Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала.
Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход, используемый при рассмотрении здоровья. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
Происхождение болезни имеет два источника состояние человеческого организма и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней существует два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины.
Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В настоящее время отмечается высокая заболеваемость среди населения РФ. Э тоже относится и к дошкольникам, школьникам, студентам. У выпускников школ уже выявлено 80-90% заболеваний. В течение 10 лет у студентов только что поступивших на 1 курс в Университет выявлено от 28-19% здоровых студентов. Среди студентов 1 курса выявлено <5-55% с 2-6 заболеваниями или дефектами в развитии.
Учению о здоровье чел-ка стали уделять большое внимание после появления трудов ИИ Брехмана: «Чел-к и биологически активные вещ-ва», «Валеология –наука о здоровье». Здоровье- это способность чел-ка сохранить соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений колич. и кач. параметров потока информации.
ВА Лищук и ЕВ Мосткова: Здоровье – способность к самосохранению, к увеличению жизненной силы человека.
ГЛ Апанасенко, ЛА Попова: Здоровье –величайшая социальная ценность и явл-ся сложной категорией, представляя собой рез-тат взаимодействия индивида и окр. среды.
Здоровье- состояние полного физического, духовного, социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С точки зрения Баевского РМ здоровье - возможность организма человека адаптировать-ся к изме-нениям ос, взаимодействуя с ней на основе биологической, социальной и психологич. сущности человека.
. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.
К составляющим здоровья человека относятся 3 основные компонента: физический, социальный, духовный.
Фнз компонент хар-ся способностью сохранять и использовать тело. Он измеряется фнз развитием, фнз подготовленностью, физ формой и тренированностью, фнз активностью и функциональной готовностью. Для этого используются все средства фнзкультуры, формы занятий и методы физкультуры.
Под физ. формой понимают оптимальную готовность чел-ка достичь своего максимального рез-та а процессе физ. упражнений.
Физ (двигательная) активность является одной из общебиологических особенностей организма. Объём такой активности зависит от возраста, пола, конституции, условий труда, бытии, наследственности. В настоящее время двиг. активность чел-ка значительно снижена. Она становится особенностью его существования и приводит к появлению многих болезней.
Фнз развитие определяет осанку, тип телосложения. Осанка- привычная поза непринужденно стоящего чел-ка стоя и сидя. Она бывает правильной и нарушенной. Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела.
Душевный компонент или психическое здоровье определ-ся способностью сохранять и использовать душевное равновесие и резервы психики. Поэтому чел-к должен осущ-ть контроль своего поведения и эмоций. Эмоции –субъективное переживание чел-ком его отношения к окр. миру и самому себе.
Психич. состояние чел-ка определяется эмоциональным состоянием. Оно м/б адекватным, эйфорическим, депрессивным, познавательным, беспокойным. Пси. здоровье должно хар-ся: отсутствием псих. заболеваний, нормальным развитием психики, благоприятным функциональным состоянием.
Соц компонент отражает способность чел-ка сохранять и использовать отношения м/у людьми в общ-ве, на пр-ве, в семье. Этот компонент здоровья хар-ет связи, ресурсы, способность к общению и его кач-во.
Др. составляющие здоровья: генетика, окр. среда, здоровье детей, социальные ресурсы и т.д
Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы по частоте пульса и величине артериального давления. Общие принципы умеренных физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему.
Частота сердечных сокращений - это один из самых основных и наиболее доступных показателей, отражающих состояние сердечно-сосудистой системы. Особенно это относиться к пульсу во время выполнения физической нагрузки. На практике частота сердечных сокращений отражает количество работы, которую должно выполнить сердце, чтобы удовлетворить потребности организма в кислороде. Чтобы лучше разобраться, сравним частоту сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке.
Средняя частота сердечных сокращений в покое у человека составляет 60-80 ударов в минуту. Во время выполнения физической нагрузки частота сердечных сокращений будет являться прямым показателем интенсивности выполняемой работы. Когда Вы начинаете выполнять упражнения, частота сердечных сокращений быстро возрастает пропорционально интенсивности нагрузки. Для контроля выполняемой работы, обычно используют показатели пульса взятого в процентах от Вашего максимального значения.
Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ или медикаментов. Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм.рт.ст. или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 могут быть симптомами различных заболеваний.
Среди простых и наиболее доступных методов диагностики ССС следует считать определение частоты пульса.
Пульс –колебания стенок артерий, связанное с выбросом крови в сосуды. Его можно подсчитать на лучевой, височной, сонной бедренной и других артериях в покое, во время и после физнагрузок.Он дает представления о частоте и ритме сердечной деятельности.
У практически здоровых людей частота пульса в покое колеблется от 60 до 80 ударов в мин. Если его частота достигает более 80 ударов в мин, то такое явление называется тахикардией, если 60 и меньше- брадикардией. У женщин пульс более частый, чем у мужчин. На частоту пульса оказывают влияние пол, возраст, рост, положение тела, период года, время суток, эмоцинон. состояние, прием пищи и т.д. Тахикардия возникает при повышении температуры тела, при острых и хранических заболеваниях сердца, при амнезии. Брадикардия наблюдается у спортсменов, при голодании.
Пульс обычно подсчитывают сидя (стоя, лежа) после 2-3 минут отдыха за 1 минуту, можно за 10, 20,30 секунд. Пересчёт идет за 1 минуту. При нарушении ритма сердца пульс подсчитывается в течении минуты.
АД- сила, с которой кровь оказывает давление на стенки артерий. Различают систолическое (130-139), диастолическое (60-90) и пульсовое давление (40-50 мм. рт.ст.). Пульсовое давление – разница м/у систолическим и диастолическим АД. В течении дня АД может изменяться.
Повышение АД выше 160/95 называется артериальной гипертонией, понижение ниже 100/60 – артериальной гипотензией.
АД явл-ся одним из важных показателен гемодинамики. В нормальных условиях жизнедеят-ти оно обусловлено силой сердечного выброса, объемом кровотока, эластическим сопротивлением сосудистых стенок. В нормальных условиях у взрослого человека систолическое (максимальное давление) составляет 110-125 мм рт ст., диастолическое- 70-85 мм рт ст. В течение суток оно периодически меняется.
Энергия непрерывного движения крови по артериям отражается на величине среднего давления. Это средняя м/у максим и миним давлением величина, которая ближе к показателям минимального давления. АД в мелких артериях составляет 70-90 мм рт. ст., в артериолах- 40-60 мм рт. ст., а в капиллярах - 20-10 мм рт ст.
АД зависит от объема крови, поступающей в кровяное русло, и сопротивления ее оттокам в мелких артерии и капиллярном русле. АД повышается при эмоциональном возбуждении. Наиболее значительные изменения давления отмечаются на этапе принятия решение, а так же при оценке его результатов. У здорового человека целенаправленная деят-ть вызывает повышение максимального и понижение минимального давления. ПуАсовое давление при этом увеличивается. После спортивных упражнений отмечается значительный подъем максимального артериального давления -до 150-220 мм рт ст. Минимальное артериального давление при нагрузках изменяется мало, и поэтому увеличивается разница между максимальным и минимальным артериальным давлением: от 40-45 мм рт ст в покое до 100-170 мм рт ст и более после работы.
- Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека.
- Особенности процесса дыхания при физических нагрузках.
- 4. Разминка, ее значение в физкультурно-спортивной деятельности.
- Физические упражнения активно влияющие на развитие системы дыхания, кровообращения, и энергообмена.
- Стретчинг, его значение для профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности.
- Содержание понятия «утомление». Внешние признаки степени утомления при различных режимах физической нагрузки.
- Внешние признаки утомления при физических напряжениях
- Режим и культура питания студентов.
- Водно-питьевой режим, минеральный баланс в покое и при физической нагрузке. Контроль за массой тела.
- Особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости).
- 11. Использование естественных факторов природы для оздоровления студентов.
- 12. Здоровый образ и спортивный стиль жизни
- 13. Понятия о переломах, вывихах, первая медицинская помощь
- 14. Вредные привычки и борьба с ними
- 15. Закаливание, гигиенические принципы закаливания.
- 16. Понятие о физической рекреации. Значение занятий на свежем воздухе для оздоровления организма.
- 17. Утренняя гигиеническая гимнастика
- 18. Дозированная ходьба и ее характеристика.
- 19. Лечебная физическая культура, ее значение в коррекции и профилактике заболеваний.
- 20. Обоснование двигательной активности для формирования, укрепления и сохранения здоровья.
- 21. Разумный режим труда и отдыха.
- 22. Гигиенические требования при проведении занятий (место занятий, одежда, обувь, инвентарь).
- 23. Социальная значимость физической культуры и спорта.
- 24. Физическая культура, физическое воспитание, спорт. В чем сходство и различие?
- 25. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.
- 26. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов. Формы, организация, построение самостоятельных занятий.
- 27. Экстремальные виды спортивной деятельности. Меры по снижению риска травматизма.
- 28. Массаж. Формы. Системы. Классификация.
- Классификация массажа
- 29. САмомассаж.
- 30. . Физическая культура, как часть общечеловеческой культуры.
- 31. П.Ф.Лесгафт – его роль в физическом воспитании России.
- 32. Фоновые виды физической культуры. Организация сна.
- 33. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
- 34. Техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
- 35. Попутная тренировка. Физические упражнения в обеденный перерыв.
- 36. Спорт. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Профессиональный спорт.
- 37. Национальные виды спорта.
- 38. Спорт в нашем университете.
- 39. Студенческий спорт.
- 40. Система студенческих соревнований.
- 41. Важность и виды пропаганды физической культуры и спорта среди студенческой молодежи.
- 42. Роль спортивного арбитра на соревнованиях.
- 43. Роль тренера в подготовке спортсменов.
- 44. Единая спортивная классификация.
- 45. . Развитие спорта в Белгородской области.
- 46. Понятие ппфп, ее цели, задачи, формы организации.
- 47. Условия формирования знаний, умений и навыков для эффективного использования физической культуры на производстве.
- 48. Допинг (причины запрета в спорте).
- 49 Современные олимпийские игры.
- . Современные Олимпийские игры
- 50. Ритуал открытия и закрытия Олимпийских игр. Олимпийская символика.
- 51. Олимпийские игры Древней Греции.
- 52. Ссср – великая олимпийская держава.
- 53. Зимние олимпийские игры.
- 54. Пьер де Кубертен – инициатор создания Международного олимпийского комитета.
- 55. Россия в международном олимпийском движении.
- 56. Белгородчина в олимпийском движении
- 57. Паралимпийские игры. Социальная значимость развития спорта и среди инвалидов.
- 58. Законодательная база развития физической культуры и спорта.
- 59. Спортивные соревнования.
- 60. Физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях.