Лекция №7 основные направления совершенствования системы спортивной подготовки
Популярность спорта в современном мире постоянно возрастает, что проявляется в повышении внимания к развитию спорта в подавляющем большинстве стран мира. Следствие этого — увеличение числа соревнований по различным видам спорта, расширение программ Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличение числа стран—участниц этих соревнований, организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов, бурное внедрение в спорт современных достижений науки и техники и т. д. Все это приводит к резкому повышению конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянному обновлению мировых достижений.
За последние несколько лет в различных видах спорта примерно в 1,5—2 раза возросло число стран, спортсмены которых реально претендуют на победу в крупнейших соревнованиях.
Представители стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки показывают высочайшие достижения в наиболее популярных видах спорта, стабильными и высокими результатами в которых традиционно отличались спортсмены стран Европы и США.
В основе этих достижений — постоянный творческий поиск специалистов различных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ.
Обобщив анализ практики подготовки спортсменов высокого класса в развитых в спортивном отношении странах, результаты многочисленных исследований в области теории и методики спортивной тренировки, проведенных в последние годы, можно охарактеризовать основные направления, которые обусловили прогресс спорта в мире. В организации спортивной подготовки в первую
очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые финансово-экономические и другие предпосылок реализации возможностей современной методик подготовки:
• органическую взаимосвязь организационно методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры) и нижестоящих (детско-юношеские спортивные школы центры, школы-интернаты спортивного профиля структурных компонентах системы спортивно: подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического, научно-методического обеспечения;
• обусловленность системы спортивной подготовки и соревнований, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и организаторов необходимостью достижения высшего спортивной мастерства, эффективной подготовки спортивно го резерва;
• создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактор; повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма i оптимизации адаптационных процессов;
• поощрение результатов альтернативных организационных и научно-методических подходов в системе подготовки спортсменов высокого класса.
Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь идет, в первую очередь, о современных спортивных базах, спортивном инвентаре тренажерно - диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, отмечавшийся в последние годы в ряде видов спорта, в значительно! (если не в решающей) мере определялся факторами материально-технического и научно-методического порядка
Вполне естественно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки в следующих основных направлениях.
Основные направления совершенствования системы
спортивной тренировки:
Первое направление — резкий прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности. Значения основных показателей, характеризующих эту сторону процесса спортивной тренировки, в первой половине 90-х годов вдвое, а в отдельных случаях и более, превысили данные 60-х годов. Особенно это коснулось объема соревновательной деятельности, которая в большинстве видов спорта возросла в несколько раз в связи с резким увеличением количества ответственных соревнований. Даже в тех видах спорта, которые было принято считать сезонными (велоспорт, конькобежный спорт, горнолыжный спорт, фигурное катание, футбол, хоккей и др.). в настоящее время организуется почти круглогодичная соревновательная деятельность.
Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочной работы сохраняется. В частности, многие специалисты различных стран рекомендуют в ближайшие годы увеличить объем работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, до 1700—2000 ч в год при 340—360 днях занятий и соревнований (сейчас эти цифры обычно не превышают соответственно 1100—1400 и 300—320). Вместе с тем практика подготовки спортивных команд в различных странах показала, что это направление совершенствования спортивной тренировки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности. Многие спортсмены и целые команды, излишне увеличившие объемы тренировочной работы, не достигли ожидаемых результатов; резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем организма и травматизма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные величины объема работы вошли в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов.
Второе направление — строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Общая подготовка как неспецифическая в его традиционном понимании перестала играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется преимущественно как средство активного отдыха,
Общая подготовка приобретает строго выраженный базовый характер, она становится тесно взаимосвязанной как по задачам, так и по содержанию с вспомогательной (полуспециальной) и специальной подготовкой.
Даже на ранних этапах многолетнего совершенствования необходимо строгое увязывание средств и методов тренировки, соотношения работы различной направленности и т. д., требованиям планируемой в дальнейшем узкой специализации. Убедительно доказано, что выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительной работы, не соответствующей требованиям будущей специализации, способно подавлять природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов.
Третье направление — максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности и т. п. Это требует значительного повышения внимания к отбору и ориентации спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования, разработке индивидуальных программ подготовки, умелого сочетания индивидуальной и групповой форм подготовки.
Четвертое направление — постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки. Проявляется это в увеличении числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода, числа соревнований, стартов, игр, схваток и т. д.
Пятое направление — стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отмечаются излишнее увлечение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Именно здесь, особенно в рациональном питании, строго увязанном не только со спецификой вида спорта в целом, но и направленностью нагрузок в каждом структурном образовании тренировочного процесса, таятся значительные резервы повышения его эффективности.
Шестое направление — увязывание системы подготовки к глазным соревнованиям с географическими и климатическими условиями мест, в которых планируется их проведение. Следует постоянно иметь в виду, что проведение соревнований в условиях жаркого и холодного климата, среднегорья. при значительной смене часовых поясов способно самым существенным образом повлиять на уровень достижений спортсменов. Учет этих факторов в системе подготовки позволяет нейтрализовать их отрицательное действие, добиться достижения наивысших результатов сезона в непривычных климатических и географических условиях.
Седьмое направление — расширение нетрадиционных средств полготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена: применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных двигательных качеств (например, силы и гибкости), физическое и техническое совершенствование: проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющее интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям.
Восьмое направление — ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки.
Девятое направление — совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.
Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможности современной диагностической и вычислительной техники, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной тренировки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.
Десятое направление — динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта — изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования, расширение календаря и изменения значимости различных соревнований и т. п.
- «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»
- II. Учебная программа
- 2.1. Пояснительная записка
- 2.2. Содержание разделов дисциплины
- 2.3. Литература
- III. Рабочая программа
- 3.1. Тематический план курса
- 3.2. Планы лекционных занятий
- Лекция №1.
- Введение. Категории и понятия
- Научно-методической деятельности
- Лекция №2 система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта
- Лекция №3 методическая деятельность в области физической культуры и спорта
- Контрольные вопросы
- Лекция №4 приоритетные направления в развитии науки о физическом воспитании
- Лекция №5 виды научных и методических работ
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Лекция №6 развитие современной системы подготовки спортсменов
- Лекция №7 основные направления совершенствования системы спортивной подготовки
- Лекция № 8
- Лекция № 9 фундаментальные научные закономерности спортивно-оздоровительной деятельности
- Лекция № 10 научное обоснование принципов спортивной тренировки
- Лекция № 11 научно-методические особенности спортивного отбора
- Генная инженерия и спорт
- Лекция № 12 фармакология спорта высших достижений
- Лекция № 13 факторы, ухудшающие физическую работоспособность и состояние здоровья спортсменов
- Лекция № 14 средства восстановления в спорте
- Лекция № 15 функциональная организация двигательных структур мозга
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Планы семинарских занятий
- 7. Современные аппаратурные средства научного обеспечения спортивной тренировки.
- 8. Средства восстановления в спорте.
- 9. Научное обоснование применения биологически-активных добавок в спорте. Рекомендуемая литература
- 3.4. Организация самостоятельной работы
- IV. Методические материалы
- 4.1. Тематика рефератов
- 4.2. Вопросы к зачету
- 4.3. Критерии оценивания знаний
- Критерии зачета