Особенности процесса дыхания при физических нагрузках.
Дыхание—это обмен газами между организмом и атмосферой, который осуществляется автоматически, непроизвольно, благодаря деятельности дыхательного центра, находящегося в головном мозге. Поэтому здоровый человек, если он лежит, сидит и даже небыстро идет, обычно не замечает своего дыхания..
В процессе дыхания к клеткам и тканям поступает кислород и удаляется образующаяся углекислота. Частота и глубина дыхания регулируются при этом рефлекторно. Через легкие в покое и при небольшой физической нагрузке вентилируется 5—6 литров воздуха в минуту, и кровь полностью насыщается кислородом. Это в 8—10 раз меньше того количества, которое способны пропустить за минуту легкие даже нетренированного человека.
Глубина и частота дыхания зависят не от нашего желания, а от силы и выносливости основных дыхательных мышц (мышцы диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц). Чем лучше развиты эти мышцы, тем экономичнее работает дыхательная система, тем больше ее резервные возможности. В результате регулярной физической тренировки, занятий спортом дыхание становится редким и глубоким: 8—12 вдохов в минуту (в покое). У человека нетренированного частота дыхания от 16 до 18 вдохов в минуту.
Глубину вдоха и выдоха, конечно, можно менять произвольно. Но лишь на некоторое время. Например, при выполнении дыхательных упражнений даже нужно специально управлять своим дыханием. Но делать это постоянно невозможно. К тому же человек нетренированный во время быстрой ходьбы или бега, несмотря на все попытки дышать глубоко и редко, начинает задыхаться. Происходит это потому, что при слабых дыхательных мышцах легкие не могут пропустить необходимый объем воздуха и обеспечить организм кислородом. Значит, секрет правильного дыхания весьма прост. Он в постоянной тренировке дыхательных мышц. А эти мышцы, как и все другие скелетные мышцы, хорошо ей поддаются.
О степени развития дыхательных мышц можно судить по показателям спирометрии — определению объема воздуха при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Этот показатель называется жизненной емкостью легких. У взрослых нетренированных мужчин она обычно составляет 3—3,5 литра. У женщин—несколько меньше. У тренированных, например, пловцов, жизненная емкость легких нередко достигает 7—8 литров. При этом даже длительная и тяжелая нагрузка, как правило, не приводит к утомлению дыхательных мышц и снижению вентиляции легких.
Повысить силу и выносливость дыхательных мышц можно с помощью регулярного выполнения специальных дыхательных упражнений. Глубокое грудное дыхание способствует развитию межреберных мышц, диафрагмальное, или брюшное, дыхание—мышцы диафрагмы, разделяющей грудную и брюшную полости.
Однако некоторым людям, особенно работающим сидя, следует отдавать предпочтение упражнениям, развивающим мышцы диафрагмы, поскольку брюшное дыхание развито у них, как правило, недостаточно. Дыхательные упражнения включайте в утреннюю и производственную гимнастику. Эти упражнения полезны и для людей пожилых. Их обязательно должны выполнять те, кому по каким-либо причинам недоступны более эффективные средства тренировки дыхательных мышц—ускоренная ходьба, бег, езда на велосипеде, ходьба на лыжах. Особенно полезно плавание, во время которого вдох и выдох выполняются с преодолением сопротивления воды.
Многих интересует, как нужно дышать во время занятий физкультурой. При выполнении циклических упражнений (бег, ходьба на лыжах и других) нужно дышать равномерно и глубоко, обращая особое внимание на выдох. Он должен быть достаточно полным, чтобы организм освобождался от излишков углекислоты. Кроме того, полный выдох усиливает вдох. Делать искусственную паузу между ними не следует. При интенсивных занятиях, когда увеличивается вентиляция легких и становится трудно дышать только через нос, дыхание становится смешанным (через рот и через нос). В таких случаях вдыхать воздух старайтесь по-прежнему через нос, а выдыхать через нос и рот.
При выполнении гимнастических упражнений вдох можно делать в момент напряжения мышц, выдох—в момент их расслабления. Но можно дышать и произвольно. В настоящее время ученые пришли к выводу, что подгонять ритм дыхания к ритму движений при физических нагрузках, как правило, не следует. Это необходимо делать лишь при занятиях плаванием, греблей, некоторыми другими видами физических упражнений.
Заканчивать выполнение гимнастических упражнений надо обязательно специальными дыхательными упражнениями. Они способствуют более интенсивному выделению углекислого газа, который, накапливаясь в организме при физической нагрузке, может снизить работоспособность. Выполнять дыхательные упражнения нужно и после прогулок, походов, словом, после любой физической нагрузки.
Благодаря регулярному выполнению дыхательных упражнений, а также ускоренной ходьбе, езде на велосипеде, плаванию улучшается проходимость бронхов, подвижность грудной клетки. А главное, возрастают сила и выносливость дыхательных мышц.
Их можно выполнять каждый день или через день, сразу после работы или перед сном. Перед началом занятий хорошо проветрите комнату, на-, деньте легкую, свободную одежду, лучше всего спортивный костюм. Начинайте с первых двух упражнений, выполняя их минимальное количество раз.
- Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека.
- Особенности процесса дыхания при физических нагрузках.
- 4. Разминка, ее значение в физкультурно-спортивной деятельности.
- Физические упражнения активно влияющие на развитие системы дыхания, кровообращения, и энергообмена.
- Стретчинг, его значение для профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности.
- Содержание понятия «утомление». Внешние признаки степени утомления при различных режимах физической нагрузки.
- Внешние признаки утомления при физических напряжениях
- Режим и культура питания студентов.
- Водно-питьевой режим, минеральный баланс в покое и при физической нагрузке. Контроль за массой тела.
- Особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости).
- 11. Использование естественных факторов природы для оздоровления студентов.
- 12. Здоровый образ и спортивный стиль жизни
- 13. Понятия о переломах, вывихах, первая медицинская помощь
- 14. Вредные привычки и борьба с ними
- 15. Закаливание, гигиенические принципы закаливания.
- 16. Понятие о физической рекреации. Значение занятий на свежем воздухе для оздоровления организма.
- 17. Утренняя гигиеническая гимнастика
- 18. Дозированная ходьба и ее характеристика.
- 19. Лечебная физическая культура, ее значение в коррекции и профилактике заболеваний.
- 20. Обоснование двигательной активности для формирования, укрепления и сохранения здоровья.
- 21. Разумный режим труда и отдыха.
- 22. Гигиенические требования при проведении занятий (место занятий, одежда, обувь, инвентарь).
- 23. Социальная значимость физической культуры и спорта.
- 24. Физическая культура, физическое воспитание, спорт. В чем сходство и различие?
- 25. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.
- 26. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов. Формы, организация, построение самостоятельных занятий.
- 27. Экстремальные виды спортивной деятельности. Меры по снижению риска травматизма.
- 28. Массаж. Формы. Системы. Классификация.
- Классификация массажа
- 29. САмомассаж.
- 30. . Физическая культура, как часть общечеловеческой культуры.
- 31. П.Ф.Лесгафт – его роль в физическом воспитании России.
- 32. Фоновые виды физической культуры. Организация сна.
- 33. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
- 34. Техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
- 35. Попутная тренировка. Физические упражнения в обеденный перерыв.
- 36. Спорт. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Профессиональный спорт.
- 37. Национальные виды спорта.
- 38. Спорт в нашем университете.
- 39. Студенческий спорт.
- 40. Система студенческих соревнований.
- 41. Важность и виды пропаганды физической культуры и спорта среди студенческой молодежи.
- 42. Роль спортивного арбитра на соревнованиях.
- 43. Роль тренера в подготовке спортсменов.
- 44. Единая спортивная классификация.
- 45. . Развитие спорта в Белгородской области.
- 46. Понятие ппфп, ее цели, задачи, формы организации.
- 47. Условия формирования знаний, умений и навыков для эффективного использования физической культуры на производстве.
- 48. Допинг (причины запрета в спорте).
- 49 Современные олимпийские игры.
- . Современные Олимпийские игры
- 50. Ритуал открытия и закрытия Олимпийских игр. Олимпийская символика.
- 51. Олимпийские игры Древней Греции.
- 52. Ссср – великая олимпийская держава.
- 53. Зимние олимпийские игры.
- 54. Пьер де Кубертен – инициатор создания Международного олимпийского комитета.
- 55. Россия в международном олимпийском движении.
- 56. Белгородчина в олимпийском движении
- 57. Паралимпийские игры. Социальная значимость развития спорта и среди инвалидов.
- 58. Законодательная база развития физической культуры и спорта.
- 59. Спортивные соревнования.
- 60. Физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях.