logo
УМК по ОНМД

Лекция №3 методическая деятельность в области физической культуры и спорта

Методическая деятельность направлена на реализацию на практике научных знаний, теоретических положений, результатов научных исследований. «Методическая служба» охватывает по существу все проявления физической культуры, спорта, физического воспитания: образовательные учреждения всех типов, физкультурно-спортивные занятия с различными категориями населения, все типы спорта (массовый, детско-юношеский, олимпийский, профессиональный, для инвалидов).

В методической деятельности важное место занимают методические принципы физического воспитания (сознательности и активности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности, постепенности, прочности, индивидуализации) и спорта (единство общей и специальной подготовки, направленность на высшие достижения, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса, взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности).

Наряду с методическими принципами существенную роль играют методы, методические приемы и методика.

Важнейшими методами являются: словесный, метод наглядного восприятия, метод целостного обучения, метод расчлененного обучения, игровой и соревновательный. Эти методы широко применяются в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Выделяют методы спортивной тренировки: совершенствования физических качеств (здесь применяются две группы методов — непрерывные и интервальные, их сочетание) и совершенствования техники.

Методические принципы и методы в совокупности образуют методику, содержание которой ориентировано на ту или иную деятельность. Например, методика физического воспитания детей дошкольного возраста содержит методы и методические приемы, приемлемые для этого контингента. Методика физического воспитания учащихся I —IV классов уже адаптирована к этому возрасту, так же как и методика физического воспитания учащихся V—IX и X—XI (XII) классов. Методика физического воспитания в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях направлена на решение соответствующих задач.

Отличительные черты имеет методика спортивной тренировки, при этом как общие положения — для всех видов спорта, так и специфичные для отдельных видов спорта или групп (игровые виды, циклические и т. п.).Методика тренировки юных спортсменов отличается от методики тренировки квалифицированных спортсменов, различаются методики в массовом и профессиональном спорте и т. д.

Отличаются методики занятий в специальных медицинских группах, с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и с инвалидами, с лицами с отклонениями в поведении, в оздоровительных группах взрослого населения, в Вооруженных Силах и т. д.

В каждом случае разрабатываются соответствующие инструкции, программы, методические рекомендации или указания, учебные пособия, учебники, которые четко ориентируют обучающих и обучаемых в содержании и характере их деятельности. Применительно к профессиональному физкультурному образованию это учебники по теории и методике физического воспитания и спорта, спортивно-педагогическим дисциплинам (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, плавание), по педагогическому спортивно-физкультурному совершенствованию и по другим дисциплинам предметной подготовки образовательного стандарта.

На основе комплекса соответствующих методических документов специалисты организуют и проводят свою работу в области физической культуры, спорта, физического воспитания. Они не только .руководствуются действующими документами, но и сами разрабатывают их в связи с возникающими проблемами или конкретными задачами в своей профессиональной деятельности. Для этого они должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Методическая деятельность в процессе обучения студентов осуществляется на семинарских, лабораторных и практических занятиях, в ходе учебной практики, производственной (педагогической) практики, летней практики в оздоровительных лагерях (самостоятельная работа). Надо обеспечить системную взаимосвязь знаний с навыками и умениями — физкультурно-спортивными (практическими) и профессиональными (интеллектуальными).

Все многообразие методических работ можно разделить по основным проблемам: физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста; физическое воспитание в системе профессионального высшего и среднего образования; физическое воспитание взрослых; физическая подготовка в Вооруженных Силах; подготовка юных спортсменов, спортивных резервов, спортсменов высокой квалификации; профессиональное высшее и среднее физкультурное образование. Основные виды методических работ: программы, учебники, учебные пособия, методические рекомендации, методические указания. Приведем примеры работ из названного перечня, отражающего основную проблематику.

Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста.

Поскольку единых программ (одна для дошкольных учреждений, одна для общеобразовательной школы), утвержденных Миноброз России и обязательных для всех, нет, образовательные учреждения составляют свои программы на основе рекомендательных программ федерального уровня. Таких программ несколько для дошкольных образовательных учреждений и вузов, около десяти — для общеобразовательной школы (I—XI классы).

Щербаков В. П. Программа по физкультуре от 3 до 17 лет. — М., 1998.

