5. Агротуризм в Беларуси
Оказывается, более 80% горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. Во всем мире агротуризм становится все более популярным. Развивается он и в Беларуси. Деревенские дома превращаются в гостиницы, коровники в местную достопримечательность, а сельский клуб в гламурный развлекательный центр.
"Отель" на сеновале и экскурсия в лес - для зарубежных туристов экзотика, для белорусской деревни - прибыль. Сегодня в Беларуси более 150 усадеб предлагающих услуги агротуризма. Доход, который они могут принести в будущем, как и в других европейских странах - Германии, Литве, Польше, специалисты оценивают в миллионы долларов.
Юлия Копать, начальник отдела Министерства спорта и туризма: "Белорусскую деревню сложно представить сегодня без агро - и экотуризма, потому что это дополнительный заработок для народа и способ проведения свободного времени для горожан".
Чтобы поддержать перспективное направление, будущих владельцев усадеб обучают за государственный счет. Они проходят семинары при обществе "Агро - и экотуризм". Развитие "зеленого" туризма в Беларуси регулирует специальный указ президента.
В Минске собрались владельцы сельских усадеб со всех регионов Беларуси, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития агротуризма.
На первую специализированную конференцию приглашены специалисты из Германии, Украины, Литвы и Польши. Сейчас в Беларуси 175 субъектов сельского туризма. За прошлый год в их усадьбах побывали более 18 тысяч туристов.
10 лет здание бывшей больницы в д. Заборье Россонского района стояло без окон и дверей, продавали просто на дрова, но сегодня это центр сельского туризма на Витебщине. Сюда едут отдыхать из соседних государств, и места расписаны на несколько месяцев вперед.
В 2003 году в усадьбе семьи Кролл новый год встречали первые туристы. С тех пор число гостей в глухой деревне на границе с Россией только увеличивалось. Сегодня приезжих считают сотнями. Принимать туристов - это тоже работа. Бизнес с каждым годом развивается. Супруги вдвоем уже не справляются.
Уже в ближайшие годы число усадеб в стране, должно увеличится - Президент дал поручение руководству банка расширить программу развития агроэкотуризма. Тем, кто приедет отдыхать на север страны, в ближайшее время обещают прогулки на велосипедах, лошадях, желающие смогут даже подоить коров. Не в силах здесь только организовать снег.
В последнее время агротуризм набирает силу. По сравнению с другими странами ещё очень слаб. Основные объекты:
Минская область: Вилейка, Нарочь, Несвиж, Смиловичи
Брестская область: Жабинка, Пружаны
Гродненская область: Березовка, Зельва, Островец
Cеть агроусадеб по республике расширяется год от года: на 1 января 2009 года в Беларуси насчитывались 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом. В лидерах по числу таких мест отдыха - Витебская и Минская области (157 и 125 агроэкоусадеб соответственно).
По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально работают примерно 250 усадеб. В 2007 году в Республике было 18 тысяч агротуристов, в 2008 году - уже 39 тысяч (оставили 2 млрд белорусских рублей).
В Беларуси не хватает экзотики, чтобы привлекать зарубежных туристов. Это мнение пока трудно опровергнуть. Действительно, в республике нет лазурного моря, как на Адриатике, седых горных вершин, как в Альпах, целебных минеральных источников, как на Кавказе, а традиционные наряды меркнут перед экстравагантной одеждой других народов: чего стоят только клетчатые мужские юбки шотландцев, дополненные к тому же гортанными волынками.
Такую позицию не разделяет начальник управления туризма Министерства спорта и туризма В.А. ЯНКОВЕНКО, который согласился ответить на вопросы журнала, затрагивающие развитие в Беларуси национального туризма.
В последнее время в большинстве стран активно развивается так называемый агротуризм - оказание услуг по отдыху в сельских усадьбах. Есть ли у нас что-то подобное?
Это уже реальное направление: в общественное объединение агроэкотуризма сейчас входит 200 человек. Пока услуги оказывает чуть более четверти из них, но и остальные собираются работать в этой сфере. В таких усадьбах хозяева, создав комфортные условия проживания, предлагают интересные программы: конные, велосипедные и лодочные прогулки, охоту, рыбалку. Кроме того, экологически чистое питание, свежий воздух - чего еще можно желать?! Между прочим, Всемирная туристическая организация считает в этой сфере Беларусь направлением номер один. Правда, правовое поле в республике еще не совсем готово к новшеству: достаточно сказать, что в основном люди, оказывающие подобные услуги, выступают как индивидуальные предприниматели, а должна быть, на мой взгляд, особая форма этого семейного бизнеса. В Европе, между прочим, такие хозяйства вообще освобождаются от налогов при условии, что содержат не более 5 комнат для гостей. Мы планируем разработать нормативные акты, которые давали бы возможность оказывать услуги все большему числу сторонников агротуризма. Вопросы пока остаются. В частности, вряд ли целесообразно устанавливать единый налог как для индивидуальных предпринимателей. Ведь услуги носят явно выраженный сезонный характер, и если, скажем, летом можно получать определенные доходы, то зимой их может вообще не быть.
