logo
Агротуризм

2.2. Понятие «агротуризм»

Термин «агротуризм» и более распространенная его краткая форма «агротуризм» представляют собой буквальный перевод английских «ecological tourism» и «ecotourism». Эпитет экологический - не единственный, применяемый в английском языке и соответственно в американской, канадской, английской, австралийской литературе и в литературе многих других стран для обозначения новых направлений в туризме, сформировавшихся в последнее десятилетие в результате влияния идей «зелёного движения» и развития экологического мировоззрения. Встречается, например, термин «зелёный туризм». Обычен также термин «природный туризм». Последний наряду с обширным спектром других распространен и в немецкоязычных странах, где прилагательное «экологический» употребляется вообще весьма редко, а в определениях «зелёных» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое хождение получил термин «Sanfter Tourismus», который можно перевести на русский язык как «мягкий туризм».

Обычно «мягкий» туризм противопоставляется «жестокому», главной целью которого является максимизация прибыли, в то время как для «мягкого» туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизации ущерба окружающей среде. Следует, однако, иметь в виду, что нередко под «мягким» туризмом подразумевают туризм «спартанского» типа в условиях максимально тесного контакта с дикой природой.

Многообразию терминов отвечают широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в той новой обширной области индустрии туризма, которую мы обобщённо называем экологическим туризмом. Существует немало и различных определений агротуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты последнего. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.

В соответствии с определением Й. Криппендорфа, главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы «долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формам поселений с учётом долговременных интересов местных жителей». Рекомендуемые виды занятий, адекватные тихому туризму, впоследствии получившему название «мягкий туризм», это спокойные, не технизированные занятия, т.е. прогулки пешком, на велосипедах или верхом, плавание, лыжные прогулки и т.п. Это определение и пояснение к нему Криппендорф формулировал в основном через характеристики, представляющие собой альтернативы особенностям жестокого туризма. Одним из лейтмотивов политики, предложенной этим автором, служил мотив гуманизации туризма. /4,с.92/

В определении используемом П. Хасслахером, названы четыре «стратегических» компонента, наличие и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм: «нетехнизированный туризм, самостоятельное региональное развитие, социальная ответственность, культурная ответственность». Все эти компоненты автор полагает равнозначными, однако на практике, предлагая перечень территорий в Австрии, где, по его мнению, следует развивать мягкий туризм, он отдаёт предпочтение районам, которые ещё не охвачены интенсивным, технизированным туризмом. Таким образом, в определении Хасслахера приоритетным критерием мягкого туризма служит его нетехнизированность. Кроме того, по Хасслахеру, мягкий туризм не может развиваться во всех туристских регионах. /4,с.92/

Похожее по структуре, но иное по содержанию определение предложил К.Х. Рохлитц. Согласно этому автору, мягкий туризм представляет собой систему. Состоящую также из четырёх взаимодействующих элементов: оптимального отдыха гостей, «интактного» ландшафта, т.е. такого, с которым гости соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной сферы и прибыли от туристской деятельности. Самоопределение формулируется следующим образом: «Мягкий туризм - это количественно умеренный туризм, который благодаря дистанцированной интеграции создаёт для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде». Важным пояснением автора к этому определению служит указание на такой характер взаимодействия элементов в системе «мягкий туризм». Который обеспечивается в значительной мере за счёт направления части прибыли на устранение до некоторой степени неизбежного нарушения природного ландшафта. /4,с.93/

Существенное дополнение к изложенным выше определениям и концепциям мягкого туризма сделал Д. Крамер. По его мнению, гуманизация туризма, реформирование и превращение жестокого туризма в мягкий более продуктивны не на индивидуальном уровне, т.е. не через изменение индивидуального поведения туристов или конкретных политиков и руководителей туристского бизнеса, а через целенаправленное воздействие общественных организаций на политику крупных турфирм. Такими организациями этот автор считает, прежде всего, альпийские союзы, а также природоохранные общества, члены которых готовы поступится комфортом, и проводить свой отпуск в сравнительно суровых условиях, во множестве покупая у крупных фирм «мягкие» туры. Таким образом, по Крамеру, в системе «мягкий туризм» важнейшим компонентом является не просто турист, а сознательный, подготовленный турист. /4,с.93/

По мнению А.В. Дроздова с охарактеризованными выше немецкоязычными определениями мягкого туризма и более строгим терминологическим обозначением этого направления в туризме («экологически и социально ответственный туризм») во многих отношениях сходны определения агротуризма, существующие в англоязычной литературе. Можно только отметить их сравнительный лаконизм и широкое использование термина устойчивость. Ещё одной их заметной чертой является стремление связать агротуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами. /4,с.93/

Вместе с тем в некоторых из этих определений указаны и такие свойства агротуризма, как забота о социальном, культурном и экономическом благополучии местного населения.

В качестве характерного примера можно привести определение, выработанное правительственными и общественными туристскими и природоохранными организациями Австралии и используемое в документе «Национальная стратегия агротуризма». Определение гласит: «Агротуризм - это экологически устойчивый туризм, имеющим своим основанием природу, включающей ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение».

Можно выделить пять критериев, которым должен соответствовать агротуризм. Агротуризм должен быть:

1) обращённым к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, т.е. экологически устойчивым;

3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнёрства с природой;

4) заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы;

5) экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

В соответствии с этими критериями даже плавание на лайнере по Амазонке можно посчитать экологическим туром при условии, что с позиции технологии этот лайнер будет совершенен, что туристы будут часто покидать судно для лодочных пеших или верховых маршрутов, что они ознакомятся с местной природой, аборигенной культурой и экологическими проблемами региона и внесут определённый вклад в их решение, пусть даже простейшим способом - пожертвованиями на природоохранные проекты.

Вместе с тем приведённый пример показывает, что целесообразно различать две трактовки агротуризма: узкую (классическую) и широкую. Данный пример, очевидно, относится к экотурам в их широком понимании. Узкая трактовка агротуризма господствует в странах, обладающих большими территориями - Канаде, США, Австралии. Такую трактовку поддерживают и развивают, прежде всего, представители «зелёного» движения. Широкой трактовки придерживаются эксперты по туризму и его исследователи из стран Западной Европы, обладающей весьма ограниченными ресурсами «дикой природы».

Итак, агротуризм представляет собой широкое и развивающееся направление в индустрии туризма, он не всегда одинаково понимается в разных странах, его формы динамичны, он проникает в прежде далёкие от экологической ориентации области туристской деятельности и ограничивать его слишком строгими рамками и одним единственно верным определением едва ли разумно.