Представлен учебный материал по разделам: основы знаний; основной материал; материал для повторения; тестовые упражнения; зачетные упражнения (итоговая аттестация учащихся выпускных классов); примерное планирование уроков; оценка состояния здоровья детей; примерные домашние задания и контроль развития физических качеств; методические рекомендации по проведению обследования физического развития детей 3—17 лет и оценки показателей; примерные экзаменационные вопросы по физической культуре; вопросы и задания по формированию здорового образа жизни; оценка показателей развития физических качеств и функциональных возможностей у детей 4—17 лет.

Должиков И. И. Планирование уроков физической культуры I—XI классов. — М., 1998.

Основное содержание работы составляет поурочное распределение, учебного материала на протяжении учебного года по четвертям с I по XI класс. В приложениях представлены перечень подвижных игр, планирование домашних заданий по физической культуре, описание эстафет, полос препятствий, общеразвивающих упражнений и др. Большой раздел посвящен таблицам оценки результатов тестирования и физической подготовленности учащихся, содержанию экзаменационных билетов по физической культуре и ответов на них (по теории и методике физического воспитания, по олимпийскому образованию). В этой работе сосредоточен многолетний практический опыт работы учителя физической культуры и результаты научных исследований в области физического воспитания школьников.

Настольная книга учителя физической культуры. — М., 1998.

Эта работа содержит следующие разделы:

сведения об основных законодательных и нормативных документах по физическому воспитанию (законы «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», временный государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания программ по физической культуре, тарифно-квалификационные характеристики аттестации педагогических и руководящих работников);

врачебный и педагогический контроль (распределение на медицинские группы, сроки возобновления занятий после перенесенных заболеваний, занятия с учащимися специальной медицинской группы, профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья школьников, нормирование и дозирование нагрузок, показатели и способы оценки тренированности, специализация в спорте и участие в соревнованиях, специфика занятий отдельными видами спорта, первая помощь при травмах и несчастных случаях;

ориентиры при выборе программы по физической культуре (программы 1993, 1995, 1996гг.);

федеральный комплект школьных учебников по физической культуре для I класса, II — IV классов, V—VII классов, VIII—IX классов, X—XI классов; основные разделы в этих учебниках: что надо знать, что надо уметь, самостоятельные задания, в VIII—IX классах включены рекомендации о занятиях спортивными играми, а в X—XI — о самостоятельной тренировке и спортивных занятиях по интересам;

урок физической культуры (планирование содержания, план-конспект, рабочая тетрадь учителя, общеразвивающие упражнения, технические средства обучения, экзамен по физической культуре);

внеклассная работа (задачи педагогического коллектива, школьный коллектив физической культуры, планирование и учет, основные формы физического воспитания, организация и проведение туристических походов);

спортивные сооружения, инвентарь и оборудование. Здесь содержатся рекомендации по строительству школьной спортивной площадки, разметке спортивного зала, различному оборудованию, тренажерам, устройству катка;

олимпийская педагогика (формирование спортивного стиля жизни на основе проекта «Олимп», олимпийский зачет, клуб юных олимпийцев «Олимпийская юность Москвы»);

приложения (карточка здоровья ребенка, образцы оформления документов по технике безопасности, методика судейства спортивных игр).

Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.

Содержание работы:

медико-социальные аспекты физического воспитания детей и подростков;

состояние здоровья детей и подростков и пути его укрепления средствами физического воспитания;

зависимость процесса роста и развития от физического воспитания;

физическая работоспособность как качественный показатель здоровья;

физическое воспитание как средство укрепления здоровья и активного формирования профессионально значимых функции школьников;

суточная двигательная активность и ее влияние на здоровье;

гигиенические принципы физического воспитания детей и подростков.

Балъсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М., 1988.

Содержание книги: физическая культура и физическая активность человека; пути развития знания в сфере физической культуры; пути и средства физкультурного воспитания человека в разном возрасте; проблемы организации физической активности человека; пути развития физической культуры на рубеже третьего тысячелетия.

Физическое воспитание в системе профессионального высшего и среднего образования. На основе федеральной (рекомендательной) программы [14] ведомства для «своих» вузов разрабатывают рекомендательные программы с учетом профиля подготовки будущих специалистов, на основе этих двух программ каждый вуз разрабатывает программу с учетом своей специфики и условий работы. Методические работы содержат материал, позволяющий эффективно реализовать программу и решить задачи, стоящие перед физическим воспитанием в вузе, колледже. Представим несколько таких работ.

