Документальный материал и его драматургический анализ
Прежде чем вести речь о драматургическом анализе документального объекта внимания, рассмотрим следующие разновидности документального материала, используемые в сценарной практике.
1. Печатный документальный материал. К этому материалу относятся все публицистические жанры, которые можно встретить на страницах газет, журналов, альманахов, книг и т.д. Это заметки, репортажи, очерки, статьи и др.
2. Радио и другой аудиоматериал. Подобный документальный материал воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте.
3. Фото-, кино- и видеоматериал. В этом случае документальную информацию можно как услышать, так и увидеть.
4. Вещественный документальный материал. К этому документальному материалу можно отнести предметы, содержащие в себе информацию о том или ином факте: личные вещи, музейные экспонаты, улики и т.п.
5. Одушевленный документальный материал. Это, прежде всего, человек как документальный герой, как личность с собственной биографией, деяниями, мыслями и чувствами, достоинствами и недостатками. К этой разновидности документального материала можно отнести и целый ряд других живых существ, а также представителей растительного мира, чем-либо замечательных и потому ставших документальным объектом внимания сценариста.
6. Устный документальный материал. Это свидетельства участников либо очевидцев каких-либо событий или явлений.
Для проверки драматургичности, то есть возможности преобразования документального материала в художественную форму, проводится его драматургический анализ. Суть такого анализа состоит в следующем.
Определяется и формулируется ситуация, заключенная в документальном материале.
Ситуацией мы называем расстановку сторон, наличествующих и могущих прийти во взаимодействие друг с другом, их количество и качество.
Определяется и формулируется конфликт, заключенный в документальном материале.
Конфликт – это взаимодействие, столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними. Формулируя конфликт, необходимо помнить, что это столкновение не между кем-то и кем-то, а всегда между чем-то и чем-то.
Определяется и формулируется событие, заключенное в документальном материале.
Событие есть завершение взаимодействия сторон, создавших ситуацию, в результате чего происходит разрешение конфликта, его исчезновение. Событие может иметь место в рассматриваемом факте, а может и не иметь. Данное условие не есть необходимое, ибо в процессе преобразования документального материала в художественную форму мы всегда можем это событие домыслить, не забывая о логике развития взаимодействия сторон.
Обратимся к практическому примеру. Предлагается провести драматургический анализ печатного документального материала, в частности, следующей коммерческой рекламы.
-
СОЛО
Реальность
Вашей мечты
Лицензия № 007621
ГРЕЦИЯ - отдых на берегу лазурного
моря у подножия Олимпа .......... 389 $,
ТАЙЛАНД .................................. 750 $,
КИПР .......................................... 460 $,
ИСПАНИЯ ................................. 520 $,
КАНАРСКИЕ ОСТРОВА ......... 875 $,
ИТАЛИЯ...................................... 470 $
Обращаться по телефону: 61-38-33
1. Определение и формулирование ситуации.
Данный документальный материал содержит в себе две стороны, обусловливающих ситуацию. Первая – предложение туристической фирмы приобрести путевки. Вторая – возможность приобретения этих путевок российскими гражданами. Можно сформулировать иначе, оставляя неизменной суть ситуации. Первая сторона – мечта народонаселения. Вторая сторона – карман того же народонаселения.
2. Определение и формулирование конфликта.
Конфликт можно сформулировать следующим образом. Это столкновение двух вещей: с одной стороны – реальная возможность сделать мечту явью, что и декларирует реклама, с другой стороны – невозможность осуществления соблазнительного предложения. Иначе говоря, мечта для большинства наших сограждан явно не по карману.
Определение и формулирование события.
Событие в данном документальном материале отсутствует, разрешения конфликта не происходит. Но это событие вполне можно домыслить. Поскольку данная проблема весьма характерна для большинства, то это большинство проигнорирует сей факт способом, весьма далеким от желания и надежд рекламодателя.
Вопросы для самопроверки
Какие существуют разновидности документального материала?
Что составляет суть драматургического анализа документального материала?
Какие изменения претерпевает ситуация по мере развития конфликта до его разрешения?
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление