Глава 2 современное состояние агроэкотуризма в республике беларусь
2.1 Правовое регулирование агротуристской деятельности в Республике Беларусь
На фоне оценки мирового опыта в развитии изучаемой сферы туризма, необходимо остановиться на особенностях и национальных отличиях агроэкотуризма, отметить основные подходы, практикуемые в нашей стране.
Основой развития агроэкотуризма в Республике Беларусь являются следующие документы общегосударственного масштаба:
- Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»
- Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008г. №185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма».
Среди названных документов особое место занимает Указ №372. В соответствии с ним, деятельность физических лиц в сфере агроэкотуризма не считается предпринимательской. Данные физические лица должны отвечать следующим условиям:
- или постоянно проживать в сельской местности, малых городских поселениях и вести личное подсобное хозяйство;
- или оказывать услуги в сфере агроэкотуризма в рамках крестьянских (фермерских) хозяйств.
Малые городские поселения – поселки городского типа, города районного подчинения с численностью населения до 20 тыс. человек.
Кроме Указов Президента деятельность в сфере агроэкотуризма определяется следующими документами:
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 годы.
Данной программой предусматривается развитие следующих направлений агроэкотуризма:
создание туристических деревень с постройками в духе традиционного народного зодчества на основе существующих сельских поселений, расположенных в сельской местности
организация сельских туров с проживанием и питанием в сельских домах;
создание агротуристических комплексов на базе СПК;
организация активного отдыха на природе с использованием фотоохоты [23].
В Программе выделено 27 туристических зон, для которых разработаны генеральные планы развития. Перечень данных зон показывает, где именно наиболее перспективно создание сети субъектов агроэкотуристической деятельности, и где, в первую очередь, нужно развивать эту сеть.
Деятельность субъектов агротуризма также регулируется Постановлением СанПиНа по агроэкотуризму от 15.05.2009 г., Постановлением Минздрава
№ 183 от 30.10.2008 и некоторыми другими.
Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Это касается и крестьянских (фермерских) хозяйств, которым также дано право заниматься агроэкотуризмом при условии ведения раздельного учета доходов. Для оказания услуг необходимо письменно проинформировать сельский Совет депутатов о намерении осуществлять такую деятельность и уплатить сбор в размере базовой величины за календарный год. Физические лица дополнительно обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет и представить документ, подтверждающего уплату сбора. Этот порядок будет действовать до 31 декабря 2010 года, так что время для того, чтобы нормально организовать дело и зарабатывать, есть. Причем указ гарантирует, что в течение этих пяти лет никаких изменений в сторону ухудшения условий занятия этим бизнесом для граждан не будет [18].
Восьмилетний период развития агроэкотуризма показал, что в этом секторе деятельности сложились три реальных типа ее субъектов:
Хозяева сельских усадеб, зарегистрированных в местных органах власти, и не сделавших этого.
Фермеры, сочетающие ведение хозяйства с приемом туристов в своих домах и усадьбах.
Крупные сельскохозяйственные предприятия (СПК, ОАО и др.)
Анализ показывает, что наибольший удельный вес в объеме агротуристических услуг дает второй из перечисленных субъектов, наименьший – третий.
Качественный анализ субъектов показывает, что уровень благоустройства усадеб и предоставляемого ими сервиса нуждается в серьезном улучшении. Большая часть агроусадеб находятся в состоянии незавершенной реконструкции, не все обладают требуемыми санитарно-гигиеническими условиями. Хозяева, как правило, имеют незначительный собственный опыт по приему гостей, зарубежных, в особенности, не владеют иностранными языками. Отсутствует дифференцированный подход к различным категориям отдыхающих.
Практика последних лет показала, что на сегодняшний день уже сложились следующие целевые группы (категории) клиентов сельских усадеб:
Отечественные туристы-горожане
Зарубежные туристы
Корпоративные группы, связанные общим местом работы
Компании, состоящие из друзей, знакомых
Семьи
Мобильные группы, совершающие многодневные велосипедные, водные путешествия.
Определились и основные формы предоставления услуг:
Организации краткосрочного отдыха в выходные дни.
Длительный многодневный отдых в сельской усадьбе.
Организация семейных, корпоративных торжеств.
Прием и обслуживание мобильных туристических групп.
