Анализ развития гостиничного хозяйства в России
Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.1
Средства и системы размещения — это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приема и ночевки временных посетителей с различным уровнем сервиса.
На современном этапе нельзя не учитывать включенность в гостиничный бизнес множества новых малых, средних и крупных структур, в том числе функционирующих с иностранным участием. Формирование новой социально-экономической среды существенно изменяет положение и роль гостиничных структур в национальном хозяйстве Российской Федерации и жизни общества, вносит значительные коррективы в механизмы макроэкономического, межфирменного и внутрихозяйственного регулирования их деятельности, ставит перед ними целый ряд новых сложных задач.2
Управление гостиничными структурами всех классов и типов в условиях рынка во многом сложнее, чем при централизованном регулировании экономики, что связано с необходимостью их оперативной гибкой адаптации к постоянно изменяющейся ситуации с учетом высокой неопределенности среды и обостряющихся конкурентных отношений.
Повышение конкурентоспособности и динамичное развитие гостиничного сектора национального хозяйства в огромной степени зависит от эффективности форм и методов его регулирования и поддержки. Оценивая действенность маркетингового инструментария, используемого сегодня в гостиничной сфере, можно констатировать необходимость совершенствования многих его составляющих.1
Специфика отечественной экономики, особенности российского менталитета и сложности современного переходного периода требуют развития специальных подходов к управлению гостиницами, в полной мере учитывающих наши реалии.2
Комплекс проблем организации гостиничного хозяйства уже раскрыт в работах российских ученых. Значимость, актуальность и масштабность этих проблем послужили основанием для многих научных работ и публикаций последнего времени. Тем не менее, целый ряд задач функционирования гостиничной сферы решить еще только предстоит. К их числу относятся вопросы оптимизации взаимодействия гостиничных структур с региональными органами власти, совершенствования управления ресурсным потенциалом отелей, повышения эффективности инвестиционных проектов и межфирменного бизнес - партнерства. Углубленной научно-аналитической проработки требуют вопросы формирования благоприятных для гостиничного бизнеса условий.3
На самом деле гостиницы тоже являются одним из сегментов коммерческой недвижимости, как торговое, офисное и жилое строительство. И когда последние достигнут определенного уровня насыщения, естественно, инвесторы обратят внимание на область гостеприимства. Развитие гостиничного бизнеса тормозят, прежде всего, земельные проблемы. Найти участок в центре города почти невозможно, и это обычно имеет множество проблем, а на вторичном рынке цены на недвижимость зашкаливают все разумные пределы. А как только стоимость земли выходит за 15% совокупных инвестиций, гостиничный проект становится неинтересен. Кроме того, если жилье, офисы или торговые площади окупаются максимум за 4-5 лет, то для гостиниц с этого уровня окупаемость только начинается. В условиях, когда страна практически ежедневно живет в ожидании нового кризиса, инвесторы стремятся максимально сократить путь от вложения денег до получения прибыли. А гостиничные инвестиции являются стратегическими, то есть долговременными.1
Гостиничный бизнес напрямую связан с деловой активностью. По мере индустриального развития растет интеграция производств и, соответственно, увеличивается поток командированных.
В последние годы начал формироваться, особенно в туристических центрах вроде Санкт-Петербурга, Золотого кольца и курортной зоны морских побережий, рынок частных мини гостиниц.
Мини-гостиницы — одна из альтернатив тенденции вымывания 3 гостиниц из центра Москвы. Они могут приблизить туристов к объектам показа. К тому же, сегодня клиенты во всем мире стремятся к индивидуализированности услуг. А в небольшом отеле на 20 номеров и по имени будут называть, и привычки постоянных клиентов будут знать. Кроме того, найти участок или полуразрушенный особняк для такого отеля значительно проще. И в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как раз исключительно за счет мини-гостиниц. Они будут развиваться и дальше, потому что бизнес может идти не только сверху, но и снизу. Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются долговременные бизнес-планы. То есть это бизнес достаточно трудоемкий в исполнении. А бизнес снизу — это когда один человек решил открыть, скажем, маленький придорожный ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом автостоянку и мини-гостиницу. И это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, какие-то особые фокусы; достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать собственные возможности. Это такой карманный бизнес. Если завтра, допустим, клиенты не пойдут, хозяин на месте гостиницы откроет такой же небольшой магазин.1
Гостиничный бизнес - бизнес с огромной перспективой. Интерес к гостиничному бизнесу растет с каждым годом. При этом инвестор уже сам знает, чего хочет и что ему необходимо для того, чтобы построить гостиницу.
В России основная часть гостиниц - старые советские гостиницы туристического уровня (эконом вариант) - примерно 40% всего гостиничного фонда. Пятую часть составляют гостиницы 5*, причем большая часть из них располагается в Москве и Санкт-Петербурге и других крупных городах России (их количество не настолько велико, однако средний размер таких гостиниц превышает 100 номеров). Также, примерно 20% составляют гостиницы 3* уровня, как правило, это крупные гостиницы, которые еще с советских времен являются лицом города.1
По данным официальной статистики половину всех коллективных средств размещения составляют гостиницы. В 2009г. их количество составило чуть более 4-х тысяч. В сравнении с годом ранее, количество гостиниц в России сократилось почти на 20%, хотя в докризисные годы в нашей стране каждый год количество гостиниц (по данным опять же официальной статистики) увеличивалось.2
Общий фонд всех коллективных средств размещения в 2009г. составил 497,4 тыс. мест, из которых 427,7 тыс. мест приходится на гостиницы и аналогичные средства размещения. Всего в структуре всех коллективных средств размещения доля гостиницы составляет 70% (и 82% среди аналогичных средств размещения).
До кризиса гостиничный фонд увеличивался, хотя темпы прироста были достаточно скромными - не более 10% в год.
Абсолютным лидером по гостиничному фонду является Центральный округ - треть всех гостиничных мест приходится именно на него, при этом половина всех мест в округе сосредоточена в Москве (58%) и 10% в Московской области.3
Структура гостиничного фонда по федеральным округам отличается от структуры распределения числа гостиниц по округам. Существенным отличием является положение Северо-Западного округа: если по числу гостиниц он занимал предпоследнее место, то по количеству мест он находится на втором месте. Это говорит о том, что, несмотря на небольшое количество гостиниц в данном регионе, вместимость каждой из них превышает вместимость гостиниц в других округах, или говоря по-другому, в данном округе расположены значительно более крупные гостиницы. Совершенно иное положение у Приволжского округа, который находился на втором месте по количеству гостиниц - в данном округе, наоборот, расположены маленькие гостиницы с относительно небольшой вместимостью.1
В 2009г. в гостиницах за год было размещено 16,7 млн. человек (т.е. примерно 1,4 млн. человек ежемесячно). Кризис оказал существенное влияние на объем пользования услугами гостиниц: так, в 2009г. количество размещенных лиц, по данным Росстата, сократилось на 26,3%. До кризиса посещаемость гостиниц активно возрастала со средним темпом роста примерно 10% в год.
Наибольшее число размещенных в гостиницах лиц приходится на Центральный округ - треть всех лиц, размещенных в гостиницах. Почти 20% составляют гостиницы Северо-Западного округа. На третьем месте находится Приволжский округ.
На основе данных Росстата о количестве мест в гостиницах и количестве размещенных лиц, нами был выведен индекс, который показывает "популярность гостиниц" в России, или другими словами, частоту размещения. Т.е., фактически, сколько раз за месяц полностью наполняются гостиницы.1
Итак, в среднем по России данный индекс равняется 4-ем, т.е. за месяц гостиницы полностью заполняются четыре раза.
В Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах данный индекс находится на уровне среднего по России, т.е. в данных регионов никаких особенностей в посещении гостиниц выделено не было.
В Уральском округе индекс немного ниже, чем в среднем, однако не сильно отличается. В Южном и Сибирском округах индекс частоты посещения значительно ниже среднего по России (2,8). Это говорит о том, что в течение месяца гостиницы в данных округах заполняются полностью менее 3-х раз.2
В Дальневосточном округе, наоборот, коэффициент значительно превышает средний по России (5,1). Это говорит о том, что в данном округе не хватает гостиничного фонда. Соответственно, в данном округе целесообразно расширять количество гостиниц.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Теоретические основы гостиничного бизнеса, как отрасли экономики.
- Анализ развития гостиничного хозяйства в России и УрФо
- Основные направления повышения эффективности развития гостиничного бизнеса.
- Глава 1. Теоретические основы гостиничного бизнеса как отрасли экономики.
- Гостиничный бизнес как отрасль экономики
- . Эволюционные особенности и история развития гостиничного хозяйства
- 1.3. Классификация гостиниц
- Глава 2: Анализ развития гостиничного хозяйства в России и в УрФо
- Анализ развития гостиничного хозяйства в России
- Особенности организации и значение гостиничного бизнеса в УрФо
- Состояние развития гостиничного хозяйства г. Екатеринбург
- Глава 3: Основные направления повышения эффективности развития гостиничного бизнеса
- 3.1. Современные тенденции развития индустрии гостиничного бизнеса в УрФо
- 3.2. Перспективы развития гостиничного рынка в УрФо. Экономическая модель развития.
- 3.3 Стратегия развития гостиничного бизнеса
- С писок использованных источников и литературы
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература
- 3 .Интернет – источники