Полиевский С. А., Старцева И. Д. Физкультура и профессия. — М., 1988.

В книге речь идет о роли физической культуры и спорта в повышении эффективности профессиональной деятельности, в овладении профессией; о профессионально-прикладной физической подготовке, диагностике способностей, самоконтроле, режиме двигательной деятельности, закаливании.

Коробейников Н.К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред. спец. учеб, заведений. — М., 1984.

В работе два раздела: первый — теоретические сведения о физической культуре и спорте (физическое воспитание учащихся средних специальных учебных заведений, гигиенические основы физических упражнений, врачебный контроль и самоконтроль, основы спортивной тренировки, профессионально-прикладная физическая подготовка); второй — практические умения и навыки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, баскетбол, волейбол, гандбол, туризм).

Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учеб. пособие для вузов. — М., 1985.

В работе раскрываются сущность и структура профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП); направленность ППФП инженеров; методические основы ППФП; формы организации ППФП в техническом вузе; планирование, проверка и оценка ППФП студентов технических вузов; особенности ППФП инженеров в период производственной деятельности.

Массовая физическая культура в вузе / Под редакцией В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. — М., 1991.

В работе достаточно широко представлены вопросы вузовской физической культуры: физическая культура в системе обучения и воспитания будущих специалистов; физическая культура в образе жизни студентов; социально-психологические и педагогические основы участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности; спортивный клуб; формы и планирование самостоятельных занятий; средства для организованных и самостоятельных занятий; массовые физкультурно-спортивные мероприятия; физическая культура в студенческом общежитии; студенческие оздоровительно-спортивные лагеря; основы гигиены массовой физической культуры; подготовка, воспитание и совершенствование деятельности студенческого общественного физкультурного актива; медицинское обеспечение массовой физической культуры и спорта в вузе; пропаганда массовой физической культуры и спорта; нетрадиционные виды физических упражнений и спорта.

Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Пособие для студ. вузов. — М., 1995.

В книге две главы: в первой говорится о роли спорта при подготовке к жизни и профессии: проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе; спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде; спорт при специальной подготовке к выбранной профессии; во второй — об индивидуальном выборе видов спорта, дается их краткая характеристика: виды спорта, акцентированно развивающие отдельные физические качества; воспитание специальных волевых качеств в процессе спортивной тренировки; краткая характеристика видов спорта, способствующих освоению жизненно необходимых и профессионально-прикладных умений и навыков; виды спорта комплексного разностороннего воздействия на человека; краткая характеристика отдельных зарубежных систем физических упражнений.

Физическая культура студента / Под ред. В. И. Ильинича. — М, 1999.

Фундаментальный труд коллектива специалистов, в котором представлен весь спектр методических положений по физическому воспитанию студенческой молодежи: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни студента, роль физической культуры в обеспечении здоровья; психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности, средства физической культуры в регулировании работоспособности; общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания; основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями; спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания; особенности занятий избранным видом спорта или системой физического воспитания; самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста; основные понятия и определения.

Физическое воспитание взрослых.

Бальсевич В, К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев, 1987.

Основное содержание книги составляют ответы на следующие вопросы: физическая активность человека как социально-биологический феномен; особенности физической активности современного человека; возрастное развитие моторики человека; возрастное развитие физических качеств человека; возрастное развитие аппарата движения человека; особенности многолетней физической подготовки человека; основы физической тренировки; основы управления процессом развития физического потенциала человека (от детей раннего возраста до пенсионеров).

Аристова Л. В., Шпилька С. П. Физическая культура. Отрасль в новых условиях хозяйствования. — М., 1991.

В работе многие вопросы рассматриваются с учетом изменений, происходящих в стране: социально-экономические функции физической культуры; межотраслевые связи физической культуры; формирование физической культуры как отрасли сферы услуг; профессия — спортсмен; большой спорт и физкультура: как исключить противоречия; анализ и прогнозирование физкультурных потребностей; спортивные интересы населения; развитие сети спортивных сооружений; предпосылки развития платных услуг и хозрасчета; спортивные сооружения в новых условиях хозяйствования; многообразие форм хозяйствования; совершенствование управления отраслью.

Хартман Ю., Тюнеман X. Современная силовая тренировка. -Берлин, 1988.

Основные разделы: цели и задачи силовой тренировки; теоретические основы силовой подготовки; тренировочная нагрузка; силовая тренировка и питание; повреждения и травмы; особенности силовой тренировки женщин, подростков, юношей и девушек; средства силовой тренировки; организационные формы силовой тренировки; методы и программы силовой тренировки; общеразвивающая и специальная силовая тренировка; рекомендации по организации силовых тренировок для подготовки и участия в заочных соревнованиях «Самый сильный ученик» и «Самая спортивная девушка»; отбор упражнений; упражнения; материально-техническая база.

Физическая подготовка в Вооруженных Силах. Проводится на основе единого «Наставления по физической подготовке» и руководств для каждого вида Вооруженных Сил. Эти вопросы находят отражение в системе непрерывного военно-физкультурного образования. Основные положения в области физической культуры, спорта и физического воспитания служат руководством для построения системы физической подготовки в Вооруженных Силах с учетом соответствующей специфики.

Теория и организация физической подготовки войск / Под ред. Л. А. Вейднер-Дубровина, В.В.Миронова, В.А.Шевченко. — СПб., 1992.

Содержание книги: теория и организация физической подготовки войск как научная и учебная дисциплина; физическая подготовка — со-

ставная часть системы боевого совершенствования войск; влияние физической подготовки на боеспособность войск; общая характеристика системы физической подготовки войск; концептуальные основы системы физической подготовки в армии и на флоте; средства физического совершенствования военнослужащих; формы физического совершенствования военнослужащих. В этой работе показано, как общие положения физической культуры, спорта, физического воспитания реализуются в специфических условиях подготовки военнослужащих.

Научно-педагогический журнал «Теория и методика физической подготовки». — 1994. — № 1, посвященный 85-летию военно-физкультурного образования в России.

Основные разделы этого выпуска: история физической подготовки; вопросы обучения и воспитания; социология физической подготовки; биология и медицина; здоровый образ жизни.

Подготовка юных спортсменов, спортивных резервов, спортсменов высокой квалификации. По этим вопросам разработаны программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), училищ олимпийского резерва (УОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), программы подготовки высококвалифицированных спортсменов; программы для школьных спортивных секций по видам спорта. В соответствии с программами подготовлено много учебных пособий, методических писем и рекомендаций. Особо следует выделить работы, посвященные теоретико-методическим основам детско-юношеского спорта.

Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. — М., 1982.

Основные вопросы: организация управления подготовкой спортивных резервов; основные положения системы подготовки юных спортсменов; модельные характеристики юных спортсменов; определение спортивной пригодности; система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов; система комплексного контроля в управлении подготовкой юных спортсменов; воспитательная работа с юными спортсменами; методика применения технических средств в тренировке юных спортсменов.

Филин В.П., Фомин В.А. Основы юношеского спорта. — М., 1990.

Основные темы здесь следующие: организационно-методические основы юношеского спорта; анатомо-физиологические основы юношеского спорта; физиологические основы юношеского спорта; педагогические основы юношеского спорта; система многолетней подготовки; этап предварительной подготовки; этап начальной спортивной специализации; этап углубленной тренировки в избранном виде спорта; планирование и учет эффективности спортивной тренировки; отбор и спортивная ориентация; особенности тренировки в отдельных видах спорта.

Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.

В пособии освещаются следующие темы: общая характеристика спорта; система спортивных соревнований и соревновательная деятельность; система спортивной тренировки; факторы и условия, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности; построение процесса спортивной тренировки; управление системой совершенствования спортсмена.

Хрущев С. В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. — М 1982.

Содержание: анатомо-физиологические особенности детского организма; влияние спорта на организм детей и подростков; гигиенические основы спортивной тренировки; врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировки юных спортсменов; последствия нерациональной тренировки юных спортсменов.

Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ / Под общ. ред. Ю. Ф. Буйлина, Ю. Ф. Курамшина. - М., 1981.

Содержание: роль физической культуры как средства воспитания; краткие сведения о строении и функциях детского организма, влияние систематических занятий физическими упражнениями и спортом на организм детей и подростков; личная и общественная гигиена, режим труда и отдыха, закаливание организма, питание юных спортсменов; врачебный контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, оказание помощи и восстановительные мероприятия в спорте; сущность спортивной тренировки юных спортсменов; основные виды подготовки юных спортсменов в процессе тренировки; периодизация спортивной тренировки юных спортсменов; планирование и учет в процессе спортивной тренировки юных спортсменов; спортивные соревнования: планирование, организация, проведение.

Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Физическое воспитание». — М., 1985.

Содержание: особенности личности и деятельности спорторганизатора; особенности личности и деятельности юного спортсмена; формирование и развитие детского спортивного коллектива; изучение личности юного спортсмена и детского спортивного коллектива; особенности воспитания юных спортсменов; особенности обучения юных спортсменов; особенности планирования учебно-тренировочной работы; спортивно-массовая работа с детьми и подростками по месту жительства; овладение мастерством.

Теория спорта / Под ред. В. Н. Платонова. — Киев, 1987.

Это первая работа такого плана. Она состоит из четырех частей: введение в теорию спорта (четыре главы); система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов (три главы); система спортивной тренировки (пятнадцать глав); планирование, учет, вне тренировочные и вне соревновательные факторы в спорте (четыре главы).

Чермит К. Д. Симметрия и асимметрия в спорте.

Содержание: проблема; асимметрия человека; симметрия-асимметрия и содержание спортивной подготовки; техническая подготовка и проявление симметрии-асимметрии; симметрия-асимметрия в тактике спортивного единоборства; перспективы дальнейших исследований. — М., 1992.

Матвеев Л. П. Основы обшей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студ. и преподавателей вузов физического воспитания и спорта, тренеров. — Киев, 1999.

Книга состоит их трех частей. Часть 1. Сущность феномена спорта и характер его теории (феномен спорта; теория спорта как наука и учебный предмет). Часть 2. Теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований (соревновательная деятельность спортсмена как ядро спортивных соревнований; основы системы спортивных соревнований). Часть 3. Система подготовки спортсмена (выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена; интегративная характеристика содержания средств и методов в подготовке спортсмена; основные закономерности и принципы подготовки спортсмена; о некоторых прикладных аспектах теории спорта и дискуссия вокруг них).

По каждому виду спорта разработаны учебные пособия, методические письма, рекомендации, указания. Так, в методических письмах анализируются прошедшие соревнования, выявляются положительный опыт и недостатки и на этом основании вносятся коррективы в систему подготовки спортсменов.

Профессиональное высшее и среднее физкультурное образование.

В соответствии с требованиями к учебно-методическому обеспечению учебного процесса как условию реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности «Физическая культура», «Физическая культура и спорт» и другим все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методическими материалами, необходимой информационной базой для полноценной подготовки высококвалифицированного специалиста. Это обязывает вуз иметь полный комплект программ по дисциплинам учебного плана, а также учебников, учебных пособий и методических материалов. Для факультетов физической культуры это дисциплины предметной подготовки и дисциплины медико-биологического цикла. Только по федеральному компоненту это 20 дисциплин плюс дисциплины специализации, регионального компонента и по выбору студента. Основной объем методических работ выполняется на федеральном уровне, а региональный компонент и по выбору в основном должен обеспечить вуз силами профессорско-преподавательского состава. Для этого надо владеть навыками научно-методической деятельности. Здесь представлены для примера основные виды работ: учебники, учебные пособия, методические рекомендации (указания).

В 2000 — 2001 учебном году введены государственные образовательные стандарты нового поколения [4—7], в связи с чем обновляется и учебно-методическое обеспечение подготовки будущих специалистов (бакалавров, магистров, дипломированных специалистов) — программы, учебники, учебные пособия, методические рекомендации и пр. [13, 19, 23, 24]. Для примера приводим некоторые учебники и методические рекомендации, опубликованные ранее.

Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина: Учеб. для фак-тов физической культуры пед. вузов. — М., 1990.

Книга состоит из двух частей. Первая — теория физического воспитания: физическое воспитание в системе образования и воспитания; обучение физическим упражнениям; формирование знаний в процессе физического воспитания; воспитывающее назначение занятий физическими упражнениями. Вторая — методика физического воспитания: физическое воспитание дошкольников; физическое воспитание школьников; физическое воспитание учащихся СПТУ; физическое воспитание студентов вузов; физическое воспитание допризывной молодежи; спортивная подготовка.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физической культуры. — М.,1991.

