logo
Колледж Туризма и Гостиничного Сервиса Туризм

Замки Баварии

Мало кто знает, что на дне баварского озера Штарнбергерзее лежит кольцо матери Марины Цветаевой Марии Мейн. Она бросила его в воду, оказавшись в том месте, где 13 июля 1886 г. было найдено тело утонувшего (по одной из версий - утопленного) баварского "сказочного" короля Людвига II. "Людовик Баварский, - пишет в своих "Воспоминаниях" ее вторая дочь Анастасия, - страстная любовь моей 16-летней матери. Проезжая место, где он утонул, она бросила в воду свое первое колечко - обручилась". В память о короле здесь стоит выступающий из воды крест. Тут всегда останавливаются прогулочные теплоходы.

Людвиг II, последний романтик эпохи кавалеров и прекрасных дам, Дон Кихот XIX в., потерявший любовь и отдавшийся всепоглощающей страсти - строительству средневековых замков в Баварских Альпах. Они сказочно красивы, и поэтому Людвига-II называют "сказочным королем", а его замки "сказочными". А еще он безумно любил музыку Вагнера и очень помогал композитору.

Всего Людвиг собирался построить семь замков. Были воздвигнуты три - Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренкимзее. Они обошлись Людвигу и Баварскому королевству более чем в 30 млн марок.

В планах остались Фалькенштейн, а также Готический, Византийский и Китайский замки. К замкам Людвига II иногда относят и его охотничий дом Шахен в горах недалеко от Гармиш-Партенкирхена.

Замки Людвига II очень разные. Нойшванштайн - это, хотя и сказочная, но крепость. В архитектуре изящного Линдерхофа нет и намека на брутальность, в таких дворцах отдыхают. Внушительный Херренкимзее воплощает уверенность власти, под защитой которой можно безмятежно предаваться удовольствиям.

  Замок Нойшванштайн (Новая Лебединая скала) стоит на высоте 1008 м к югу от озера Форггензее, примерно в 30 км от Гармиш-Партенкирхена. Рядом озера Альпзее (Альпийское) и Шванзее (Лебединое). То самое Лебединое озеро, которое и вдохновило П.И. Чайковского на знаменитый балет.

Этот замок - визитная карточка Баварии. Изящный, стройный, устремленный ввысь, он по-лебединому красив. Белокаменные строения с прорезами узорчатых окон венчают изящные островерхие круглые башенки с бойницами и арочными балконами. В архитектуре замка органично сочетаются византийская помпезность, романская брутальность и позднеготическая возвышенность. Нойшванштайн прекрасно вписывается в окружающий его альпийский пейзаж. Издалека он похож на театральную декорацию. Это самый красивый и самый сказочный из замков Людвига.

Внутри замка - на стенах и гобеленах, в оформлении мебели, интерьере лестниц и переходов, на потолках - множество лебедей... Рисованые, каменные, деревянные, металлические... Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер "Тристан и Изольда", "Зигфрид", "Парсифаль". Парадный Зал и Рабочий кабинет оформлены по мотивам оперы "Тангейзер".

Людвиг поселился здесь незадолго до своей смерти и прожил в недостроенном замке около полугода. Здесь ему и было объявлено о низвержении. Отсюда его увезли в замок Берг на озере Штарнбергерзее.

Туристов к замку доставляют по асфальтированной дороге-серпантину конные упряжки, но можно подняться и пешком. Повыше в горах на 92-метровой высоте через ущелье перекинут подвесной мост. Под ним 45-метровый водопад. Не все туристы поднимаются туда. И зря. Отсюда открывается самый лучший вид на чудесный горный мир вокруг замка.

Э то единственный из "сказочных" дворцов Людвига, строительство которого завершилось при жизни короля. В архитектурном рисунке замка пышное величие барокко сочетается с интимной изысканностью рококо. Поражает изобилие обрамленных золотом зеркал, расширяющих размеры помещений.

Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы. Стены украшены живописными гобеленами и картинами. Ошеломляют множество ваз, мраморные камины, статуэтки, фарфоровые цветы, фарфоровые павлины в натуральную величину, люстры из слоновой кости, хрустальная люстра в спальне со 108 свечами (говорят, все одновременно ни разу не зажигали).

В Обеденном зале устроен особый стол. Он автоматически поднимается через специальный люк из расположенной внизу кухни, туда же автоматически и опускается. Король был нелюдим и предпочитал вкушать пищу в одиночестве.

Перед входом во дворец тридцатиметровая струя фонтана. Окружающий замок парк оформлен во французском, итальянском, английском, арабском стилях. Домик Хижина Хундинга напоминает декорации к опере Вагнера "Валькирия". Применяемая в Гроте Венеры система освещения считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавалась с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводились в действие одним из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens.

С амым дорогостоящим проектом Людвига стал дворец Херренкимзее на острове Херренверт (сегодня Херренинзель - "Мужской остров") на озере Кимзее в красивейшем альпийском предгорье в 80 км от Мюнхена. Он обошелся в 16 млн марок и так и не был полностью закончен. Через семь лет после начала строительства работы были остановлены из-за отсутствия средств. И сколько же времени провел там король-строитель? Десять дней.

Херренкимзее - это прекрасный дворцово-парковый комплекс, симметричный и великолепно организованный. Перед парадным входом дворца бьют струи пяти фонтанов. Фасад здания - точная копия французского Версаля. Королевские лилии - символ Бурбонов, скульптуры, картины с изображением "короля-солнца", другие связанные с ним мотивы образуют сквозной сюжет общего архитектурного замысла интерьера внутренних помещений. Основные цвета - голубой, бордовый и золотистый с преобладанием последнего. Как и в Линдерхофе, стол для застенчивого короля поднимается в обеденном зале из-под пола.

Богатство, роскошь и масштабы Херренкимзее по некоторым параметрам превосходят Версаль. Например, Зеркальная галерея с анфиладой из 17 арочных окон, которую освещают 33 люстры и 44 канделябра, столь же великолепна, как и ее "сестра" версальская Галерея Глясе, но длиннее ее (98 м).

Посетителей дворца от железнодорожного вокзала курортного городка Приен-ам-Кимзее до пристани доставляет маленький поезд с несколькими вагончиками, затем 20 минут катером до острова.

В строительство замков Людвиг II вложил все свои средства. Когда они кончились, в ход пошли деньги из государственной казны, которая оказалась фактически опустошена, за что он был, собственно, и отстранен от власти. Но сегодня, спустя полтора столетия, вложенные им средства возвращаются сторицей в виде доходов от посещений замков туристами. Только Нойшванштайн посещают каждый год более 1 млн человек. А ведь сам Людвиг был категорически против того, чтобы в замках его мечты появились посетители. Но вышло так, что он стал одним из туристических символов Баварии. Его помнят и любят здесь. А на рекламных щитах местных строителей можно встретить изображение Людвига при королевских регалиях и в каске строительного рабочего.