logo search
Анализ деятельности туристической фирмы

ЛИТЕРАТУРА

Большой экономический словарь / под ред.А.Н. Арзилияна.4-е изд. доп. и пер. - М.: Институт новой экономики - 1999. - 1248с.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория методология и практика Учебник - М.: ДиС 2008. - 496 с. (3)

Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Минск.: ООО Новое знание, 2001. - 495с.

Дурович А. П.; Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие под ред.М. Горбыловой. - М.: Экономикс, 1997. - 400с.

Дойль П. Менеджмент: Стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999. - 560с.

Дегтярь Г.М. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. - М.: ИНФО, 2001. - 180с.

Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 1999.384с.

Зорин И.В., Каверина Т. П и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности - М.: Финансы и статистика 2005. - 299 с.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. / Под ред.: О. Третьяк и др.9-е изд. - СПб.: Питер, 1998. - 887с.

Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496с.

Кириллова А. Г.; Волков Л.А. Маркетинг в туризме. - СПб.: СПбГУП, 1996. - 380с.

Максименко С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. - 168 с

Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208с.

Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Базовые деловые стратегии; Стратегический анализ; Стратегическая сегментация Краткий курс - С-Пб.: Питер 2008. - 240 с.

Юрик Р. А Анализ современного состояния Российского рынка туристских услуг Маркетинг в России и за рубежом - N2 - 2005 с.79-81

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Анализ объема реализации является одним из важнейших показателей деятельности фирмы, с одной стороны величина объема продаж определяет долю фирмы на рынке, а с другой стороны, темпы роста объема реализации непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Проведем анализ объема продаж в стоимостных единицах.

Таблица 1 Анализ объема продаж турфирмы «Нова Тур» в стоимостных единицах в 2008-2009 гг

Вид услуг

Сумма выручки за 2008 г.

Сумма выручки за 2009 г

Отклонения (+ / -)

Отдых в Турции

83.000

74.020

8.980

Отдых в Египте

58.000

46.500

11.500

Франция. Париж

16,350

12.200

4.150

Италия (Рим, Венеция)

13,620

10.350

3.270

Чехия (пивной тур)

18,296

13.550

4.746

Байкал

59,600

68.800

9.200

Республика Алтай

260.200

348.000

87.800

Республика Хакасия

33.080

50.630

17.550

Отдых в Китае

24.200

100.200

76.000

Монголия

36.200

58.600

12.400

Итоговая выручка

602.546

772.800

170.254

Как видно из таблицы 1 в связи с мировым кризисом возросла популярность внутреннего туризма, хотя посещение популярных курортов (их относительная дешевизна) - Турции и Египта, во многом не потеряла своей актуальности.

На объем продаж по зарубежным направлениям также влияет такой фактор как сезонность.

В летний период наблюдается резкий скачок продаж путевок в Турцию, в Италию, на Кипр и в Египет. Осенью наблюдается увеличение продаж по направлениям Италия, ОАЭ.

В Турции туристов привлекает не только отдых на побережье, но и экскурсионные маршруты по городам, кроме того, очень часто в крупных городах проводятся специализированные выставки, спортивные соревнования, различные симпозиумы.

В осенний период начинается активная продажа экскурсионных туров по Европе, турпутевок в Египет и горнолыжных курортов. Весной основной объем продаж идет за счет экскурсионных маршрутов по городам Европы, а также за счет продажи путевок в Турцию и Египет.

Таблица 2 Анализ структуры объема реализации турфирмы «Нова Тур» за 2008 - 2009 гг

Вид услуг

Сумма выручки в год тыс., руб., 2008 г.

Доля объема реализации в 2008 г.

Сумма выручки в год тыс., руб., 2009 г.

Доля объема реализации в 2009 г.

Изменение структуры в 2009 г., по сравнению с 2008 г. (+/-)%

Отдых в Турции

83.000

23,3

74.020

16,6

- 6,7

Отдых в Египте

58.000

10,1

46.500

8,0

- 1,9

Франция. Париж

16,350

5,6

12.200

4,3

- 1,3

Италия (Рим, Венеция)

13,620

3,3

10.350

1,7

- 1,6

Чехия (пивной тур)

18,296

6,08

13.550

3,6

- 2,48

Байкал

59,600

12,2

68.800

14,0

+ 1,8

Республика Алтай

260.200

25,1

348.000

28,2

+3,3

Республика Хакасия

33.080

8,1

50.630

10,2

+ 2,1

Отдых в Китае

24.200

6,12

100.200

20,2

+ 14,08

Монголия

36.200

10,0

58.600

10.2

+0,2

Итоговая выручка

602.546

100

772.800

100

Анализ структуры объема реализации показывает, что наибольшее увеличение продаж туров приходится на Турцию - 0,6%, Египет - 0,5% и на Китай - 0,4%. Отмечается сокращение в структуре объема реализации туров во Францию - на 1,3% и в Италию - 0,7%. Это объясняется не столько снижением спроса на эти направления, сколько сложностью получения шенгенской визы. Многим туристам в 2009 году было отказано в посольствах в получении шенгенской визы. В 2009 году, как и в 2008 году наибольшую долю объема реализации занимают туры в Турцию. Более наглядно структуру объема продаж в 2008 и 2009 годах изобразим на Рисунке 1.

Рисунок 1 Структура объема реализации в 2008 и 2009 гг.

Структура объема продажа с разбивкой по кварталам основным направлениям деятельности турфирмы «Нова Тур» представлена в таблице 3.

Таблица 3 Структура объема продаж по кварталам турфирмы «Нова Тур» за 2008-2009 гг

Направления

2008 год,%

2009 год,%

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Турция

30

32

34

18

33

25

36

13

Египет

13

12

10

12

10

11

15

15

Франция (Париж)

17

18

6

11

18

13

5

10

Италия (Рим, Венеция)

8

10

6

15

9

12

5

10

Чехия

6

11

6

11

18

13

5

10

Байкал

0

7

10

10

0

10

7

6

Республика Алтай

11

5

2

5

8

6

2

5

Республика Хакасия

2

2

9

5

3

3

10

5

Китай

7

3

5

5

3

3

4

4

Монголия

6

Итого:

100

100

100

100

100

100

100

100

Таким образом, анализ структуры объема продаж турпутевок показывает, что не зависимо от сезона продажи осуществляются. Это связано с тем, что «Нова Тур» работает в основном с корпоративными клиентами, поэтому даже в межсезонье объем продаж идет за счет организации различных семинаров, бизнес-встреч, выставок. В туристическом бизнесе существует такое явление как сезонность, которая определяет спрос на туристические услуги в различные месяцы года. Можно выделить несколько временных периодов, когда российские туристы проводят отдых за рубежом:

1 Летние месяцы, особенно август - самый большой пик.

2. Осенние школьные каникулы и ноябрьские праздники.

3. Новый год и зимние школьные каникулы.

4. Праздник 8 марта.

5. Весенние школьные каникулы.

6. Первомайские праздники: 1 мая и День победы.

Рисунок 2 Коэффициентов сезонности в 2008 и 2009 гг

Сделав анализ доходов и объемов выполненных заказов, можно сделать вывод, что наибольшую прибыль фирма получает в первомайские праздники, летние месяцы: июнь, июль, август, Новый Год и ноябрьские праздники. Однако коэффициент сезонности был бы выше, но из-за мировых финансовых проблем турфирма не проводила рекламную кампанию для привлечения туристов. Также необходимо сглаживание сезонных колебаний. Т.е., например, в феврале, марте, когда идет снижение продаж, можно предлагать скидки туристам для поездок в это время.

Конечными потребителями услуг фирмы являются:

- деловые люди;

- индивидуальные туристы (группы туристов);

- клиенты VIP.

Структура доходов, получаемых от каждого сегмента клиентов представлена в таблице 4.

Таблица 4 Сегментация клиентов по доходам от продаж турпутевок

Сегменты

Доля доходов за 2008 г.%

Доля доходов за 2009 г.%

Корпоративные клиенты

36

37

а). командировки

22

20

б). Организация семинаров

5

7

в). Организация выставок

9

10

Частные клиенты

25

29

Турагентства

39

34

Итого:

100

100

Из данных таблицы 4 видно, что основные клиенты турфирмы - корпоративные клиенты. Поэтому даже в межсезонье объем продаж идет за счет организации различных семинаров, бизнес - встреч, выставок. Здесь также нельзя не отметить уменьшения доли турагентств. Таким образом, турфирме необходимо продумать более четкую стратегию работы с турагентствами, например, завести базу данных по турагентствам. В данный момент фирма "Робинзон" практически работает через туристическую агентскую сеть в Новосибирске. Однако настоящее состояние новосибирского туристического рынка - это перенасыщение фирмами и усиление конкурентной борьбы. Таким образом, фирме следует, как можно быстрее расширять свою турагентсткую сеть и выходить на новые рынки сбыта.