36. Физическое воспитание у древних славян и в Киевском государстве.
Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями, что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей. В период матриархата, когда воспитание детей было обязанностью всех членов родовой общины, оно выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом муясчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания. Ребенок до 6 лет назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». Как и в других древних культурах, в восточнославянской существовал обряд «инициации», знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. С периода позднего матриархата у славян организовывались дома молодежи. В их деятельности важное место занимала подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость. Специфика содержания и форм воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. Таким образом, воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-со-словный характер.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в ViII–IX вв. С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием, которое стало ведущей формой получения образования. Организация семейного воспитания у древних славян имела некоторую специфику: в небогатой среде в VII в. существовал обычай приглашать в семью для воспитания подрастающего поколения наставника, как правило, это был брат матери – дядька. Обычай отдавать детей на воспитание в чужую семью получил название «кумовство». Среди знатных представителей общины этот обычай имел иную интерпретацию и назывался «кормильством», когда воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание знатного отпрыска, обучал его управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам. Как социально-педагогическое явление «кормильство» сохранилось у русских князей вплоть до XII в. Главными воспитателями становятся родители, особенно мать, вот почему у славян человек, достигший социальной зрелости, назывался «матерым» – воспитанным матерью, кроме того, к воспитанию младших подключаются старшие дети. Результатом семейного воспитания становилось то, что отроки наследовали профессию или ремесло своих родителей.
- 36. Физическое воспитание у древних славян и в Киевском государстве.
- 37. Развитие физической культуры в России в эпоху реформ Петра I.
- 38. Создание и характерные особенности русской национальной системы военно-физической подготовки. Вклад в ее создание Петра I, a.B. Суворова, м.И. Кутузова, м.И. Драгомирова, а.Д. Бутовского.
- 39. Характеристика педагогических взглядов е.А. Покровского и е.М. Дементьева на развитие физического воспитания в России.
- 40. Жизнь и деятельность п.Ф. Лесгафта.
- 41. Система физического образования п.Ф. Лесгафта.
- 42. Возникновение и развитие спортивно-гимнастического движения в России во второй половине XIX века. Зарождение отдельных видов спорта.
- 43. Вклад России в создание современного олимпийского движения.
- 44. Участие спортсменов России в играх IV Олимпиады.
- 45. Участие спортсменов России в играх V Олимпиады.
- 46. Спортсмены дореволюционной России - участники Олимпийских игр и других международных соревнований.
- 47. Вклад и деятельность а.Д. Бутовского по развитию теории физического воспитания и созданию международного и российского олимпийского движения.
- 48. Российские олимпийские игры: история проведения и спортивные итоги. Летние Олимпийские игры 1980
- Зимние Олимпийские игры 2014
- 50. Деятельность органов образования, медицины и Всевобуча по созданию советской системы физического воспитания.
- 51. Роль Всевобуча в развитии физической культуры и спорта в стране.
- 52. Развитие физической культуры и спорта в стране в 20-е годы XX века.
- 53. Всесоюзная спартакиада 1928 года и ее значение для развития спорта в стране.
- 54. Создание системы государственного руководства физической культурой и спортом в ссср в 20-30-е годы.
- 55. Развитие физкультурно-спортивного движения в ссср с середины 20-х годов до начала Великой Отечественной войны.
- 56. Становление научных основ физического воспитания и спорта в ссср.
- 57. История создания и развития комплекса гто как программно-нормативной основы советской системы физического воспитания.
- 58. Основные этапы развития органов государственного руководства физической культурой и спортом в стране (1913 - 2013 гг.).
- 59.Физическая культура и спорт в ссср в годы Великой Отечественной войны.
- 60. Развитие спорта в ссср в послевоенные годы (1945 - 1960 гг.)
- 61. Значение вступления ссср в олимпийское движение. Итоги участия спортсменов в играх хv Олимпиады.
- 62. Спартакиады Народов ссср и их значение для развития спорта в стране.
- 64. Международное и спортивное значение игр Доброй Воли.
- 65. Всемирные юношеские игры.
- 67. Международное студенческое спортивное движение.
- 68. Проблемы международного спортивного движения во второй половине хх века.