ЛИТЕРАТУРА
Большой экономический словарь / под ред.А.Н. Арзилияна.4-е изд. доп. и пер. - М.: Институт новой экономики - 1999. - 1248с.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория методология и практика Учебник - М.: ДиС 2008. - 496 с. (3)
Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Минск.: ООО Новое знание, 2001. - 495с.
Дурович А. П.; Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие под ред.М. Горбыловой. - М.: Экономикс, 1997. - 400с.
Дойль П. Менеджмент: Стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999. - 560с.
Дегтярь Г.М. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. - М.: ИНФО, 2001. - 180с.
Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 1999.384с.
Зорин И.В., Каверина Т. П и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности - М.: Финансы и статистика 2005. - 299 с.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. / Под ред.: О. Третьяк и др.9-е изд. - СПб.: Питер, 1998. - 887с.
Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496с.
Кириллова А. Г.; Волков Л.А. Маркетинг в туризме. - СПб.: СПбГУП, 1996. - 380с.
Максименко С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. - 168 с
Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208с.
Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Базовые деловые стратегии; Стратегический анализ; Стратегическая сегментация Краткий курс - С-Пб.: Питер 2008. - 240 с.
Юрик Р. А Анализ современного состояния Российского рынка туристских услуг Маркетинг в России и за рубежом - N2 - 2005 с.79-81
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
Анализ объема реализации является одним из важнейших показателей деятельности фирмы, с одной стороны величина объема продаж определяет долю фирмы на рынке, а с другой стороны, темпы роста объема реализации непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Проведем анализ объема продаж в стоимостных единицах.
Таблица 1 Анализ объема продаж турфирмы «Нова Тур» в стоимостных единицах в 2008-2009 гг
Вид услуг |
Сумма выручки за 2008 г. |
Сумма выручки за 2009 г |
Отклонения (+ / -) |
|
Отдых в Турции |
83.000 |
74.020 |
8.980 |
|
Отдых в Египте |
58.000 |
46.500 |
11.500 |
|
Франция. Париж |
16,350 |
12.200 |
4.150 |
|
Италия (Рим, Венеция) |
13,620 |
10.350 |
3.270 |
|
Чехия (пивной тур) |
18,296 |
13.550 |
4.746 |
|
Байкал |
59,600 |
68.800 |
9.200 |
|
Республика Алтай |
260.200 |
348.000 |
87.800 |
|
Республика Хакасия |
33.080 |
50.630 |
17.550 |
|
Отдых в Китае |
24.200 |
100.200 |
76.000 |
|
Монголия |
36.200 |
58.600 |
12.400 |
|
Итоговая выручка |
602.546 |
772.800 |
170.254 |
Как видно из таблицы 1 в связи с мировым кризисом возросла популярность внутреннего туризма, хотя посещение популярных курортов (их относительная дешевизна) - Турции и Египта, во многом не потеряла своей актуальности.
На объем продаж по зарубежным направлениям также влияет такой фактор как сезонность.
В летний период наблюдается резкий скачок продаж путевок в Турцию, в Италию, на Кипр и в Египет. Осенью наблюдается увеличение продаж по направлениям Италия, ОАЭ.
В Турции туристов привлекает не только отдых на побережье, но и экскурсионные маршруты по городам, кроме того, очень часто в крупных городах проводятся специализированные выставки, спортивные соревнования, различные симпозиумы.
В осенний период начинается активная продажа экскурсионных туров по Европе, турпутевок в Египет и горнолыжных курортов. Весной основной объем продаж идет за счет экскурсионных маршрутов по городам Европы, а также за счет продажи путевок в Турцию и Египет.
Таблица 2 Анализ структуры объема реализации турфирмы «Нова Тур» за 2008 - 2009 гг
Вид услуг |
Сумма выручки в год тыс., руб., 2008 г. |
Доля объема реализации в 2008 г. |
Сумма выручки в год тыс., руб., 2009 г. |
Доля объема реализации в 2009 г. |
Изменение структуры в 2009 г., по сравнению с 2008 г. (+/-)% |
|
Отдых в Турции |
83.000 |
23,3 |
74.020 |
16,6 |
- 6,7 |
|
Отдых в Египте |
58.000 |
10,1 |
46.500 |
8,0 |
- 1,9 |
|
Франция. Париж |
16,350 |
5,6 |
12.200 |
4,3 |
- 1,3 |
|
Италия (Рим, Венеция) |
13,620 |
3,3 |
10.350 |
1,7 |
- 1,6 |
|
Чехия (пивной тур) |
18,296 |
6,08 |
13.550 |
3,6 |
- 2,48 |
|
Байкал |
59,600 |
12,2 |
68.800 |
14,0 |
+ 1,8 |
|
Республика Алтай |
260.200 |
25,1 |
348.000 |
28,2 |
+3,3 |
|
Республика Хакасия |
33.080 |
8,1 |
50.630 |
10,2 |
+ 2,1 |
|
Отдых в Китае |
24.200 |
6,12 |
100.200 |
20,2 |
+ 14,08 |
|
Монголия |
36.200 |
10,0 |
58.600 |
10.2 |
+0,2 |
|
Итоговая выручка |
602.546 |
100 |
772.800 |
100 |
Анализ структуры объема реализации показывает, что наибольшее увеличение продаж туров приходится на Турцию - 0,6%, Египет - 0,5% и на Китай - 0,4%. Отмечается сокращение в структуре объема реализации туров во Францию - на 1,3% и в Италию - 0,7%. Это объясняется не столько снижением спроса на эти направления, сколько сложностью получения шенгенской визы. Многим туристам в 2009 году было отказано в посольствах в получении шенгенской визы. В 2009 году, как и в 2008 году наибольшую долю объема реализации занимают туры в Турцию. Более наглядно структуру объема продаж в 2008 и 2009 годах изобразим на Рисунке 1.
Рисунок 1 Структура объема реализации в 2008 и 2009 гг.
Структура объема продажа с разбивкой по кварталам основным направлениям деятельности турфирмы «Нова Тур» представлена в таблице 3.
Таблица 3 Структура объема продаж по кварталам турфирмы «Нова Тур» за 2008-2009 гг
Направления |
2008 год,% |
2009 год,% |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||
Турция |
30 |
32 |
34 |
18 |
33 |
25 |
36 |
13 |
|
Египет |
13 |
12 |
10 |
12 |
10 |
11 |
15 |
15 |
|
Франция (Париж) |
17 |
18 |
6 |
11 |
18 |
13 |
5 |
10 |
|
Италия (Рим, Венеция) |
8 |
10 |
6 |
15 |
9 |
12 |
5 |
10 |
|
Чехия |
6 |
11 |
6 |
11 |
18 |
13 |
5 |
10 |
|
Байкал |
0 |
7 |
10 |
10 |
0 |
10 |
7 |
6 |
|
Республика Алтай |
11 |
5 |
2 |
5 |
8 |
6 |
2 |
5 |
|
Республика Хакасия |
2 |
2 |
9 |
5 |
3 |
3 |
10 |
5 |
|
Китай |
7 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
|
Монголия |
6 |
||||||||
Итого: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, анализ структуры объема продаж турпутевок показывает, что не зависимо от сезона продажи осуществляются. Это связано с тем, что «Нова Тур» работает в основном с корпоративными клиентами, поэтому даже в межсезонье объем продаж идет за счет организации различных семинаров, бизнес-встреч, выставок. В туристическом бизнесе существует такое явление как сезонность, которая определяет спрос на туристические услуги в различные месяцы года. Можно выделить несколько временных периодов, когда российские туристы проводят отдых за рубежом:
1 Летние месяцы, особенно август - самый большой пик.
2. Осенние школьные каникулы и ноябрьские праздники.
3. Новый год и зимние школьные каникулы.
4. Праздник 8 марта.
5. Весенние школьные каникулы.
6. Первомайские праздники: 1 мая и День победы.
Рисунок 2 Коэффициентов сезонности в 2008 и 2009 гг
Сделав анализ доходов и объемов выполненных заказов, можно сделать вывод, что наибольшую прибыль фирма получает в первомайские праздники, летние месяцы: июнь, июль, август, Новый Год и ноябрьские праздники. Однако коэффициент сезонности был бы выше, но из-за мировых финансовых проблем турфирма не проводила рекламную кампанию для привлечения туристов. Также необходимо сглаживание сезонных колебаний. Т.е., например, в феврале, марте, когда идет снижение продаж, можно предлагать скидки туристам для поездок в это время.
Конечными потребителями услуг фирмы являются:
- деловые люди;
- индивидуальные туристы (группы туристов);
- клиенты VIP.
Структура доходов, получаемых от каждого сегмента клиентов представлена в таблице 4.
Таблица 4 Сегментация клиентов по доходам от продаж турпутевок
Сегменты |
Доля доходов за 2008 г.% |
Доля доходов за 2009 г.% |
|
Корпоративные клиенты |
36 |
37 |
|
а). командировки |
22 |
20 |
|
б). Организация семинаров |
5 |
7 |
|
в). Организация выставок |
9 |
10 |
|
Частные клиенты |
25 |
29 |
|
Турагентства |
39 |
34 |
|
Итого: |
100 |
100 |
Из данных таблицы 4 видно, что основные клиенты турфирмы - корпоративные клиенты. Поэтому даже в межсезонье объем продаж идет за счет организации различных семинаров, бизнес - встреч, выставок. Здесь также нельзя не отметить уменьшения доли турагентств. Таким образом, турфирме необходимо продумать более четкую стратегию работы с турагентствами, например, завести базу данных по турагентствам. В данный момент фирма "Робинзон" практически работает через туристическую агентскую сеть в Новосибирске. Однако настоящее состояние новосибирского туристического рынка - это перенасыщение фирмами и усиление конкурентной борьбы. Таким образом, фирме следует, как можно быстрее расширять свою турагентсткую сеть и выходить на новые рынки сбыта.
- 1. История организации
- 2. Основные нормы и ценности организации
- 3. Ритуалы и традиции в организации
- 4. Коммуникации (внутренние и внешние) организации
- 5. Имидж организации
- 6. Мотивация в организации
- 7. Фирменный стиль организации (название, цвета, символика, логотип)
- 8. Положительные и отрицательные стороны организации
- ЛИТЕРАТУРА