Лекция №6 развитие современной системы подготовки спортсменов
Предпосылки современной системы подготовки спортсменов начали закладываться во второй половине XIX в. в связи с повышением популярности спорта.
В различных странах мира получают достаточно интенсивное развитие многие виды спорта, которые в дальнейшем были включены в программы Игр Олимпиад. Постоянно возрастающее количество соревнований требовало согласования правил и условий их проведения, совершенствования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, техники и тактики соревновательной борьбы, разработки и внедрения эффективных методов подготовки.
Несмотря на то, что в различных странах Европы, а также в США во многих видах спорта (особенно в футболе, легкой атлетике, бейсболе) спортсмены часто тренировались ежедневно, а иногда и дважды в день, затрачивая до 3—5 ч, эффективность такой подготовки была невелика в связи с отсутствием интереса к спорту со стороны биологической, медицинской и педагогической науки, а также отсутствием профессиональных тренеров. Лишь в отдельных видах спорта (фехтование, конный спорт, бейсбол) в подготовке спортсменов принимали участие тренеры, которые строили работу в основном на личном опыте,
практике подготовки и участия в соревнованиях известных спортсменов. В большинстве видов спорта подготовка велась спортсменами самостоятельно на основе собственного опыта и подражания известным спортсменам. Руководителями команд, как правило, были бывшие спортсмены, которые в основном занимались организационными вопросами. Специальные учебные заведения, в которых могли бы готовиться преподаватели физического воспитания и тренеры, создаваться эффективные методики, издаваться учебные пособия и т. п.. отсутствовали.
Вполне естественно, что такое положение дел определило исключительно медленное развитие системы подготовки спортсменов во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия. Вместе с тем в литературе тех лет можно найти множество интересных фактов, отражающих творческий подход спортсменов, тренеров, любителей спорта к построению спортивной подготовки. Бегуны и гребцы в своей подготовке многое позаимствовали из практики тренировки скаковых лошадей. Пловцы стремились к поиску более скоростных способов плавания на основе использования законов гидромеханики. Появление в конце прошлого века резиновых камер на велосипедах позволило резко увеличить объемы тренировочной работы, изменить правила и систему соревнований. Стремление усовершенствовать технику гребли за счет увеличения мощности гребков привело к появлению переметающихся сидений.
Интенсивно совершенствовалась техника и тактика борьбы и бокса. Внедрение мягких боксерских перчаток, ковров в борьбе позволило существенно, расширить технико-тактический арсенал спортсменов, сделать поединки более зрелищными и динамичными.
Совершенствование методики подготовки было тесно взаимосвязано с развитием материальной базы спорта. Появление велотреков с наклонной поверхностью привело к резкому повышению скорости за счет нейтрализации центробежных сил, существенно изменило технику, тактику и методику подготовки. Появление скоростных коньков с тонким лезвием позволило разработать эффективную технику старта и прохождения дистанции в конькобежном спорте. Строительство первых площадок из искусственного льда (1876 г.), а в последующие годы зимних дворцов спорта способствовало интенсивному развитию фигурного катания, в котором, наряду с использованием достижений балетной школы, стали применяться специфические технические приемы, которые легли в основу одиночного и парного катания, а также танцев на льду.
В начале 90-х годов XIX в. при Атлетическом союзе любителей (США) было создано научно-исследовательское общество по легкой атлетике, основной задачей которого была разработка эффективных вариантов техники бега, прыжков, преодоления барьеров и т. п. В короткий срок за счет обобщения опыта и поиска новых технических решений в беге, барьерном беге, прыжках в длину, прыжках с шестом и других видах легкой атлетики появилось много новых технико-тактических приемов, позволивших заметно повысить результаты.
Что же касается построения тренировки — динамики нагрузок, планирования программ тренировочных занятий, чередования нагрузок, применения специальных диет и т. п., то это направление развивалось в основном методом проб и ошибок. Основные достижения в этой области были связаны с различными интерпретациями методики тренировки лошадей и удачными методическими решениями, свойственными подготовке отдельных выдающихся спортсменов. Однако в конце прошлого — начале нынешнего столетия в спорт все больше проникало осознание того, что высокие физические нагрузки, без которых невозможно достижение вершин спортивного мастерства, должны планироваться на основе биологических и медицинских знаний. Во многом этому способствовало и привлечение к работе со спортсменами врачей, которые изучали вопросы деятельности сердца и системы кровообращения, мышечного сокращения, усталости и ее влияния на результаты нервной регуляции движений и др.
