2.3. Виды экологического туризма
В литературе встречаются несколько терминов, относящихся к сфере агротуризма.
Биотуризм - туризм, объектом которого являются любые проявления живой природы, будь то отдельные виды или биоценозы.
Природный туризм - туризм, объектом которого является любая природа, как живая, так и неживая (например, пещеры, горы, водоёмы и др.) природный туризм включает в себя биотуризм как одно из тематических направлений.
Объектами собственно агротуризма - могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой.
Всемирная туристская организация использует термин приключенческий туризм в качестве ещё более широкого понятия, включающего в себя агротуризм. Однако агротуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде. Поэтому справедливо считать, что понятие «приключенческий туризм», и «агротуризм» во многом пересекаются, но первое не поглощает второе.
Классификация агротуризма по видам транспорта имеет свои особенности.
Различают экологически водный туризм (на байдарках, на плотах, каноэ, парусники и другие), пешеходный, лыжный, конный, велосипедный, автомобильный (электромобили), авиационный (планеры, аэростаты).
Всё большее распространение получает агротуризм, или агроагротуризм. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы (и отчасти США) с небольшим процентом естественных ландшафтов и высоким уровнем сельскохозяйственной освоённости территории.
Агротуризм в Беларуси может развиваться в национальных парках. Система национальных парков находится на карте /рис. 1./
В широком обиходе находятся также синонимические термины устойчивый, или поддерживающий, туризм и «зелёный» туризм. Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Но не всякий устойчивый туризм можно считать экологическим, так как экологические технологии могут быть использованы и в организации пляжного туризма, и в гостиничном деле в крупных городах, и даже в авиаперевозках.
Обычно в путешествии турист надеется, с одной стороны, получить определённый объём знаний, а с другой - отдохнуть на природе. По преобладанию той или иной цели можно выделить научный, познавательный и рекреационный виды агротуризма.
Чисто научным агротуризмом занята относительно небольшая часть туристов. Однако этот вид является источником информации об удалённых и малоизученных районах, необходимой как для науки, так и для грамотного планирования развития самого агротуризма. В последнее время в научных полевых исследования, не требующих высокой квалификации, всё чаще стала использовать помощь обыкновенных туристов-добровольцев. Многие из них с удовольствием совмещают отдых на природе с такими экзотическими занятиями, как сбор страусиных яиц на птицефермах в Брестской области или учёт численности копытных в заповедниках Беларуси.
Практически каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного, как и научного, агротуризма становятся отдельные наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, так называемые star species, такие как, например зубра и других крупных видов хищников и копытных на территории Беларуси.
Часто агротуристов привлекают особые достопримечательности неживой природы, геоморфологические, гидрологические и другие объекты ( озёра реки ). Здесь помимо познавательного, реализуется рекреационный элемент агротуризма, который включает спортивный туризм, водные походы и другие виды активного и пассивного отдыха.
Объектом агротуризма могут стать экзотические растительные сообщества, или биоценозы, например, леса,парки. Но чаще туристов привлекают уникальные ландшафты в целом. Наконец, в большинстве случаев в число объектов познавательного агротуризма попадают культурные, исторические или этнографические особенности, неотделимые от природного окружения.
Наиболее популярными видами деятельности агротуристов являются пешие походы, наблюдения за птицами, кино- и фотосъёмка, проживание в палаточных городках, рыбалка водный туризм, ботанические экскурсии, археологический и палеонтологический туризм, наблюдение за бабочками.
При условии грамотного развития агротуризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Агротуризм приносит существенный доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся стран. Для их слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые приносит агротуризм в казну всех развивающихся стран, - большие деньги. На многих территориях агротуризм может стать, отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.
Наша страна обладает обширными территориями с нетронутой природой. К сожалению, до последнего времени развитие агротуризма в Беларуси шло преимущественно на самодеятельном уровне. Сейчас мы выходим на многие мировые рынки, в том числе и на рынок туризма. Развитие экологического туризма может сохранить природную красоту уникальных территорий.
Датой рождения агротуризма принято считать 5 декабря 1985г., когда в стране был принят федеральный закон о развитии этого сектора национальной экономики. Среди областей Беларуси первыми нововведение оценили области Полесья, Гродненской области.
За прошедшие 16 лет популярность сельского отдыха в стране значительно увеличилась. Если в 1990г. Беларусь принимала всего16 тыс. агротуристов, то в прошлом году этот показатель достиг отметки 51 тыс. чел. и, по прогнозам Национальной ассоциации агротуризма и окружающей среды Беларуси, к концу 2010г. перешагнет 100 тыс. рубеж. Доля зарубежных гостей за тот же период возросла с 10 до 18%. Финансовый оборот в отрасли по сравнению с серединой 1990-х гг. увеличился в 7 раз - с 1,5 млн. до 10,5 млн. белорусских рублей). Особое внимание власти уделяют развитию инфраструктуры агротуризма в экономически менее развитых районах, где чрезвычайно остро стоит проблема занятости сельского населения.
По данным БГУ статистики, к концу 1998 года в Беларуси было зарегистрировано 1200 хозяйства, предоставляющих деревенский отдых, что на 14,7% больше, чем в 1997 году. 45% этих хозяйств находятся на юго-востоке Беларуси, в основном, в областях г. Брета(27,6%). В центральных районах Беларуси сосредоточено 24% объектов для деревенского туризма, большая часть которых сконцентрирована в Минской области(15%). Менее всего распространен деревенский туризм на севере Беларуси.
В настоящее время число крестьянских дворов в Беларуси, оборудованных для приема туристов приближается к 1 тыс. - это около 900 койко-мест.
Так же, как и в других странах, предназначенные для приема туристов белорусские сельские дворы имеют единую систему классификации, обозначающую "цветками" уровень предоставляемых услуг. Большинство агрохозяйств в стране (85%) относятся к категории 2-3 "цветка". Стоимость проживания в них варьируется от 25 до 200 тыс. бел.рублей ($12-$90). Стоимость проживания в сельских домах также зависит от сезона. Каждое агрохозяйство, в зависимости от спроса, выделяет несколько периодов: от "А", когда действуют базовые цены, до "D" - пики сезона. Продолжительность этих периодов и цены размещения значительно варьируются в зависимости от района страны., например, базовые цены на проживание, как правило, действуют с конца февраля по начало апреля, и с конца октября до середины декабря. Период "В" здесь приходится на начало апреля - середину мая и середину сентября - конец октября. Цены в период "В" составляют около 125% от базовых. Период "С" длится с конца мая до конца сентября (140%), а наибольший спрос на услуги агрохозяйств в Бресте наблюдается в конце декабря - начале января - в периоды рождественских и новогодних праздников (155%). На севере страны ситуация несколько иная. Притом, что базовые цены на проживание здесь на 7-10% ниже, чем в заподной Беларуси, часто выделяют только два периода - "А" (середина января - начало апреля, середина апреля - начало мая и начало октября - середина декабря) и "В", когда цены вырастают на 10-15%.
Кроме того, в каждом агрохозяйстве существует собственная система скидок для детей и молодежи.
Развитие агротуризма в Беларуси
Рекреационном ресурсом для экологического туризма также является национальные парки. /6./
На территории Беларуси находится 5 национальных парков (общей площадью 272 тыс. га), более 150 полных резерватов и заказников (ландшафтные, зоологические, ботанические, биогенетические и т. п.) общей площадью 103,5 тыс. га.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показал анализ литературных и картографических источников, агротуризм является наиболее динамической отраслью туризма. География агротуризма формируется. Наиболее распространённым видом является агроагротуризм и агротуризм национальных парков. Странами, где агротуризм получил наибольшее развитие, являются: Беларусь, Италия, Кения, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал может использоваться при разработки экотуров и учителями географии при изучении тем взаимоотношения человека и природы в разных курсах школьной географии и во внеклассной работе.
Проблема экологического туризма многоаспектная и требует дальнейшего изучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев М. Международный туризм и его развитие после второй мировой войны, М. 1996г.
2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1985. - 310 с.
4. Герасименко В. Г. Основы туристского бизнеса. Одесса: Черноморье, 1997.
5. Горбылева З. М. Экономика туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.
6. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности, М. 1996г.
7. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира. - М.: Туристические районы мира. - Смоленск: СГУ, 2000. - 224 с.
8. Дроздов А.В. Экологический императив и рекреационная география. //Известия РАН. Серия географическая. - 1998. - №4 с.92-94
9. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме, Мн. 1998г.
10. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. Географии международного туризма. - М.: Мысль, 1972. с.35-63
11. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме, М. 1994г.
12. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма, Мн. БГЭУ 1999г.
13. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. - М.: Мысль, 1978. - 238 с.
14. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 207 с.
15. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Мн., 2001.
16. Панов И.Н. Агротуризм. //География. - 1997. - №45. - с. 11.
17. Папирян Г.А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 209 с.
18. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма, М. 1998г.
19. Пирожник И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве, Мн. 1996г.
20. Решетников Д. Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2002. № 2.
21. Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых. - 2000. - №21
22. Шаршавицкий В.М. Неотложные задачи совершенствования отраслевого управления туристским сектором Республики Беларусь в условиях современных интеграционных процессов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. М.: РМАТ, 1997.