В перечне услуг сложились следующие основные виды: ночлег, питание, рыбалка, купание в водоемах, баня, сбор грибов, ягод и трав, спортивные игры, развлечения, организация пеших, водных, велосипедных прогулок, посещение близлежащих объектов истории и культуры, концерты местных фольклорных групп, встречи с населением и знакомство с ручными изделиями местных умельцев и др. [12].
На современном этапе развития агротуризма в РБ уже важно не количество, а качество предоставляемых услуг. Ведь избалованному городскому жителю уже подавай не просто "избушку на курьих ножках", а пятизвездочную избу, в которой наряду с деревенским колоритом были бы джакузи, кондиционер и кресло-качалка перед камином. И это не говоря о том, что от гостеприимного хозяина требуют не только хлеба, но и зрелищ: организованной рыбалки и охоты, конных походов, увлекательных культурных программ и т.д.
Общий ежегодный рост сельского туризма — 30 , при том, что рост туризма в целом — 4 — 5 . Интересно, что, когда по программе ООН соответствующие исследования проводились в Беларуси, 82 минчан выразили желание отдыхать у себя в стране — на природе, в сельской экологически чистой местности. Кстати, это характерно почти для всех стран мира: 80 — 90 агроэкотуристов — это собственные граждане. Исключение — Словения и Австрия, там отдыхают в основном немцы. Но это уже исторически сложившаяся традиция. Что касается спроса на наши усадьбы. По информации Центра бронирования усадеб, в июле этого года ни одна усадьба не простаивала без отдыхающих. И пока спрос превышает предложение [20].
Как и во многих европейских государствах, в РБ существует некоммерческая организация, занимающаяся вопросами развития агротуризма-это Общественное Объединение «Агро- и экотуризм» –, созданная в ноябре 2002 г. В её состав входит около 300 человек. Это главным образом жители сельской местности Беларуси, которые хотят освоить новую профессию и организовать на своих усадьбах «bed and breakfast» сервис. ОО «Агро- и экотуризм» одно из немногих общественных объединений, которые работают с сельским населением и пытается развивать их экономическую и социальную активность. Основные источники финансирования Организации – это членские взносы, гранты, добровольные пожертвования, донорская помощь. Именно они позволили объединению работать так активно [36].
Туристические порталы такжде заинтересованы в продвижении агротуризма, поэтому создают на своих сайтах каталоги усадеб, предоставляют интервью с инициативными людьми.
2.2 Классификация агроусадеб Республики Беларусь
При посещении нашей страны многих иностранцев отталкивает отсутствие у агроусадеб сертификата, который бы подтверждал качество оказываемых услуг. Так, например, гостиницы имеют свои категории "звездности", и посетитель знает, на какой уровень сервиса он может рассчитывать. Агроусадьбы пока не могут похвастаться такой градацией. В Беларуси была предпринята попытка присвоения сельским домикам "петушков", разработанных общественной организацией БОО «Отдых в деревне», но она пока не увенчалась успехом. Этот вопрос уже не раз поднимался на различных уровнях. Есть надежда, что в ближайшее время и для сельских домиков будут выработаны свои критерии. Так в перспективные планы БОО «Отдых в деревне» входит сертификация усадеб, и тогда это уже будет официальная гарантия качества услуг.
На сегодняшний день агроусадьбы подразделяют на 4 класса [15]. При этом следует отметить, что уровень комфорта в этой градации растет пропорционально величине цифры.
Так, усадьба 1-го класса подразумевает "скромную усадьбу с малым количеством предоставляемых услуг". Как правило, это - дачи, летние дома отдыха в деревнях.
Класс № 2 - это "усадьба с определенным набором удобств и услуг" ("Соловушка", "Ив-Ле", "Хмеля" и др.).
Третьему классу соответствует "комфортная усадьба с большим количеством предоставляемых услуг". ("Панский куток", "Бобровая хата" и др.).
Наконец, наивысшее качество представлено в агроусадьбах 4-го класса: "усадьба высокой степени комфортности и эстетики с большим количеством предоставляемых услуг" ("Верес", "Лебединое", "Над Неманом" и др.).
Есть усадьбы на базе деревенских домов ("Докудово", "Комарово", "Свитязянка").
Все перечисленное расположено в исключительно живописных местах - на берегу рек, озер или в лесу. За природу у нас пока не платят, платят за классность.
Заявленная VIP-классность не всегда имеет соответствующий уровень. И наоборот, усадьба более низкой категории может предложить настоящий VIP-уровень.
Однако не все агроусадьбы соответствуют высоким требованиям. Многие домики с трудом можно назвать туристическим продуктом, скорее "квартирой на сутки". Минимальный набор услуг и заросшее бурьяном поле за окном - вот что нередко ожидает посетителей. А некоторые агроусадьбы числятся лишь на бумаге. Просто их владельцы под видом развития сельского туризма взяли дешевые кредиты на обустройство своего дома.
Владельцы усадеб хотели бы выйти со своим продуктом на международный рынок. Для этого, конечно, еще многое предстоит сделать, так как у зарубежных гостей есть определенный набор требований. Им нужен комфорт, уют, наличие всех благ цивилизации и вместе с тем местный колорит. А главное - безопасность: животные должны быть провакцинированы, блюда приготовлены из экологически чистых продуктов и т.д. Полный комплекс услуг можно обеспечить, если в агрокомплексе будут работать квалифицированные специалисты, в том числе этнографы, гиды-переводчики, зоотехники, ветврачи и др.
Конечно, сертификация - довольно сложный процесс, но он необходим, если белорусская деревня хочет выйти на новый, европейский уровень. Это прямой путь в международные туристические каталоги и наилучший способ заявить о себе не только в Беларуси, но и в мире.
2.3. Статистика агроэкотуризма в Республике Беларусь
В начале своего развития агротуризм вызывал реакции довольно скептические, в первую очередь и у самих жителей села, то сейчас ситуация изменилась – в Беларуси на 5 апреля 2010 насчитывалось 884 усадьбы (для сравнения, еще в 2006 году их было всего 72 [16]) пользующихся устойчивым спросом как среди белорусов, так и среди иностранных туристов.
Как показывают исследования автора, большинство официально зарегистрированных усадеб не всегда работают круглый год, некоторые только летом. Важно отметить, что точное количество действительно работающих агроусадеб неизвестно или же данные по ним из различных источников (holiday.by, ruralbelarus.by, газета «Советская Белоруссия» и прочие) сильно разняться. Заметим, что отдельные усадьбы называют себя таким образом, но не имеют официально зарегистрированного статуса [9].
Изучая прессу на эту тему, автор пришел к выводу, что некоторые официальные лица, регулирующие данную сферу туризма, отмечают, что только около 300 усадеб осуществляют деятельность в сфере сельского туризма. Решив проверить эту информацию, мы в течение нескольких месяцев вели регистрацию объектов агроэкотуризма и получили следующую картину (рис. 2.1):
Рисунок 2.1 - Количество информационно доступных агроусадеб по результатам собственных исследований
Примечание – Источник: собственная разработка
По результатам исследований была найдена информация о 332 усадьбах, но довольно часто она представляла собой только наличие лишь номеров телефонов, инициалов владельцев и адреса.
Согласно данным этой таблицы можно отметить, что большинство агроусадеб Республики Беларусь находится в пределах Минской области, что скорее всего связано с наличием в ее пределах самого крупного и богатого города страны и большой густонаселенностью по сравнению с другими регионами. Это наглядно можно увидеть с помощью следующей статистической таблицы (рис. 2.2):
Рисунок 2.2 - Численность населения по областям
Республики Беларусь (тысяч человек) [35]
Явно отстающей практически по всем показателям является Могилевская область. Причинами этого являются малое количество памятников архитектуры, отсутствие полноценных зон отдыха и развлечений, чистых водоемов и рек в и радионуклидное загрязнение территорий после аварии на ЧАЭС.
Очень важно, что в сферу агротуризма втягиваются и другие жители села: кто-то продает продукты, кто-то оказывает транспортные услуги, то есть у людей появляется заработок. Но еще более важно, что посмотрев на симпатичный дом соседа, и другие сельчане начинают жить по-новому.
Кстати, среди владельцев усадеб немало бывших горожан.
Как оказалось, владельцы агроусадеб предпочитают туристов от 27 лет и старше, а также с удовольствием ждут семейных людей. Молодежь, по их мнению, не всегда управляема, что, скорее всего, и отражает действительность.
В настоящее время, по данным хозяев агроусадеб, более 90% отдыхающих являются гражданами Республики Беларусь. Официальной статистики нет, но имеется обрывочная информация, что в 2009 г. в агроусадьбах отдохнуло около 70 тыс. туристов.
В целом нужно отметить, что сфера агроэкотуризма развивается достаточно активно, растет количество усадеб, предлагаемых услуг, появляются новые кулинарные, ремесленные и прочие фестивали, но все же основным недостатком является отсутствие эффективного взаимодействия владельцев средств размещения и органов местной власти. Однако несмотря на наличие положительных тенденций, следует заметить, что существует ряд проблем, сдерживающих развития данного сектора экономики.
2.4 Общие проблемы развития сферы агроэкотуризма в Республике Беларусь
Основными условиями, необходимыми туристу во время путешествия являются безопасность и комфорт, уважение и внимание, и главное - получить те самые «незабываемые» впечатления, ради которых он и приехал. У нас в стране для этого не созданы еще все условия. Следовательно, необходимо повышать общий уровень качества услуг и создавать рыночный механизм, ориентированный на потребителя. При этом решение многих вопросов зависит не только от турфирм, гостиничных и прочих предприятий индустрии гостеприимства, но и от органов государственной власти и муниципальных образований [33].
Европейцам, прежде чем вкусить прелестей отдыха в белорусской глубинке, придется изрядно помучиться: во-первых, налицо недостаток справочного материала, грамотно переведенного на иностранные языки и структурированного так, как к тому привыкли европейцы. Во-вторых, указатели и подъездные дороги тоже далеки от совершенства: указатели в идеале должны быть не только на русском, но и на английском языке. Но то в идеале, на деле же указателей и рекламных щитов зачастую нет вовсе [9].
Также одной из основных проблем для иностранцев является отсутствие возможности увезти что-нибудь на память, так как найти белорусский сувенир, да и вообще локальный продукт – задача не из легких. К тому же, анимационных программ и праздников явно недостаточно. Если в той же Италии или Франции каждая деревня проводит свой фестиваль, да при том не один, то у нас это явление исключительное. О путанице в названиях и их однообразии тоже говорилось неоднократно, причем даже на государственном уровне. А ведь название – одна из составляющих имиджа усадьбы.
Кроме того, продолжительность пребывания туристов в сельской местности составляет в среднем 2,5 дня, а это значит, что агроэкотуризм – скорее туры выходного дня для граждан Беларуси и часть общей поездки по стране для приезжих, а вовсе не самодостаточный комплекс туруслуг. Сотрудничество с турфирмами пока, увы, тоже находится в состоянии зачаточном. Как утверждают хозяева усадеб, посетители чаще всего узнают о них через интернет, а то и вовсе от знакомых, – но никак не с помощью туристических компаний. Здесь проблема заключается, скорее всего, в отсутствии выгоды в таком взаимодействии.
По мнению председателя БОО «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой представители власти считают, что агротуризм должен «вытянуть» въездной туризм. Поэтому даже доводится план по количеству усадеб в каждой области. Однако как бы плановое развитее сельского туризма не погубило это хорошее начинание. Ведь каждый регион имеет свою специфику. Есть традиционно курортные зоны, есть крепкие сельскохозяйственные территории. И пусть бы каждая развивалась в соответствии со своими способностями и возможностями. Кроме того, пока у нас не будет нормальной инфраструктуры, придорожного сервиса глупо надеяться, что избалованные комфортом западноевропейские туристы хлынут в Беларусь [9].
В странах Европейского Союза государство обеспечивает финансовое стимулирование хозяев агроусадеб, создавших новые рабочие места. У нас пока обратная картина: закон запрещает использовать в сельском туризме наемных работников. Все заботы по ведению домашнего хозяйства, обработке земли, приему гостей ложатся исключительно на плечи членов семьи. Правда, эта мера в какой-то степени компенсируется льготным налогообложением в размере одной базовой величины в месяц.
Резюмируя, можно отметить, что к основным факторам, которые сдерживают развитие туристического бизнеса в сфере агроэкотуризма можно отнести:
это слабо развитая инфраструктура турсервиса (недостаточное количество усадеб, гостиниц, точек питания и др.);
неспособность владельцев агроусадеб обеспечивать качественное обслуживание клиентов из-за отсутствия достаточных санитарно-гигиенических условий;
отсутствие нужного количества дорожных указателей, специально проложенных велотрасс и дорожек;
путаница в названиях;
отсутствие возможности приобрести подробные карты, позволяющие без проблем передвигаться по незнакомой местности.
отсутствие профессиональных знаний в сфере туризма;
недостаток объектов придорожного сервиса;
необоснованные придирки и проверки [8];
несовершенство законодательства;
отсутствие в продаже сувениров;
иногда лишнее вмешательство государства;
прочие
Сдерживают прогрессивную тенденцию роста въездного туризма необходимость открытия виз в РБ, сложная процедура регистрации иностранных граждан в органах МВД, т.е. бюрократические процедуры, которых нет у наших конкурентов в Украине и Польше. На большинстве погранпереходов запрещено пересечение границы пешим или велосипедным способом. Исключение составляют переход в Беловежской пуще и на Августовском канале [12].
2.5 Проблема информационной доступности
Беларусь, хотя и стала одной из последних в Европе стран, начавших развивать агротуризм, весьма стремительно догоняет зарубежные государства и выходит на международный уровень. Туристический потенциал белорусской деревни был представлен на таких выставках как ITB в Берлине и Reisepavillion в Ганновере, на всемирном конгрессе по экотуризму в Осло; Беларусь является членом организаций ECEAT (Европейский центр экологического и агротуризма) и TIES (Международное общество экотуризма). Проводятся фестивали сельского туризма, такие как, например, «Заборскі фэст» в Витебской области, создаются каталоги сельских усадеб, сайты, посвященные агротуризму; разрабатываются трехуровневые образовательные программы для хозяев усадеб.
Турист, который может быть как местным жителем, так и приезжим, имеет возможность выбора любой страны и любого региона. Он хочет знать о регионе и об условиях отдыха как можно больше до того, как он сюда приехал. В поездке он оценивает не только работу принимающей его фирмы, он оценивает, прежде всего, регион. Ему нужно быстро и без проблем приобрести любую услугу, и выбор этих услуг должен быть велик, цены оправданны, а система обслуживания работать безупречно [33]. Существует острая проблема с информационной доступностью сферы агроэкотуризма. Большинство из агроусадеб не представлены в сети Internet, Интернет-каталогах или порталах, также не имеют своего сайта и даже электронного почтового ящика. Сведения об услугах в основном печатаются в каталогах для выставок или находятся в местных органах управления, то есть, доступны малому количеству людей. В целом источники информации можно представить следующим образом (рис. 1):
Рисунок 2.3- Источники информации об услугах агроэкотуризма
Примечание – Источник: собственная разработка
В современном мире потенциальный клиент агротуристского бизнеса обладает малым количеством свободного времени и с целью его экономии очень часто обращается за информацией в сеть Internet для поиска необходимых ему товаров и услуг. Проведя исследования путем анализа наиболее популярных Интернет-источников по агроэкотуризму, таких как holiday.by, usadba.by, arendazala.by можно отметить следующие факты:
ни один из этих ресурсов не предлагает услуги всех работающих усадеб
практически не рекламируются уникальные услуги и проводимые фестивали
усадьбы расположены почти бессистемно
плохая интерактивность сайта
отсутствует продвижение страны как привлекательной для туризма
Можно сделать вывод, что в сети Internet на данный момент отсутствует тот ресурс, который мог бы помочь потребителю сделать объективный выбор своего отдыха в сельской местности.
- Глава 1 8
- Глава 2 27
- Глава 3 42
- Глава 4 48
- Введение
- Глава 1 понятие «агроэкотуризм». История развития и мировой опыт
- Глава 2 современное состояние агроэкотуризма в республике беларусь
- Глава 3 перспективы развития агроэкотуризма в республике беларусь
- Заключение
- Список использованных источников
- Бакетт м. Фермерское производство: организация, управление, анализ /Пер. С англ. А.С. Каменского, предисл. В.Ф. Башмачникова. – м.: Агропромиздат, 1989. - с. 27