Были изданы первые научно-практические труды, в которых сделаны попытки физиологического обоснования тренировки спортсменов, анализировались особенности деятельности системы дыхания, сердца и сосудов, мышечной деятельности, рекомендовались методы и средства развития двигательных качеств, преодоления усталости и т. д. (La Grange, 1889; Tissie, 1898; Mosso, 1990 и др.). Важным вкладом в разработку биологических основ физического воспитания и спортивной тренировки явилась теория У. Флетчера и Ф. Г. Хопкинса о взаимосвязи мышечных сокращений с распадом гликогена и образованием лактата (Fletcher, Hopkins, 1907). В этих работах достаточно четко проявлялось стремление увязать систему подготовки спортсменов с биологическими закономерностями-, в частности со сформулированной Ж. Б. Ламарком (1744—1829) и его последователями целостной концепцией эволюции живой природы в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления организмов к самоусовершенствованию. Наиболее плодотворной в этом отношении являлась мысль Ламарка, согласно которой во всяком животном, не достигшем предела своего развития, более частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение. Развивая эту мысль, немецкий биолог Вильгельм Ру (1850—1924) убедительно показал зависимость перестройки живого организма от его функций, обосновать понятие функциональной адаптации, продемонстрировав, что функция не только оформляет и развивает наследованный орган, но и преобразует его в случае изменения функции. Такой же точки зрения придерживайся и русский физиолог И. М. Сеченов (1829—1905), который, характеризуя исключительную способность живого организма перестраиваться, приспосабливаясь к требованиям внешней и внутренней среды, отмечал высочайшую роль внешних воздействий и считал, что в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Эти идеи в дальнейшем оказались в числе основополагающих при развитии специализированных ответвлений биологических дисциплин — физиологии, морфологии, биохимии мышечной деятельности и спорта, которые интенсивно начали развиваться в 20—30-х годах нашего столетия.
В конце XIX в. появились серьезные работы по основам физического воспитания, среди которых выделялись труды П. Ф. Лесгафта (1837—1909) и Георга Демени (1850—1917). В трудах П. Ф. Лесгафта прослеживается стремление построить процесс обучения физическим упражнениям, всю систему физического воспитания в соответствии с закономерностями физиологии; обеспечить использование в процессе физического воспитания принципов постепенности, последовательности, гармоничности физического развития; учет возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем П. Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований, был далек от понимания роли спорта высших достижений. Система обучения движениям, разработанная Г. Демени, была построена на обобщении достижений в области различных систем физического воспитания, анатомии и физиологии. Он обращал внимание на применение в процессе обучения свободных, широкоамплитудных, естественных движений; указывал на необходимость рациональной координации деятельности мышц — напряжения одних и расслабления других; рекомендовал в процессе обучения движениям всегда переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным; классифицировал физические упражнения по их координационной структуре и др. "
Одновременно развивалось педагогическое направление подготовки спортсменов. Разрабатывались методы и принципы обучения и тренировки. Стали формироваться целенаправленные тренировочные программы для спортсменов, специализируюшихся в различных видах спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена, способного добиться высоких результатов в различных видах спорта. В результате большинство спортсменов стали сочетать занятия тяжелой атлетикой и борьбой, велосипедным и конькобежным спортом, легкой атлетикой и футболом и т. п. Для тех лет нередким было достижение одним спортсменом высоких результатов в двух, трех и даже четырех вилах спорта. Таким разносторонним спортсменом являлся, например, немец Карл Шуман, который в 1896 г. на Играх I Олимпиады был награжден четырьмя золотыми медалями — одной в классической борьбе и тремя — в гимнастике (3). Двукратный чемпион этой же Олимпиады пловец Альфред Хайош достиг выдающихся результатов не только в плавании, но и в легкой атлетике и футболе. Чемпион по борьбе Лондонской Олимпиады 1908 г. Ричард Вейс показывал высокие результаты в гимнастике и легкой атлетике.
Постепенно, по мере роста спортивных результатов, а также под влиянием опыта профессионального спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена стала вытесняться дифференцированными системами подготовки спортсменов в различных видах спорта.
Мощным стимулом к развитию системы подготовки спортсменов явилось возрождение Игр Олимпиад, создание международных спортивных федераций по олимпийским видам спорта и распространение их деятельности на формирование системы соревнований, унификацию правил их проведения и требований к спортивным сооружениям и инвентарю. Это, наряду с увеличением популярности и массовости спорта, повышением внимания к физическому воспитанию населения, стимулировало развитие научных исследований в области теоретико-методических и медико-биологических основ подготовки спортсменов, подготовку квалифицированных преподавателей физического воспитания и тренеров по видам спорта. Например, в России (Санкт-Петербург) в 1896 г. П. Ф. Лесгафту удалось открыть официальные «Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания», которые получили статус высшего учебного заведения.
В 1918 г. был учрежден Центральный государственный институт физической культуры в Москве. В 1930 г. аналогичный институт был создан в Украине. В этом же году был открыт Центральный научно-исследовательский институт физической культуры и спорта в Москве, в 1931 г. — Украинский научно-исследовательский институт физической культуры. В 1923 г. в Москве начали работать два издательства спортивной литературы, которые в 1932 г. были преобразованы в государственное издательство «Физкультура и спорт». Большое место в работе издательства было уделено изданию учебников и учебных пособий для тренеров по различным видам спорта.
С 1925 г. начал издаваться научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры», основное место в котором заняла проблематика спорта высших достижений.
Аналогичные учреждения в начале XX в. стали создаваться в других странах мира. Организационные формы были различными (специализированные институты, университеты или академии, факультеты физического воспитания и спорта при университетах или педагогических институтах, научные лаборатории или центры), однако задачи стояли общие: развитие научных исследований в области спорта высших достижений, подготовка преподавателей физического воспитания и тренеров, публикация научно-методических материалов, учебных пособий, учебников и другой специальной литературы для спортсменов и тренеров.
Развитию знаний в области подготовки спортсменов значительное внимание уделял Международный олимпийский комитет, который на своих сессиях и конгрессах неоднократно рассматривал проблемы медико-биологического, спортивно-педагогического и психологического плана, связанные с интересами олимпийского спорта.
Начиная с 20—30-х годов нынешнего столетия стати интенсивно развиваться специализированные разделы биологических дисциплин — биохимия и физиология спорта, динамическая анатомия и др. К этому времени для развития этих дисциплин был создан достаточно мощный научный фундамент.
Среди работ, которые заложили основы для развития биохимии спорта, в первую очередь следует назвать труды русского биохимика В. И. Патладина (1859—1922) и советского биохимика А. Н. Баха (1857—1946), всесторонне изучавших процесс клеточного дыхания и разработавших теорию биологического окисления. Большое значение имели работы В. А. Энгельгарда (1894—1984), открывшего в 1932 г. явление дыхательного фосфорилирования, т. е. образования в процессе биологического окисления богатых энергией фосфорных соединений, служащих передатчиком энергии от процессов окисления к функции органа. Это положение он развил в 1939 г., установив пути превращения химической энергии аденозин - трифосфорной кислоты в механическую энергию мышечного сокращения.
Неоценимо также значение трудов О. Варбурга (1883—1970), исследовавшего окислительно-восстановительные процессы в живой клетке, а также роль ферментов в механизме клеточного дыхания; А. Сент-Дьердьи, опубликовавшего в 30—40-х годах цикл работ по биологическому окислению и молекулярному механизму мышечного сокращения; Г. Кребса, который в этот же период описал реакцию аэробного окисления. Большое значение для развития биохимии спорта имели работы А. В. Падладина и Г. Эмбдена, изучавших биохимические особенности мышц тренированного организма.
Первая в мировой литературе книга, в которой были обобщены знания в области биохимии применительно, к задачам спорта, была написана Н. Н. Яковлевым и вышла в СССР в 1955 г. под названием «Очерки по биохимии спорта*.
На содержание этой и многих последующих работ в области биохимии спорта большое влияние оказали новые результаты, полученные в различных лабораториях мира. К сведениям такого рода можно отнести работы Г. Е. Владимирова по изучению химизма мышц, Дж. Уотсона, Ф. Крика — в области структуры и биологических свойств ДНК, А. В. Палладина — по биохимии мышечной деятельности и нервной системы и др.
В качестве наиболее фундаментальных трудов, обеспечивших развитие спортивной физиологии, в первую очередь следует назвать работы И. М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И. П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельность целостного организма во взаимодействии с внешней средой), Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Ч. Шеррингтона (интегративная деятельность нервной системы, механизм нервно-мышечной передачи), Д. Баркрофта (функции дыхания и кровообращения, дыхательные функции крови), А. В. Хилла (энергетический метаболизм), Д. Б. Дилла (адаптация организма к экстремальным условиям внешней среды), А. Крога (капиллярное кровообращение), В. Эйнтховена (деятельность сердца, регистрация электрических изменений в сердце), Л. Лючиани (физиология сердца, дыхания, нервно-мышечной системы), Н. А. Бернштейна (физиология построения движений), Г. В. Фольборта, Д. Б. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления), П. К. Анохина (структура и деятельность функционапьных систем).
Из зарубежных научных центров, внесших особый вклад в развитие спортивной физиологии и заложивших ряд принципиальных положений в научное обоснование системы спортивной тренировки, прежде всего следует выделить созданную в 1927 г. Гарвардскую лабораторию, которую возглавил Д. Б. Дилл. В течение 20 лет там проводились разнообразнейшие исследования в области физиологии двигательной активности. Изучались реакции на нагрузки различных функциональных систем организма человека, процессы развития утомления, работоспособность в сложных климато - географических условиях и др.
В тесном контакте с Гарвардской лабораторией работали специалисты ряда лабораторий Скандинавских стран, в первую очередь датские физиологи А. Крог, Э. Хову - Кристинсен, Э. Асмуссен, М. Нильсон, которые в 30-40-х годах провели важные исследования в области механических свойств мышц, метаболизма жиров и углеводов, спортивного питания. В последующие годы эти исследования были развиты другими выдающимися специалистами — П.-О. Астрандом (физиология дыхания, энергообеспечение мышечной деятельности и др.), Д. Бергстремом (физиология и биохимия деятельности мышц, питание), Б. Салтиным (мышечный метаболизм).
Первая обобщающая работа по спортивной физиологии была написана А. Н. Крестовниковым и вышла в 1939 г. в московском издательстве «Физкультура и спорт» под названием «Физиология спорта». В 1951 г. вышло расширенное и переработанное издание этой книги под названием «Очерки по физиологии физических упражнений».
Основы динамической анатомии были заложены П. Ф. Лесгафтом. Его труды «Основы теоретической анатомии», «Анатомия человека (записки университетских лекций)», а также курс «Теория телесных движений» имели огромное значение для развития не только анатомии, но и физической культуры и спорта. Среди специалистов, издавших фундаментальные труды по анатомии, оказавшие значительное влияние на понимание процессов, происходящих в спортивной деятельности, следует назвать Д. Н. Зернова, А. А. Красускую, В. М. Бехтерева, П. И. Карузина, В. П. Воробьева, А. А. Заварзина и др.
Представления этих ученых и возглавляемых ими школ заложили основы динамической анатомии и биомеханики. В 1927 г. была издана книга Н. К. Лысенкова и Е. И. Синельникова «Анатомо-физиологические основы физической культуры человеческого тела». Е. Г. Котикова, работавшая 8 Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, в 1938 г. выпустила книгу «Биомеханика физических упражнений». М. Ф. Иваницкий, создавший и многие годы руководивший кафедрой анатомии в Центральном институте физической культуры в г. Москве, разработал оригинальный курс динамической анатомии, написал фундаментальное учебное пособие для специалистов в области спорта «Движения человеческого тела» (1938).
Заметное влияние на развитие общей теории управления движениями и биомеханики спорта оказали труды Н. А. Бернштейна, в частности его книга «О построении движений» (1947) и «О ловкости и ее развитии», которая должна была выйти в издательстве «Физкультура и спорт» в 1948 г. Однако, к большому сожалению, в свет эта работа вышла лишь в 1991 г., спустя 43 года.
Особенно интенсивно специализированные разделы биологических дисциплин стати развиваться в 50—60-е годы, в результате чего существенно укрепился научный фундамент системы подготовки спортсменов. В этот период в различных лабораториях мира были проведены актуальные научные исследования практически по всему комплексу проблем спортивной физиологии, биомеханики, биохимии, морфологии, медицины и других дисциплин.
Особо следует выделить фундаментальные труды, посвященные разработке проблемы управления движениями и развития двигательных качеств (Н. В. Зимкин, В. С. Фарфель, Н. Н. Яковлев, А. В. Hill, P.-О. Astrand, T. Hettinger, E. As-mussen и др.), энергообеспечения мышечной деятельности (N. A. de Vries, F. О. Holloszy, P. D. Gollnick, F. I. Nagle, Н. Н. Яковлев, R. G. Bannister, P. Margaria, P.-O. Astrand, B. Sal-tin и др.), адаптации к нагрузкам на клеточном уровне, а также на уровне отдельных органов и систем организма (Н. И. Волков, М. Я. Горкин, Н. В. Зимкин, Н. Н. Яковлев, E. Asmussen, М. Nielsen, L. E. Lamb, R. I. Schephard и др.), утомления и восстановления при мышечной деятельности -(В. М. Волков, М. Я. Горкин, Г. В. Фольборт, D. В. Dill, В. В. Петровский, В. Д. Моногаров, Л. Я. Евгеньева и др.).
Не менее важными оказались результаты работ в области структуры и адаптации мышечной ткани (А. Ф. Иваницкий, П. 3. Гудзь, D. Bergstrom, D. L. Costill и др.), телосложения спортсменов (Tanner, А. Ф. Иваницкий, Л. В. Волков, Э. Г. Мар-тиросов и др.), спортивного питания (Н. Н. Яковлев, В. А. Рогозкин, D. Bergstrom и др.) адаптации к условиям жары, холода, высокогорья и среднегорья, дальних перелетов (D. В. Dill, L. N. Newburgh, P.-O. Astrand, В. Backe, В. Saltin, Ф. П. Суслов, А. 3. Колчинская и др.) и многих других проблем, разработка которых укрепляет фундамент системы подготовки спортсменов.
В результате была не только сформирована система соответствующих знаний, имевших как теоретическое, так и практическое значение, но и определены перспективы дальнейших исследований в сфере разработки медико-биологических основ спорта высших достижений. Зги возможности были очень широко использованы в 80-е и 90-е годы во многом благодаря интенсивному развитию электроники и появлению принципиально новых диагностических комплексов, позволивших интенсифицировать и объективизировать процесс научных исследований. Наибольший вклад в разработку медико-биологических основ олимпийского спорта в последние годы внесли специалисты научных лабораторий Швеции, Финляндии, Канады, Германии, Италии, США, ЮАР и ряда других стран. Материалы этих исследований нашли отражение в ряде крупных обобщающих трудов. Среди них в первую очередь следует отметить фундаментальные издания, подготовленные по инициативе Медицинской комиссии МОК — «Олимпийская книга спортивной медицины» (под ред. А. Дирик-са, X. Г. Кнуттгена и К. Титтеля) — 1988 г., «Сила и мощность в спорте» (под ред. П.В. Коми) — 1991 г., «Выносливость в спорте» (под ред. Р. Ше-парда и П.-О. Астранда) — 1992 г., «Профилактика спортивного травматизма» (под ред. Р. Ренстрё-ма) — 1992 г.
Параллельно с формированием медико-биологических основ спорта высших достижений интенсивно разрабатывались теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов высшей квалификации в различных видах спорта. Уже в 20-х годах появились общетеоретические работы по системе спортивной подготовки. К одним из наиболее крупных работ такого рода можно отнести, например, книги В. В. Гориневского «Научные основы тренировки» (1922) и Г. К. Бирзина «Сущность тренировки» (1925). В этих работах рассматривался широкий комплекс вопросов подготовки спортсмена — от методики обучения основам спортивной техники до построения круглогодичной подготовки. Многие положения, выдвигавшиеся в этих работах, в дальнейшем были развиты в основополагающие принципы и закономерности подготовки спортсменов.
В эти же годы в различных странах появилось и большое количество пособий по методике подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Внимание специалистов в первую очередь привлекала легкая атлетика, плавание, различные виды борьбы, бокс, лыжный и горнолыжный спорт, спортивная гимнастика и др. В работах, вышедших в период 20—40-х годов и касающихся подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, довольно всесторонне рассматривались вопросы спортивной техники и тактики, развития различных физических качеств (силы, выносливости, быстроты), психологической подготовки. Однако публикации тех лет чаше всего базировались на анализе технико-тактического мастерства выдающихся спортсменов, опыта работы известных тренеров. В большинстве книг трудно выявить стремление авторов увязать систему подготовки с фундаментальными представлениями, накопившимися в специализированных разделах физиологии, биохимии, морфологии, психологии и других смежных дисциплинах.
Вместе с тем необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов и накопленных в различных областях науки хорошо осознавалась как представителями медико-биологических, так и спортивно-педагогических дисциплин. Именно это явилось толчком к появлению ряда отдельных обобщающих работ, в которых были предприняты успешные попытки увязать медико-биологические и психологические знания с практическими задачами подготовки спортсмена.
Первой наиболее крупной работой такого рода явилась книга «Легкая атлетика» (Богданов и др., 1936), изданная московским издательством «Физкультура и туризм». Книга является примечательной по многим причинам. Во-первых, своей фундаментальностью. Изложение основ спортивной техники, методики обучения, тренировки и т. д. опирается на прочный биологический фундамент. В отдельной главе изложены физиологические и биохимические основы подготовки спортсменов. Анализ спортивной техники осуществлен на основе достижений биомеханики с широким использованием фото- и киноматериалов, отражающих техническое мастерство выдающихся спортсменов тех лет. Морфофункциональная предрасположенность спортсменов к достижениям в различных видах соревнований определяется на основе антропометрических, физиологических и психологических исследований возможностей занимающихся. Большое внимание в книге уделено периодизации спортивной тренировки, классификации видов легкой атлетики, построению процесса обучения и тренировки и др. Эта работа стимулировала появление других учебников и учебных пособий подобного рода не только в легкой атлетике, но и в других видах спорта, в первую очередь в плавании и спортивной гимнастике.
К обобщающим работам, явившимся существенным вкладом в разработку основ подготовки квалифицированных спортсменов, следует отнести книги «Физиологические основы силы, быстроты и выносливости» Н. В. Зимкина (1956), «Физиологические и биохимические основы силы, быстроты и выносливости» Н. Н. Яковлева, А. В. Коробкова и С. В. Янаниса (1957), «Очерки психологии спорта» А. Ц. Пуни (1959).
Успешные попытки интеграции знаний из различных отраслей науки с целью разработки теории и методики спортивной тренировки в различных видах спорта были предприняты и известными зарубежными специалистами. Например, в 1964 г. вышла книга Фреда Уилта «Бег, бег, бег», в которой автор умело объединил знания и опыт специалистов-практиков с фундаментальными знаниями в области спортивной физиологии и биомеханики. Работа очень быстро приобрела популярность, была переиздана во многих странах, включая СССР (1967) и во многом повлияла на методику подготовки не только бегунов, но и пловцов, гребцов и представителей других циклических видов спорта.
Не менее ярким событием явился и труд известного специалиста в области спортивного плавания Джеймса Каунсилмена, который прославился не только как выдающийся тренер, но и как серьезный экспериментатор. Его книга «Наука о плавании» (1968) — прекрасное обобщение научно-практических достижений в области спортивного плавания и знаний, накопленных в смежных дисциплинах и трансформированных в интересах рационализации тренировки пловцов. Общий замысел книги достаточно явно просматривается уже при чтении предисловия: «Тренер должен спросить себя: ученый ли я? Осуществляю ли я постоянные объективные наблюдения? Выдвигаю ли я предположения и пытаюсь ли найти действенный ответ на проблемы, которые стоят передо мною? Экспериментирую ли я? Если да, то использую ли методы из других областей науки — биомеханики, физиологи! психологии? Анализируя, добиваюсь ли я логически выводов или они строятся на предубеждении, страдают несовершенным мышлением?...»
В книге представлена система знаний, вобравшая в себя достижения теории и методики подготовки пловцов, спортивной физиологии, психологии гидродинамики, биомеханики и других смежных дисциплин. Д. Каунсилмен опирается на принцип! механики и гидродинамики, умело увязывая их анализом техники плавания выдающихся пловцов При рассмотрении методов развития различны: физических качеств, обучения эффективным вари антам техники, планирования нагрузок мы встречаемся с квалифицированной интерпретацией теории стресса Г. Селье, теории обучения Э. Торндайка, достижений физиологов X. Райнделла, X. Роскамма, Л. Прокопа, обобщением и приложением к плаванию трудов таких крупных специалистов легкой атлетики, как В. Гершлер, А. Лидьярд. Т. Нетт, Ф. Уилт.
Однако ни работы в области медико-биологических дисциплин, ни комплексные труды по системе подготовки в отдельных видах спорта не могли в должной мере компенсировать отсутствие трудов по обшей теории спортивной тренировки, в которой многочисленные разнообразные факты, идеи, закономерности, принципы, накопленные в течение многих лет в различных дисциплинах, разрабатывающих проблемы спорта высших достижений, были бы приведены в определенную систему с выделенной предметной областью, установленными логическими связями, понятийным аппаратом, принципами и закономерностями.
Следует отметить, что система теоретических знаний в области подготовки спортсменов высокого класса в 40-х—70-х годах в основном развивалась в рамках общей теории и методики физического воспитания в качестве ее специализированного раздела. Однако интенсивное развитие олимпийского спорта после второй мировой войны, особенно после выхода на международную спортивную арену сборных команд СССР, рост спортивных результатов и конкуренции в большинстве олимпийских видов спорта предъявили новые, повышенные требования к эффективности системы подготовки и ее научному обоснованию. В 50—60-х годах во многих странах мира были проведены многочисленные исследования, относящиеся к различным составляющим системы подготовки спортсменов — построению многолетней и годичной подготовки; методике технико-тактической и психологической подготовки, развитию двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и др. Большой вклад в разработку основных теоретико-методических проблем спортивной подготовки внесли советские специалисты, которые в 50—70-х годах объективно занимали ведущие позиции в мире. Среди огромного количества научно-практических разработок, выполненных в те годы, особо следует выделить работы Н. Г. Озолина и Л. С. Хоменкова — формирование обшей концепции олимпийской подготовки, Л. П. Матвеева — система периодизации спортивной тренировки, М. Я. Набатниковой — методика развития выносливости, проблемы детско-юношеского спорта, Н. Ж. Булгаковой — система спортивного отбора и многолетней подготовки, В. П. Филина — подготовка юных спортсменов, В. С. Фарфеля, Д. Д. Донского, В. М. Дьячкова, И. П. Матова — система управления движениями, В. В. Вржесневского, И. В. Вржесневского, В. В. Петровского — режимы работы и отдыха в спортивной тренировке, С. М. Вайцеховского и Ю. В. Верхошанского — теория и методика развития двигательных качеств и др.
Необходимость комплексного и всестороннего осмысления и обобщения полученных многообразных знаний требовала выделения новой научной и учебной дисциплины — общей теории и методики спортивной тренировки или, что несколько шире, спортивной подготовки. Специалисты в различных странах стали понимать, что без наличия теории, в которой был бы обобщен накопившийся практически необозримый материал социолого – психологическо – спортивно - педагогического, медико-биологического порядка трудно было рассчитывать на дальнейшее принципиальное совершенствование системы подготовки спортсменов.
Первыми наиболее крупными, объединяющими трудами такого рода явились вышедшие почти одновременно книги крупнейшего советского специалиста в области спорта высших достижений Н. Г. Озолина «Современная система спортивной тренировки» (1970) и коллективная работа специалистов ГДР, вышедшая под редакцией Д. Харре, «Учение о тренировке» (1971), а также работа Т. Улятовского (Польша) «Теория и методика спорта» (1971).
Каждая из этих книг содержит обобщение разнообразного материала, относящегося к подготовке спортсменов и накопленного в течение многих десятилетий специалистами различного профиля, представление его в виде достаточно полной системы с хорошо взаимосвязанными частями. Многочисленные закономерности и принципы тренировки, ее формы, методы, система построения и т. д. позволили оформить общую теорию спортивной тренировки в самостоятельную систему знаний с четко очерченной предметной областью, показать ее теснейшую взаимосвязь с большим количеством смежных дисциплин.
Стремление к дальнейшему развитию спортивной тренировки на основе синтеза и всестороннего осмысления многообразного опыта спортивной практики и достижений смежных дисциплин, прежде всего медико-биологического цикла, проявилось и в содержании последующих крупных работ: «Основы спортивной тренировки» Л. П. Матвеева (Москва, 1977); «Современная спортивная тренировка» (Киев, 1980), «Теория и методика спортивной тренировки» (Киев, 1984), «Подготовка квалифицирован-ных спортсменов» (Москва, 1986) В. Н. Платонова; «Теория и методика спортивной тренировки» (София, 1986) Ц. Желязкова; «Учебник по тренировке» (1991) немецких авторов Д. Мартина, К. Карла и К. Лехнерца.
Свидетельством актуальности этих работ явилось то, что они в очень короткое время были переизданы во многих странах и получили широкое признание специалистов, работающих в различных видах спорта.
Вместе с тем всевозрастающая конкуренция в спорте высших достижений, результаты разнообразнейшей и высокоэффективной работы тренеров в различных видах спорта, развитие систем научно-методического обеспечения подготовки сборных команд, особенно интенсивное во второй половине 70-х — начале 80-х годов, достижения биологии, теории управления, компьютеризация учебно-тренировочного процесса и научных исследований, особенно в сфере объективного контроля и анализа структуры соревновательной деятельности, требовало дальнейшего развития знаний в области общетеоретических основ подготовки спортсменов. Ситуация усложнилась и в связи с интенсивным развитием материально-технической базы спорта (тренажеры, оборудование и инвентарь, оказавшие принципиальное влияние на рост достижений во многих видах спорта), широким внедрением в практику тренировки и соревнований в условиях среднегорья и высокогорья, частым перемещением для участия в соревнованиях в различные климатические и географические зоны. Поэтому оказалась не случайной необходимость формирования более широкой системы знаний в области спорта, в которой соревнования и соревновательная деятельность спортсменов, система их подготовки, знания о внетренировочных и внесоревновательных факторах были бы увязаны в единое целое.
Именно эти обстоятельства обусловили введение в 1984 г. в учебный план Киевского государственного института физической культуры новой учебной дисциплины «Теория спорта» и издание в 1987 г. учебника «Теория спорта» (коллектив авторов, под общей редакцией В. Н. Платонова), состоящего из четырех частей:
1. Введение в теорию спорта.
2. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов.
3. Система спортивной тренировки
4. Планирование, учет, внетренировочные и внесоревновательные факторы в спорте.
Книга вызвала большой интерес, была переиздана в различных странах. Появились также и другие работы на эту тему. Например, в Варшаве в 1992 г. также вышел учебник «Теория спорта», подготовленный коллективом известных польских специалистов под руководством Т. Улятовского.
В начале 90-х годов с распадом СССР и объединением Германии разладились организационно-методические системы подготовки спортсменов высшего класса в этих странах. Системы, которые поражали своей эффективностью, обеспечивали подавляющее преимущество спортсменов СССР и ГДР на олимпийской арене в течение двадцатилетия — 70—80-е годы. К чести ведущих специалистов этих стран следует отметить, "то они во многом сумели обобщить уникальный научно-практический опыт, накопленный в течение многих лет, в значительной своей части не публиковавшийся в открытой печати, и выпустить две крупные книги, освещавшие развитие спортивной науки и содержание системы олимпийской подготовки в СССР и ГДР в указанный период.
Развитию системы подготовки спортсменов в последние годы во многом способствовало расширение исследований в области спортивной биологии, особенно тех ее разделов, которые связаны со структурой мышечной ткани, особенностями регуляции и энергообеспечения мышечного сокращения, адаптацией различных функциональных систем к экстремальным условиям внешней среды. Эти данные в ряде случаев привели к принципиальной коррекции, а в отдельных случаях и к пересмотру ряда, казалось бы, устоявшихся закономерностей и принципов подготовки спортсменов.
Огромный материал для осмысления и обобщения предоставила и передовая спортивная практика последних лет, особенно в связи с подготовкой к Играм Олимпиад в Сеуле, Барселоне и Атланте, а также зимним Олимпийским играм в Альбервиле и Лиллехаммере.
В целом к середине 90-х годов сформировалась достаточно полная система достоверных знаний в области подготовки спортсменов, в которой следует выделить следующие основные разделы:
1. Общие основы подготовки спортсменов.
2. Стороны подготовленности спортсмена, определяющие уровень достижений спортсменов их совершенствование.
3. Методика построения процесса подготовки.
4. Отбор, ориентация, контроль, управление, прогнозирование в системе подготовки спортсмена.
5. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки спортсменов.
Содержание каждого из этих разделов тесно связано с представлениями о соревновательной деятельности спортсменов — ее технике, стратегии, так тике, факторах, влияющих на эффективность и др.
- «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»
- II. Учебная программа
- 2.1. Пояснительная записка
- 2.2. Содержание разделов дисциплины
- 2.3. Литература
- III. Рабочая программа
- 3.1. Тематический план курса
- 3.2. Планы лекционных занятий
- Лекция №1.
- Введение. Категории и понятия
- Научно-методической деятельности
- Лекция №2 система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта
- Лекция №3 методическая деятельность в области физической культуры и спорта
- Контрольные вопросы
- Лекция №4 приоритетные направления в развитии науки о физическом воспитании
- Лекция №5 виды научных и методических работ
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Лекция №6 развитие современной системы подготовки спортсменов
- Лекция №7 основные направления совершенствования системы спортивной подготовки
- Лекция № 8
- Лекция № 9 фундаментальные научные закономерности спортивно-оздоровительной деятельности
- Лекция № 10 научное обоснование принципов спортивной тренировки
- Лекция № 11 научно-методические особенности спортивного отбора
- Генная инженерия и спорт
- Лекция № 12 фармакология спорта высших достижений
- Лекция № 13 факторы, ухудшающие физическую работоспособность и состояние здоровья спортсменов
- Лекция № 14 средства восстановления в спорте
- Лекция № 15 функциональная организация двигательных структур мозга
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Планы семинарских занятий
- 7. Современные аппаратурные средства научного обеспечения спортивной тренировки.
- 8. Средства восстановления в спорте.
- 9. Научное обоснование применения биологически-активных добавок в спорте. Рекомендуемая литература
- 3.4. Организация самостоятельной работы
- IV. Методические материалы
- 4.1. Тематика рефератов
- 4.2. Вопросы к зачету
- 4.3. Критерии оценивания знаний
- Критерии зачета