1.1 Роль гостиничного бизнеса в современной экономике.
Гостиничный бизнес, или индустрия гостеприимства, как показывает исторический опыт, восходящий к античным временам, не подпадает под классическую маркетинговую теорию жизненного цикла отрасли - зародившись еще в глубокой древности этот вид экономической активности постоянно продолжает развиваться, достигнув сегодня в эпоху глобализации невиданного доселе масштаба. Причина столь аномального «поведения» отрасли очевидна и лежит на поверхности - это перемещение людей, различного рода путешествия, связанные в ранний период развития преимущественно с торговлей, позже - с паломничеством, а сегодня - с деловыми поездками и отдыхом. Индустрия гостеприимства - понятие многоплановое. Так, Австралийское статистическое бюро дает определение следующим образом: «Индустрия гостеприимства включает в себя такие отрасли, деятельность которых направлена на предоставление жилья, продажу алкогольных напитков, предоставление пищи и увеселительных мероприятий».
Сегодня индустрия средств размещения - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостелы и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Соответствуя темпам развития туристской отрасли развивается и рынок средств размещения. Так как уровень достатка туристов разный, возникает вопрос в необходимости предоставления средств размещения разных ценовых уровней, но при всем этом туристы нуждаются к хорошем обслуживании, уюте и комфорте. Соответственно возрастает и уровень конкуренции между средствами размещения. Гостиницы должны постоянно уделять большое внимание продвижению своих услуг. Если этого не делать, то самая комфортабельная и одновременно дорогая гостиница никогда не будет пользоваться спросом у посетителей. В настоящее время в успешной деятельности средства размещения играет грамотно выстроенная рекламная стратегия.
С точки зрения фундаментальной экономики гостиничный бизнес представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, чем внутренними причинами. Гостиничный бизнес также выступает важнейшим катализатором экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если японцы отдыхают в гостиницах Филиппин, а украинцы в Турции, то они не только вывозят туда часть заработанных в других производствах средств, но и создают там новые рабочие места.
Современный гостиничный бизнес как экономическое явление:
имеет индустриальную форму;
выступает в виде гостиничного продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и способствует ускоренному развитию национальной экономики;
выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся в гостиничном бизнесе;
является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;
совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.
Таким образом, гостиничный бизнес способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. В настоящее время модели экономического воздействия гостиничного бизнеса на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных.