Анализ документальных материалов
Многие стороны физического воспитания находят свое отражение в различных документах (планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований, руководящих материалах и сводных отчетах спортивных организаций, материалах инспектирования, учебных планах и программах, врачебно-физкультурных картах и пр). Они преследуют практические цели, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.
Анализ дневников тренеров и спортсменов дает возможность выявить:
1) направление учебного процесса;
2) основные средства и систему их применения, в том числе комплекс применяемых упражнений и удельный вес в нем тех или иных упражнений;
3) объем и интенсивность тренировочных нагрузок;
4) спортивно-технические показатели, число соревнований;
5) самочувствие спортсменов, их субъективную оценку эффективности применяемых упражнений;
6) основные методы тренировочной работы.
Анализ личных дневников сильнейших спортсменов мира позволил сопоставить величину тренировочных нагрузок с динамикой спортивных результатов и на этой основе сделать вывод о характере изменения нагрузки по периодам тренировочного цикла (Л.П. Матвеев, 1964). Получить эти данные, пользуясь другими методами, было бы невозможно.
Очень ценными объектами исследования служат результаты соревнований. Известно, что спортивные результаты - это итог многолетней тренировочной работы во всех ее аспектах.
Особенную пользу метод анализа документальных материалов приносит на самых ранних стадиях исследования, когда идет еще "разведка" темы, определение ее актуальности и поиск наиболее эффективных способов решения.
Известно, что многие проблемы физического воспитания в свое время не нашли отражения в публикациях. В этом случае только изучение архивных материалов позволит не "открывать давно открытое", избежать ошибок и пойти по верному пути.
Данный метод является одним из старейших методов в науке. Его конкретные формы чрезвычайно многообразны и подвергаются постоянным изменениям в соответствии с изменениями документации на том или ином этапе развития общества. В каждой стране имеются характерные типы документов и нормы обращения с ними, которые систематически видоизменяются. В настоящее время не существует единой классификации документов, и усилия специалистов направлены на разработку признаков, по которым можно было бы строить различные классификации (Г.М. Андреева, 1972).
Печатные документы - это постановления партии и правительства по вопросам развития физической культуры в стране, постановления и решения местных органов (исполкомов, комитетов, отделов народного образования и пр), газетные статьи, а также публикации планов учебных занятий в разных изданиях научно-методического характера.
На кинопленку и магнитную ленту может быть записана как первичная информация (образно говоря, "с натуры"), так и вторичная (с теле - и радио - передач).
Рукописные документы - это документы, отражающие планирование учебного процесса (рабочие планы, конспекты, графики и т.п.), а также дневниковые записи тренера и спортсмена, протоколы соревнований.
К общественным документам относятся те, которые не имеют авторства (например, решения Комитетов по физической культуре и спорту) и размножены для широкого пользования. Надо помнить, что не все общественные документы являются официальными.
Данный тип документов целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо получить событийную информацию (информацию о минувших событиях, явлениях) для воспроизведения прошлого, которая акцентирует внимание на том, что говорится в том или ином документе, т.е. имеет историческую направленность. Очевидно, что общественные документы имеют в этом случае преимущества перед личными, так как не требуют "нейтрализации" возможного субъективизма, заложенного в личных документах.
Классическим примером личного документа является дневник тренировок спортсмена. Личный документ может быть неофициальным (например, конспекты уроков) и официальным (например, анкета, отчет тренера о подготовке команды к соревнованиям). Особое место среди личных документов занимают мемуары (мемуарная литература), которые встречаются в архивах в виде воспоминаний о тех или иных событиях, известных педагогах, спортсменах и пр.
Данный тип документов имеет психологическую направленность и позволяет получить информацию об источнике, т.е. о том, как говорится в документе о событии, объекте, какова их оценка автором документа. Наибольшую ценность подобные документы приобретают в тех случаях, когда изучается сам источник информации, когда исследуется личность автора. Однако возможная субъективность в оценке событий, фактов и лиц требует осторожного, критического подхода к анализу документов подобного типа, сопоставления их с другими источниками. Таким образом, оценивается уровень их достоверности.
- § 2. Документальные источники.
- 6.2. Анализ документальных и архивных материалов
- 1. Документальные источники
- Метод анализа документальных источников. Контент-анализ.
- Документальный материал и его драматургический анализ
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- Документальный материал
- Документальные источники