logo
Консп_Лек_ДСМ

Тема 2.3. Управление процессом подготовки гимнастов. Комплексный контроль в гимнастике

Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессио­нальных учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводятся в соответствии с государственной программой, которая предусмат­ривает: а) укрепление здоровья и поддержание высокой физи­ческой работоспособности; б) обеспечение разностороннего физи­ческого развития; в) обогащение занимающихся новыми знаниями, умениями и навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гим­настике.

Успех в работе в значительной мере определяется постановкой четко организованного и хорошо спланированного учебно-тренировочного процесса. Его эффективность зависит от система­тического учета результатов работы. На основании данных учета вносятся необходимые изменения в планирование работы, совер­шенствуется содержание занятий, методика обучения, повышается педагогическое мастерство тренеров. При планировании учиты­ваются контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллек­тивом, условия работы и количество часов, отводимых для занятий с группой.

1. Структура тренировочного процесса.

В структуре тренировочного процесса различают три периода:

подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спор­тивной квалификации занимающихся и от календаря соревнова­ний.

Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый этап направлен на повышение общей и специальной физической подготов­ленности, развитие двигательных и психических способностей, не­обходимых для овладения учебной программой, воспитание созна­тельного и активного отношения юных гимнастов к занятиям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.

Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гим­настики и других видов спорта, повторяются ранее изученные эле­менты, связки, комбинации с целью восстановления утраченных двигательных навыков.

Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изу­ченных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физи­ческой подготовки уменьшается, основное внимание уделяется специальной физической подготовке. На этом этапе проводятся соревнования по общей и специальной физической подготовке.

Основной период соответствует стабилизации спортивной фор­мы. Он также делится на два этапа.

Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает совершенст-вование техники выполнения основных элементов ком­бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с макси­мальной амплитудой.

Второй этап — соревновательный. Основной задачей его яв­ляется подведение гимнастов к такому функциональному состоя­нию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют при­кидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к си­туации соревнований. Завершением этапа является участие в со­ревнованиях, на которых проверяется правильность планирования учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Переходный период соответствует фазе временного снижения спортивной формы. Основной его задачей является активный от­дых. Переходный период, как правило, совпадает с летними кани­кулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров, поэтому уче­никам планируются индивидуальные задания для самостоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий предусматри­вает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.

2. Основные документы планирования.

Основными документами планирования являются государственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока (занятия).

Раздел 3. Группа легкоатлетических дисциплин (на примере легкой атлетики)

Тема 3.1. Характеристика легкоатлетических упражнений. Особенности тренировочного процесса легкоатлетов

ОСНОВЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА

1. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика» в системе подготовки специалистов физической культуры на факультете физической культуры.

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физического воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, снизить негативное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» являются:

- освоение теоретических знаний студентами факультета физической культуры;

- формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники легкоатлетических видов;

- формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов;

- формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий;

- развитие необходимых физических качеств для эффективного изучения техники движений и достижения высоких спортивных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

- формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

- выявление и развитие способности к ведению научно-исследовательской деятельности и использование полученных материалов в практической работе.

В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легкоатлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассматривается методика обучения технике легкоатлетических упражнений. Изучаются теоретические и практические разработки в области спортивной тренировки с детьми и спортсменами различной квалификации. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории формирования техники упражнений. Изучение и практическое использование различных тестов, позволяющих оценить все стороны физического развития, физической подготовленности, динамики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. Проведение научно-исследовательской деятельности создает предпосылки для подготовки специалистов высокой квалификации.

На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармонично развитой личности, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым способствуя оздоровлению и развитию человеческого общества.