных, а также со­вершенного овладения широким арсеналом тактических действий в нападении и защите.

5. Однонаправленные занятия по физической подготовке посвя­щаются преимущественно общей физической подготовке, специ­альной или общей и специальной.

6. Комбинированные занятия, основанные на технической и фи­зической подготовке, подчинены главной задаче — более успеш­ному первоначальному обучению приемам игры при оптималь­ном уровне развития необходимых для этого физических способ­ностей, а также неуклонному совершенствованию навыков вы­полнения технических приемов в многолетнем процессе станов­ления мастерства волейболиста.

7. Комбинированные занятия на основе технической и такти­ческой подготовки преследуют цель совершенствования техниче­ских приемов в плане обеспечения эффективного выполнения ар­сенала тактических действий, запрограммированного для данного контингента волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных, тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым спортсмены! владеют на данном этапе многолетней подготовки.

8. Комбинированные занятия, основанные на технической, тактической и физической подготовке, строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания.

9. Занятия по интегральной подготовке (целостно-игровые) направлены на решение важнейшей задачи — обеспечение взаимосвязи сторон подготовки и реализацию приобретенного арсенала средств в игровой и соревновательной деятельности. Основное содержание таких занятий составляют задания на взаимосвязь; физической и технической, технической и тактической подготовки, на переключение, игровые тренировки.

Главная цель — добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и эффективно.

10. Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), при необходимости — двусторонним играм с целью получить данные о том, как применяют в игре волейболисты, изученные тех­нические приемы и тактические действия.

11. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке следует уделять внимание и на практических занятиях, о которых говорилось ранее.

Важный компонент структуры тренировочного занятия — тренировочное задание, под которым понимают комплекс физических упражнений, специально избранных или разработанных игр для решения конкретных задач. Тренировочное занятие представляет собой набор и определенную последовательность тренировочных заданий. Для каждого типа тренировочных занятий разрабатываются каталоги тренировочных заданий.

Тренировочные нагрузки. Выделяют соревновательные и тренировочные нагрузки. В учебнике «Спортивные игры», 2002 (см. гл. 5); показаны место и объем соревновательной нагрузки в системе под­готовки волейболистов, который выражается в количестве встреч в годичном цикле. Воздействие игры на организм спортсменов различно, оно зависит от уровня подготовки игроков, соотношения сил с командой соперника и определяется по тем же характери­стикам, что и тренировочные нагрузки. Тренировочные нагрузки рассматриваются как важный компонент тренировки. Это поня­тие отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе тренировочных занятий. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психологическую стороны нагрузки, составляющие суммарный объем работы, воздействие на организм и психическую сферу спортсмена.

Внешняя (физическая) нагрузка в тренировке волейболистов определяется показателями общего объема в часах (в годовом цик­ле, мезоциклах и микроциклах); соотношения времени на виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, интеграль­ную); количества тренировочных занятий; количества трениро­вочных заданий различной направленности (количество повторе­ний приемов игры и тактических действий, величина и характер отягощения, длина и скорость пробегания дистанций, количе­ство прыжков и т.д.); доли (в процентах) интенсивной работы в общем ее объеме и др.

Внутренняя (физиологическая) нагрузка в тренировке волей­болистов характеризуется реакцией организма на выполненную работу (физиологические, биохимические и другие сдвиги). Опре­деляется показателями ЧСС, систолическим объемом, частотой дыхания, потреблением кислорода, кислородным долгом, скоро­стью накопления и количеством лактата в крови и др.

Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характе­ризуется волевым и моральным напряжением, эмоциональнос­тью тренировочных заданий, особенно в условиях противоборства с соперником, сенсорной напряженностью и другими сбивающи­ми факторами и переживаниями. Эта нагрузка, тесно связанная с двумя ранее названными, определяет воздействие на организм во­лейболиста. Психологическая нагрузка фиксируется в баллах: 1 — 3 балла — занятие с малой нагрузкой; 4—5 баллов — занятие со средней нагрузкой; 6—8 баллов — занятие с большой нагрузкой.

