16. Понятие о физической рекреации. Значение занятий на свежем воздухе для оздоровления организма.
Физическая рекреация — это двигательно-активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
При применении физических упражнений на свежем воздухе восстанавливается приспособляемость к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям и стрессам. При использовании полезных факторов окружающей среды восстанавливаются естественные связи кожного покрова, а через него внутренних органов с внешней средой. Для этого необходимо ношение облегченной, натуральной одежды, обуви, периодическое обнажение при воздушных и солнечных ваннах, водные процедуры (бассейн, баня, обливание, водоёмы, вечернее мытьё ног.).
Среди природных факторов, которые используются для оздоровления студентов, ведущая роль принадлежит энергии солнечного излучения. Её действия осуществляются через атмосферные процессы, естественные, электромагнитные излучения и различные компоненты космического излучения: космические, ультрафиолетовые, световые, инфракрасные и др. лучи. Не менее важное место в жизнедеятельности студентов занимают метеорологические факторы: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, облачность, осадки, ветер и др. Оздоравливающее действие указанных факторов и климата на организм человека было известно в глубокой древности. Однако, у большинства из нас оно не вызывает серьёзного к себе отношения.[2]
Использование студентами климатических факторов с целью повышения общей выносливости организма и предупреждения возникновения различных заболеваний относится к профилактическим мероприятиям. Это называется климатопрофилактикой. В климатопрофилактике выделяют четыре метода:
1. Аэропрофилактика: обеспечение организма чистым воздухом с достаточным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холодным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны).
2. Гелиопрофилактика: закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны).
3. Купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации.
4. Смена климатических условий как способ облегчения, возмещения, закаливания организма.[2]
В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:
1.Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений.
2.При организации специальных процессов, в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом, как относительно самостоятельное закаливание
Пребывание на открытом воздухе повышает обменные процессы организма, укрепляет сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма. [3]
Температура воздуха, как правило, ниже температуры тела человека, что и вызывает раздражение кожной поверхности слизистых оболочек, дыхательных путей и заложенных в них нервных аппаратов. Систематические раздражения кожи и слизистых холодным воздухом закаляют организм, делая его более устойчивым к неблагоприятным условиям внешней среды.
Занятия на улице помогают не только улучшить физическую форму и самочувствие, но и психическое состояние: вид деревьев, природных ландшафтов и явлений снимают стресс и раздражение, а также имеют большое эстетическое рекреативное значению, в то время как привычная обстановка зала угнетает и способствует накоплению отрицательных эмоций.
Эффективность воздействия физических упражнений на свежем воздухе на больного человека, по мнению В.И. Дубровского, проявляется следующим образом:
Нормализация психоэмоционального состояния, кислотно-щелочного равновесия, метаболизма и др.;
Функциональная приспособляемость (адаптация) к социально-трудовым и бытовым навыкам;
Развитие, образование и закрепление двигательных навыков;
Повышение устойчивости к факторам внешней среды.
- Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека.
- Особенности процесса дыхания при физических нагрузках.
- 4. Разминка, ее значение в физкультурно-спортивной деятельности.
- Физические упражнения активно влияющие на развитие системы дыхания, кровообращения, и энергообмена.
- Стретчинг, его значение для профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности.
- Содержание понятия «утомление». Внешние признаки степени утомления при различных режимах физической нагрузки.
- Внешние признаки утомления при физических напряжениях
- Режим и культура питания студентов.
- Водно-питьевой режим, минеральный баланс в покое и при физической нагрузке. Контроль за массой тела.
- Особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости).
- 11. Использование естественных факторов природы для оздоровления студентов.
- 12. Здоровый образ и спортивный стиль жизни
- 13. Понятия о переломах, вывихах, первая медицинская помощь
- 14. Вредные привычки и борьба с ними
- 15. Закаливание, гигиенические принципы закаливания.
- 16. Понятие о физической рекреации. Значение занятий на свежем воздухе для оздоровления организма.
- 17. Утренняя гигиеническая гимнастика
- 18. Дозированная ходьба и ее характеристика.
- 19. Лечебная физическая культура, ее значение в коррекции и профилактике заболеваний.
- 20. Обоснование двигательной активности для формирования, укрепления и сохранения здоровья.
- 21. Разумный режим труда и отдыха.
- 22. Гигиенические требования при проведении занятий (место занятий, одежда, обувь, инвентарь).
- 23. Социальная значимость физической культуры и спорта.
- 24. Физическая культура, физическое воспитание, спорт. В чем сходство и различие?
- 25. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.
- 26. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов. Формы, организация, построение самостоятельных занятий.
- 27. Экстремальные виды спортивной деятельности. Меры по снижению риска травматизма.
- 28. Массаж. Формы. Системы. Классификация.
- Классификация массажа
- 29. САмомассаж.
- 30. . Физическая культура, как часть общечеловеческой культуры.
- 31. П.Ф.Лесгафт – его роль в физическом воспитании России.
- 32. Фоновые виды физической культуры. Организация сна.
- 33. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
- 34. Техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
- 35. Попутная тренировка. Физические упражнения в обеденный перерыв.
- 36. Спорт. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Профессиональный спорт.
- 37. Национальные виды спорта.
- 38. Спорт в нашем университете.
- 39. Студенческий спорт.
- 40. Система студенческих соревнований.
- 41. Важность и виды пропаганды физической культуры и спорта среди студенческой молодежи.
- 42. Роль спортивного арбитра на соревнованиях.
- 43. Роль тренера в подготовке спортсменов.
- 44. Единая спортивная классификация.
- 45. . Развитие спорта в Белгородской области.
- 46. Понятие ппфп, ее цели, задачи, формы организации.
- 47. Условия формирования знаний, умений и навыков для эффективного использования физической культуры на производстве.
- 48. Допинг (причины запрета в спорте).
- 49 Современные олимпийские игры.
- . Современные Олимпийские игры
- 50. Ритуал открытия и закрытия Олимпийских игр. Олимпийская символика.
- 51. Олимпийские игры Древней Греции.
- 52. Ссср – великая олимпийская держава.
- 53. Зимние олимпийские игры.
- 54. Пьер де Кубертен – инициатор создания Международного олимпийского комитета.
- 55. Россия в международном олимпийском движении.
- 56. Белгородчина в олимпийском движении
- 57. Паралимпийские игры. Социальная значимость развития спорта и среди инвалидов.
- 58. Законодательная база развития физической культуры и спорта.
- 59. Спортивные соревнования.
- 60. Физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях.