logo
Агротуризм в Беларуси

4. Возможность использования зарубежного опыта в Беларуси

В Беларуси сосредоточены огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов явно недостаточно.

Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодёжь на селе.

При соответствующем, нормально работающем законодательстве агротуризм, деятельность новая, превратится из перспективной в высокоразвитую. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет и со стороны владельцев усадеб, ни со стороны россиян и гостей страны.

Сегодня в сети Интернет появляются предложения фермеров, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для Беларуси.

Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Зарождающийся агротуризм в Беларуси уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне и белорусы, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия "банно-шашлычного" типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.

Специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма, обладающей для этого огромными ресурсами.

На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агротуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.

Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики. Международная практика развития агротуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от организации государственной поддержки.

Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий Беларуси модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма.

В Беларуси агротуризм, как вид отдыха по сравнению с европейскими странами, еще мало известен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).

Рынок выездного сельского туризма развит слабо, спрос на этот вид отдыха малоизучен, у зарубежных туроператоров политики продвижения своего агротуристского продукта на туристском рынке пока нет.

Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха - одна из задач, которую необходимо решить для становления агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии.

В то же время, спрос туристов на агротуризм за рубежом как относительный показатель популярности агротуристкого сектора туристской индустрии в целом, и спрос на внутренний турпродукт могут совпадать лишь частично. Международный опыт становления агротуризма показывает, что во многих европейских странах этот вид туризма изначально получил значительное развитие, прежде всего как сектор внутреннего туризма. Очевидно, что в современных условиях Беларуси, основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере, при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной и жителям этих городов необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан. Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта, предъявляют повышенные требования к уровню проживания и обслуживания которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое может предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии.

В целом, уже отмечен первый опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа "пансион", "тур с проживанием в традиционном национальном жилище", "национальная деревня", "VIP-деревня", "сельская гостиница" и др.

По показателю "цена-качество" агротуристский продукт сегодня слабо может конкурировать на международном рынке. Установившиеся в европейских странах параметры "цены-качества" лишь отчасти в ближайшее время достижимы для Беларуси. Первоочередная ориентация агротуристского сектора направлена на внутренний туристский рынок, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для международного рынка.

Учитывая и обобщая зарубежный опыт, нужно отметить, что важнейшим элементом функционирования агротуристского сектора является перевод турпродукта в информационную форму, в которой он продвигается на рынок, рекламируется и продается. Специфика турпродукта состоит в том, что он "не существует" в реальности - это пакет услуг, который нельзя "пощупать", а " материализуется" он только в момент начала путешествия (или прибытия туриста на место).

Субъект производства агротуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница), субъект продаж этого вида продукта - турфирма. Объект деятельности - турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт "агротуризм" (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агротуритстических продуктах (территории, Мира).

Предложенная схема выгодна:

турфирме (продавцу) - нет затрат на содержание собственных сетей агротуристтических хозяйств, нет затрат на перевод турпродукта в информационную форму (удобную для продажи турпродукта). Затраты на рекламно-маркетинговую деятельность, характерную для данного субъекта рынка встраиваются в общую систему и минимизируются.

агротуристскому хозяйству (производителю) - нет затрат на маркетинг и индивидуальную рекламу своей услуги, можно сконцентрировать силы (в т. ч. и финансовые) на повышение качества турпродукта.

туристу (потребителю) - наличие информационных баз, содержащих предложения по данному виду отдыха по всей территории (Миру) многократно увеличивает возможность выбора и превращает рынок агротуризма в рынок клиента, появляется конкуренция среди производителей услуги, что приводит к повышению качества при взвешенности цены. Приобретение поездки на отдых в деревне из разряда экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора - приобрести путевку у своего туристического агента или самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых.

Проанализируем на сколько целесообразно существование специализированного агентства, задействованного в рассматриваемой нами схеме.

Что это за организация? Это агентство размыкает прямую связь между производителем услуги и ее продавцом, высвобождает агротуристское хозяйство от зависимости, способствует процессу разделения функций с одной стороны, и объединению производителей с другой стороны. Эта организация может быть реализована в форме ассоциации субъектов агротуризма (клуба владельцев сельских домов) или сети информационных центров.

Что должно входить в функции данной организации:

задача по переводу сельского тур продукта в информационную форму;

владение, содержание и поддержка в рабочем состоянии информационных порталов, содержащих информацию о тур продукте членов данной организации;

аккумулирование информации о предлагаемых услугах в данной сфере, создание масштабного рынка предложений;

обобщение, формулирование и лоббирование интересов субъектов агротуризма;

решение вопросов стандартизации и сертификации услуг, поддержание их качества;

кооперация производителей тур продукта на уровне региона для продвижения на рынок (снятие территориального противоречия агротуристского рынка заключенного в том, что рынок производителей услуг сосредоточен в сельской, удаленной местности, а рынок потребителей и платежеспособный спрос сконцентрирован в крупных мега полисах);

организация должна быть площадкой для обмена опытом и общения производителей агротуристского тур продукта.