Названные стороны нагрузки составляют функциональное це­лое. Внешними показателями руководствуется тренер при плани­ровании и контроле, внутренние дают возможность определить их соответствие возможностям организма и влияние на развитие тре­нированности. Увеличение объема, интенсивности, психологиче­ской напряженности тренировочной работы в сочетании с раз­личным по характеру и продолжительности отдыхом приводит к усилению сдвигов в функциональном состоянии различных сис­тем и органов, к возникновению и углублению утомления. Вели­чина сдвигов зависит от уровня подготовки и спортивной квали­фикации волейболистов: одна и та же по характеру нагрузка вы­зывает меньшую реакцию и более быстрое восстановление у мастеров по сравнению с начинающими.

Тренировочная нагрузка дает тренировочный эффект, оцени­ваемый по величине изменения состояния волейболиста.

Выделяют такие в и д ы тренировочных эффектов:

срочный — текущая реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение;

отставленный — изменение состояния спортсмена после тре-

нировочного занятия, т. е. суммарного влияния комплекса трениовочных заданий и упражнений;

кумулятивный — результат последовательного суммирования организмом всех тренировочных эффектов системы тренировоч­ных занятий.

Таким образом, в каждом отдельном тренировочном занятии'

цель нагрузки — обеспечить соответствующий эффект, но при этом она должна быть логически связана с тренировочными эф­фектами предшествующих и последующих занятий.

Выделяют следующие характеристики тренировоч­ных нагрузок.

1. Специфичность. Отражает степень соответствия данного тренировочного задания условиям соревновательной деятельности в двигательной структуре, в режиме работы моторного аппарата и в

механизме его энергообеспечения.

2. Сложность. Определяет условия выполнения упражнений — стереотипные или требующие проявления координационных способностей.

3. Направленность. Характеризует силу воздействия нагрузки на состояние спортсмена с акцентом на развитие того или иного двигательного качества или навыка.

4. Величина. Определяет количественную меру выполненной тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направ­ленности на конкретном этапе годичного цикла.

5. Продолжительность. Заключается в определении оптимальной длительности применения нагрузок той или иной преимущественной направленности.

6. Интенсивность отражает силу и специфичность воздействия тренировочной нагрузки на организм или меру напряженности выполняемой работы.

7. Характер отдыха и его продолжительность существенно влияют на степень воздействия применяемых в тренировке средств. Существуют следующие степени интенсивности, показатели ЧСС и оценка в баллах.

Таблица 5

Виды нагрузки в тренировочных занятиях

Вид нагрузки

Критерии величины нагрузки

Решение задач

Малая

Первая фаза периода устой­чивой работоспособности (20—25 % объема работы, выполняемой до наступления явного утомления)

Поддержание достиг­нутого уровня подго­товленности, ускорение процессов восстанов­ления после нагрузок

Средняя

Вторая фаза устойчивой рабо­тоспособности (40—60% объе­ма работы, выполняемой до наступления явного утомления)

Поддержание достиг­нутого уровня подготов­ленности, решение част­ных задач подготовки

Значительная

Фаза скрытого (компенсиро­ванного) утомления (70—80% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления)

Стабилизация и даль­нейшее повышение подготовленности

Большая

Явное утомление

Повышение подготовленности

Характер отдыха и его продолжительность наряду с интенсив­ностью во многом определяют величину и характер сдвигов в орга­низме под влиянием тренировочных заданий. Одни и те же пара­метры нагрузки, но при разных интервалах отдыха приводят к разным эффектам тренирующих воздействий. Характер отдыха между упражнениями, тренировочными занятиями влияет на вос­становительные процессы, а в итоге — на характер сдвигов, про­исходящих в организме. В зависимости от задач определяются про­должительность и характер отдыха. Важное значение имеет учет характера чередования активных и пассивных фаз в структуре со­ревновательной деятельности волейболистов.

Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными. Умелое сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле и многолетней подготовке (четырехлетний олим­пийский цикл, этапы подготовки спортивных резервов) во мно­гом определяет эффективность этой подготовки.