Пример Деда Мороза в Беловежской Пуще показал, что нужны проекты, придуманные с фантазией, и только так можно привлечь туристов. Где взять такие идеи? Может, стоит объявлять национальные конкурсы?
Думаю, что мы к этому придем, ведь экзотика в странах с большой туристической активностью не взялась ниоткуда: ее создали специалисты, основываясь на местных традициях. У нас пока не хватает выдумки и фантазии, чтобы "презентации" туристических объектов вызывали живой интерес у гостей, и конкурсы помогли бы восполнить этот недостаток. Возьмем, к примеру, Мирский замок, где, по сути, сейчас демонстрируется только архитектура. А почему бы не устроить там театрализованное представление времен Средневековья? Но до этого ли, если там даже поесть и купить сувенир негде?! А между тем исследования говорят о том, что в районе объектов показа туристы оставляют вдвое больше денег, чем в любых других местах. А это - те доходы, которые республика должна получать от туризма.
Агротуризм - одна из любимых тем белорусских государственных мужей. По официальным данным, сельский туризм развивается в Беларуси хорошими темпами: неизменно растет число агроусадьб и их посетителей. Так ли это на самом деле? Между музеем и массовостью В минувшее воскресенье в Беларуси массово пекли блины и сжигали чучело Масленицы. Поддавшись напору рекламы, обещавшей незабываемые проводы зимы, вместе с друзьями отправился в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в Строчицах, что под Минском. Увиденное там не то, чтобы удивило, но заставило задуматься, почему наши соседи - поляки и латыши - организовывают многотысячные и многодневные фесты на высшем уровне, где все предусмотрено буквально до мелочей, а в Беларуси организаторы празднеств не могут предусмотреть пару-тройку биотуалетов и палаток общепита на полдня? А ведь этот и ему подобные комплексы - лицо белорусского агротуризма, о котором так много говорят и на который так рассчитывает государство.
Разочаровали длиннющие очереди в билетные кассы и в палатки за блинами, которые можно было купить всего в нескольких точках. Нехватка туалетов и отсутствие парковочных мест, когда машину приходилось оставлять у обочины дороги и топать до музея добрый километр, а то и больше. Не вдохновила и сама экспозиция, которая за последние годы мало изменилась: деревянные "хатки", наполненные предметами крестьянского быта - соха и бричка, куфар и ступа. Тут все хоть и подлинное, но "неживое". Помещения не отапливаются и не освещаются, прикоснуться ни к чему нельзя. Все надписи только по-белорусски, Интернет-сайт - также одноязычный. А как же быть с иностранными туристами? Корреспонденты "Радио TUT. BY", "проинспектировавшие" недавно расположенные неподалеку от Минска туристические аттракции, сначала вообще не нашли Музей белорусской архитектуры и быта на карте автомобильных дорог, а потом заглянули в местный туалет-"еврояму": "Евро - внешняя отделка строения, которое изнутри выглядит так, что возникает желание все увезти с собой".
Директор Белорусского государственного музея архитектуры и быта Светлана ЛАКОТКО в разговоре с корреспондентом TUT. BY сразу призналась, что не удовлетворена тем, как у них прошла Масленица.
"Сегодня возможности нашего музея позволяют единовременно принять до 1000 посетителей, идеальный вариант - 700-800 человек. Мы никогда не ставили перед собой задачу проводить народные гуляния. Наша цель - сохранение и популяризация национальных и духовных ценностей. Народные обряды и аттракционы невозможно демонстрировать перед многотысячной толпой. А 1 марта в Строчицы приехало около 3,5 тысяч посетителей, что стало для нас полной неожиданностью, ведь массовые гуляния были организованы по всему городу, но многие решили отправиться за город".
Говоря о степени развития музейного комплекса, его директор сообщила, что из шести запланированных секторов лишь первый оборудован экспонатами на 90 процентов, второй-третий - фрагментарно. Выделяемых государством средств хватает лишь на содержание и реставрацию существующего фонда, но не на его развитие. Естественно, нужны новые помещения для билетных касс, сувенирной продукции и санитарные сооружения.
По словам Светланы Лакотко, музей заинтересован в привлечении инвестиций, но в этом вопросе не все так просто. "Поскольку у нас все-таки музей, а не развлекательный комплекс, к инвесторам предъявляются довольно жесткие требования. Все наши постройки аутентичные, они являются историко-культурными ценностями, но и включены в национальный музейный фонд. Изменять и осовременивать их категорически запрещается. Инвесторов же, прежде всего, интересуют объекты, которые будут приносить прибыль. Сейчас мы ведем переговоры с одной фирмой на предмет строительства на въезде в музей гостинично-ресторанного комплекса".
Есть и другой вариант. В знаменитых "Дудутках", которые позиционируют себя как средневековую шляхетскую усадьбу, можно подержать в руках кузнечный молот, сесть за гончарный круг, поучаствовать в создании ткани и выпить чарку самогона. Однако там мало аутентики, в основном - стилизация… Беларусь может стать первопроходцем "Строчицы" и "Дудутки" являются своеобразными визитными карточками агротуризма, за развитие которого Беларусь взялась последней в Европе. Так, в ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро - и экотуризм".2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это время? Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз - с 2006-м. По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году - уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. Много это или мало, и как привлечь инвестиции в эту отрасль? "Если учитывать, что агротуризм начал развиваться не так давно, динамика по числу усадеб и туристов обнадеживающая, - считает редактор газеты "Туризм и отдых" Лилия КОБЗИК. - Даже если 100-200 из них реально работающие, это уже хороший показатель для Европы. Однако, как и в любой экономической отрасли, есть этапы взлета, стабилизации с последующим выходом на верхнюю точку и снижение динамики.
Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка"… Вскоре, возможно, начнется спад".
Эксперт предполагает, что государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. "По крайней мере, в Европе таких тенденций нет. Я была в итальянской Тоскане, слывущей раем для туристов, и убедилась в том, что тамошних владельцев агроусадеб вполне удовлетворяет скромный семейный формат. Наши же люди, достигшие в этой сфере определенных успехов, хотят большего. Им мало усадебки на 6-7 номеров, они желают гостиницу на 30, - рассказывает наш собеседник. - Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, нам удастся сказать новое слово, стать законодателями моды в агротуризме. Ведь догонять всегда сложней, чем начинать нечто свое. Да, и примитивное копирование иностранных стандартов вовсе не гарантирует успеха".
Касательно иностранных инвестиций, Лилия Кобзик считает, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. "Учитывая уровень доходов белорусов, они понимают, что на нас особо не заработаешь. - говорит эксперт. - Значит нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Можно сколько угодно бить себя в грудь, утверждая, что иностранцы спят и видят наш райский уголок, однако одного домика в деревне мало. Помимо инфраструктуры, которой у нас пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда. Чтобы люди приезжали в Беларусь с какой-то целью и уже заодно 2-3 дня могли провести и в агроусадьбе".
Причем Л. Кобзик подчеркивает, многое будет зависеть от конкретных лиц. "Думаю, тут большой потенциал для турфирм, у которых, в отличие от владельцев агроусадедб, за годы работы установились серьезные партнерские отношения с иностранцами. Кроме того, в свое время белорусские турфирмы мечтали о собственных отелях, но капитализации турбизнеса так и не произошло. А это для них реальная возможность", - полагает она.
Нужно работать над имиджем Председатель правления общественного объединения "Агро - и экотуризм" Валерия КЛИЦУНОВА убеждена, что у агротуризма в Беларуси большое будущее. "Сегодня наш каталог насчитывает поряд 250 действующих усадеб. Тогда, как предполагаемый предел для Беларуси - 1000-1500. Это говорит о том, что мы находимся на начальной стадии".
Говоря о привлечении иностранных туристов эксперт подчеркивает, что прежде всего таких людей интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная пища, местные традиции и фольклор).
Что мешает развитию этой сферы? По словам Валерии Клицуновой, в первую очередь, это "отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции. Та же Беловежская пуща, почему-то, будет пиариться на европейских телеканалах вне белорусского контекста. Плюс, конечно, визовые проблемы". "Причем проблема не столько в денежных затратах, сколько во временных, - полагает эксперт. - Европейцы не будут по нескольку раз ездить в наше посольство за визой, когда в других странах визу можно получить прямо в аэропорту или на вокзале".
"Во время визита в Беларусь генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франжиалли заявил, что наша ниша - агро - и экотуризм, - говорит председатель ОО "Агро - и экотуризм". - Недавно я разговаривала с иностранным экспертом и после всего того, что я рассказала ему про наш агротуризм он спросил, а чем Беларусь будет отличаться от Литвы и Латвии. А потом предложил пиарить нам свой социализм, колхозы, ведь это все не менее уникально, чем природа, фольклор".
А что государство? Как сообщало недавно "Завтра твоей страны", одна из главных задач Министерства спорта и туризма на 2009 год - создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. По словам замминистра спорта и туризма Чеслава Шульги, достичь этого можно, в том числе за счет создания агроусадеб в каждом населенном пункте, который располагает объектом туристского интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры. "Сегодня мы используем их неэффективно. Пока не выработан механизм передачи старинных усадеб в пользование или во владение людям, которые готовы вложить деньги в их восстановление, - констатирует Чеслав Шульга. - Пришло время, пока мы еще не разрушили полностью эту старину, подойти вплотную к решению этого вопроса".
Yandex.RTB R-A-252273-3