logo
музейно-выст / 40-46

Британский музей

Простое и гордое имя Британского музея носит одна из грандиознейших сокровищниц мира. На территории почти в 6 гектаров, в комплексе зданий, возводимых в течение более чем ста лет, хранятся памятники всех ныне известных мировых культур. Благодаря этому Британский музей заслуженно именуют музеем цивилизаций. Британский музей – один из немногих музеев Европы, который интересен не только представленными в нем экспонатами, но и сам по себе является драгоценнейшим памятником культуры. Его почтенная двухсотпятидесятилетняя история неразрывно связана с историей Великобритании – страны, где процветали естественные науки. Именно ученый-натуралист – не художник, не меценат – положил начало ныне прославленному собранию. Это был королевский лейб-медик сэр Ханс Слоун (1660-1753). За свою долгую жизнь он собрал гигантскую коллекцию естественно-научных, этнографических и художественных редкостей.

Британский музей начался именно с этой коллекции, завещанной Слоуном государству вместе с обширной библиотекой.

В число совета попечителей, стоявшего во главе музея, входили члены семейств основателей: Слоун, Коттон и Харли. Коллекция пополнялась благодаря заботам королевского дома: в 1757 году король Георг II (1727-1760) передал в дар рождающемуся музею придворную библиотеку, которой уже в то время было около трехсот лет (ее начали собирать в XV веке). Именно Георг II издал распоряжение, согласно которому библиотека Британского музея получала право на первый экземпляр каждой книги, вышедшей на территории Великобритании.

15 января 1759 г., за полтора с лишним года до смерти короля Георга, музей открылся. Интерес к нему был необычаен. Многие дожидались месяцами своей очереди: пускали туда только по предварительной записи, хотя музей изначально создавался как общедоступный. Посетители получили свободный доступ во все залы лишь во второй половине XX в.

В течение XVIII-XIX вв. собрание музея активно пополнялось. В 1772 г. британское правительство купило коллекцию древнегреческих и этрусских ваз. Через тридцать лет, в 1802 г. – еще более важное приобретение: английские войска в Египте, столкнувшись с наполеоновской армией, обнаруживают среди захваченных французами трофеев множество произведений искусства древнего Египте. В их числе – ставший впоследствии знаменитым Розеттский камень, ныне – одна из драгоценнейших жемчужин Британского музея.

Благодаря этой базальтовой плите, на которой выбит длинный текст на древнегреческом и древнеегипетском языках, французский ученый-египтолог Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) совершит свое открытие: сравнив параллельные тексты, он откроет секрет расшифровки древнеегипетских иероглифов.

Не проходит и пятнадцати лет, как Британский музей украшает еще один шедевр, тоже приобретенный путем не слишком праведным. Англичанин лорд Эльджин, большой поклонник античной Греции, добивается от турецкого правительства (в то время Афины принадлежали Турции) фирмана, где сказано: «Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает вывезти из Акрополя несколько каменных плит с надписями или фигурами».

Эти же методы практикуются и в дальнейшем. Английские археологи –в Месопотамии,Египте – совершают ряд крупнейших открытий. Какое бы то ни было законодательство, упорядочивающее вывоз археологических ценностей, тогда отсутствовало. Все находки английских археологов, естественно, покидали страну и становились достоянием стремительно расщиряющегося Британского музея. Ныне музей владеет крупнейшим в мире собранием скульптуры Передней Азии, отдел египетских древностей насчитывает около 66 тыс. единиц, а древнегреческое собрание располагает целым рядом всемирно прославленных шедевров: кроме скульптур Акрополя, это бюст Перикла, статуя Деметры и другие. В 1823-47 году появляется первый ряд пристроек к нему. Парадный фасад получает торжественную колоннаду, а внутренний двор превращается в читальный зал. Музей человечества принимает этнографическую коллекцию, включающую памятники Африки, Океании и доколумбовой Америки. Из Монтегю-хаус выехала и библиотека Британского музея, ныне объединенная с другими книжными собраниями и образующая Британскую библиотеку. Но и по сей день в старом здании музея остается коллекция рукописей и многие библиографические редкости.

Сегодня Британский музей на своем сайте скромно именуется «возможно, величайшей в мире коллекцией археологических находок». Экспозиция делится на десять частей. Это памятники (в основном, скульптура и прикладное искусство) Древней Греции, Рима, Древнего Египта, Африки, обеих Америк, Азии, Японии, Ближнего Востока, тихоокеанских островов. Специально выделено нумизматическое собрание, включающее более 750 тысяч монет и медалей, европейское прикладное искусство Средневековья и Нового времени и английская коллекция – памятники искусства и археологические материалы, начиная с доримской эпохи. Среди них – так называемый «линдоусский человек» - найденная в 1984 г. в болотах северо-западной Англии предполагаемая жертва друидического жертвоприношения. Хотя в Британском музее нет значительной живописной экспозиции (одна из прекраснейших коллекций европейской живописи хранится в Лондонской Национальной галерее), он располагает одним из самых крупных собраний рисунка и гравюры, насчитывающим около 570 тыс. листов. Среди них творения великих художников: двадцать рисунков Леонардо да Винчи, тридцать один – Рафаэля, восемьдесят пять – Микеланджело, около сотни рисунков и гравюр Дюрера, сто семнадцать – Рембрандта, двести – Гольбейна. Если прибавить к этому коллекцию графики Антуана Ватто и Клода Лоррена, то масштаб лондонского собрания предстанет во всей своей грандиозности.

Музей Виктории и Альберта.Музей Виктории и Альберта был основан в 1852 г., но имя английской королевы носит лишь с 1899 г. Это не случайно: с именем королевы Виктории связана целая эпоха в истории дизайна, а музей, носящий это имя, посвящен именно декоративному искусству. Ныне музей Виктории и Альберта обладает крупнейшей в мире экспозицией предметов дизайна – изделиями из стекла, фарфора, керамики, драгоценных металлов, текстиля. Кроме того, в музее выставлены большие коллекции произведений живописи, скульптуры, а также шедевров фотографии. Главные художественные музеи Лондона – галерея Тэйт и Лондонская национальная галерея. Первая посвящена исключительно современному искусству, вторая же – одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи, начиная с XIII века. Стоит отметить, что крупнейшие лондонские музеи (такие, как музей истории Лондона, Британский, картинные галереи) не берут платы за вход, чего нельзя сказать о мелких собраниях, где стоимость входного билета может быть весьма ощутимой – около 4 фунтов стерлингов.

В своей статье Земпер попытался дать анализсовременной культуры с точки зрения связи художественного творчества и массового промышленного производства. Программа Земпера заключалась в объединении традиционных "изящных искусств" сремеслами под эгидой архитектуры.

В 1852 г. в Южном Кенсингтоне, районе Лондона, Земпер стал создавать экспозицию нового типа. Он собрал вещи, которые ранее не рассматривались в художественном смысле, и попытался показать их так, чтобы они раскрыли не только утилитарные, но и духовные функции. Земпера уже не было в Лондоне, в 1855 г. он переехал в Швейцарию, в Цюрих. Но школа ремесел работала по его программе, в ней преподавал известный английский художник У. Крэйн. По примеру Южно-Кенсингтонского создавались другие художественно-промышленные музеи Европы. В 1859 г. в Вене был основан Королевский музей искусства и промышленности, а в 1864 г. — Школа прикладного искусства. В 1877 г. — Гамбургский музей искусства и художественных ремесел, в 1881 г. — Музей Центрального Училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге (см. художественно-промышленные музеи, художественно-промышленные училища). Коллекции Южно-Кенсингтонского музея расширялись. В 1859—1865 гг. по проекту архитектора Ф. Фоука возвели здание музея в "неонорманнском стиле". В 1873 г. был создан "дворик слепков" с гипсовыми копиями фрагментов архитектурныхпамятников и знаменитых скульптур. В 1899 г. королева Виктория распорядилась заложить новое здание, и с этого года музей стали называть в честь инициаторов Всемирной выставки — Музеем Виктории и Альберта.

Вопрос № 45 Музеи Италии. Рим как музей под открытым небом. Музеи Ватикана: история возникновения и коллекции.Рим – огромный музей под открытым небом.Выстроенные в эпоху Барокко многочисленные соборы, красивейшие фонтаны, дворцы – радуют нас и по сегодняшний день своей красотой.В музеях Рима хранятся бесценные произведения искусства. Шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бернини, Караваджо и др. украшают многие залы известных музеев.Именно в Риме находится одно из самых древних и узнаваемых архитектурных сооружений в мире – Римский Колизей (72 год н.э.).Огромную ценность представляют музеи Ватикана. В музеях Ватикана находятся коллекции монет (более 100 тыс. гравюр), собрания живописи до 17 века, античной скульптуры.

Капитолийские музеиОдин из самых значительных музейных комплексов Рима. Расположены на площади Капитолия в стоящих друг напротив друга зеркально-симметричных зданиях, Новом Дворце и Дворце Консерваторов. Коллекция включает в себя произведения искусства Древнего Рима, а также великолепные работы Бернини (Bernini) и Караваджио (Caravaggio).

Галерея Боргезе. Вилла БоргезеОдин из самых популярных музеев в Риме, если не во всей Италии. Дворец был построен в начале XVII ст. с единственной целью – для размещения обширной коллекции предметов искусства, принадлежавшей кардиналу Боргезе. В настоящее время в музее выставлены работы таких авторов, как Бернини, Караваджио, Канова, Рафаэль, Тициан и другие. Всего в экспозиции имеется 500 картин и 300-400 скульптур. Дворец окружает прекрасный парк, также один из лучших в Риме