Книга состоит из двух частей. Первая — общие основы теории и методики физического воспитания. Раздел 1. Общая характеристика физического воспитания: направленность; средства; методы; принципы. Раздел 2. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания: основы обучения двигательным действиям; воспитание двигательных способностей; направленное воздействие на гибкость, осанку, телосложение; связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания. Раздел 3. Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании. Вторая — теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладной физической культуры. Раздел 1. Спорт, спортивная тренировка: спорт в системе социальных явлений; спортивная тренировка. Раздел 2. Профессионально-прикладные формы физической культуры: профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП); физическая культура в системе рациональной организации труда.

Основы теории и методики физической культуры / Под общ. ред. А. А. Гужаловского: Учеб. для техникумов физической культуры. — М., 1986.

Книга состоит из трех частей. Первая — социально-педагогические основы физической культуры: теория физической культуры как наука и как учебный предмет; цель, задачи, принципы физической культуры; физические упражнения как основные средства физического воспитания; обучение двигательным действиям; воспитание физических способностей; физическая культура как одна из областей деятельности, формирующая личность; основы построения занятий физическими упражнениями. Вторая — основные направления использования физической культуры: система физического воспитания; общая физическая подготовка; профессиональная физическая подготовка; физическая подготовка в Вооруженных Силах; физическая подготовка в быту и в системе научной организации труда; спорт и спортивная тренировка. Третья — методические основы физической культуры различных контингентов населения: физическая культура в дошкольном возрасте; физическая культура в школьном возрасте; физическая культура в основной период трудовой деятельности; физическая культура в зрелом и пожилом возрасте.

В методических рекомендациях детализируются основные положения программы и учебника (учебного пособия) по отдельной дисциплине учебного плана: распределение материала и часов по семестрам, формам занятий, видам контроля и его содержанию и т. п.

Горбачев Е. Г. Комплексная рабочая программа по теории и методике физического воспитания. — М.; Одесса, 1988.

Методические рекомендации для факультета физической культуры имеют следующее содержание. 1. Выписка из учебного плана. 2. Рабочий учебный план (график с указанием всех видов учебной деятельности). 3. Содержание лекционного курса: указание семестра и номера темы; краткое содержание и план лекции; методологическое обеспечение; основные вопросы усвоения материала; используемый дидактический материал; содержание домашней работы; рекомендуемая литература. По такой схеме расписаны 35 тем. 4. Дидактический материал по курсу: раздаточный материал (РМ 1...17) — набор карточек для индивидуальной работы; карточки машинного контроля (КМК 1 ...10) — вопросы и ответы (для проверки); иллюстрации (схемы) с указанием тем (С 1/1; С 1/2... С 10/1... С 10/8). 5. Расчет часов на самостоятельную работу по семестрам и видам заданий. 6. Содержание самостоятельной работы студентов (наименование тем, количество часов, сроки выполнения, рекомендуемая литература с указанием источника и страниц). 7. Зачетные требования по курсу (перечень). 8. Методические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов заочного отделения, рекомендуемая литература (для студентов 4-го и 5-го курсов отдельно). 9. Распределение часов по семестрам, темам, видам работ для дневного и заочного (4 и 5 лет обучения) отделений. 10. Методологическое обеспечение курса.

Горбачев Е. Г. Теория и методика физического воспитания: Метод, рекомендации по организации и содержанию семинарских, практических и лабораторных занятий. — М.; Одесса, 1988.

Книга логически связана с предыдущей. Представлены методические разработки 20 семинарских, 36 практических и 12 лабораторных работ. В содержание разработки семинарского занятия входят: название темы; цель; план (виды работ и время в минутах); вопросы, выявляющие готовность группы к занятию; рассматриваемые вопросы; литература. Периодически применяют карточки машинного контроля (КМК): на заданные вопросы выбрать правильный ответ из предложенных. В таком ключе дана разработка всех 35 занятий. Практические занятия строятся по схеме: тема; цель; план; вопросы, выявляющие готовность группы к занятиям; содержание работы; домашнее задание; контрольные вопросы; литература. С учетом темы могут включаться еще разделы «Оснащение занятия», «Использование РМ», «Применение КМК». Виды занятий логически увязаны: лекция — семинарские, практические и лабораторные занятия по теме.

Абзалов Р. А., Яруллин Р.Х. Теория физической культуры: Метод, рекомендации для фак. физ. культуры. — Казань, 1989.

Представлена разработка 11 тем лекций и 5 практических занятий. Содержание разработок лекций: тема; план занятий (4—8 вопросов); методические советы (по каждому вопросу плана); литература.

Методы активного обучения в системе физкультурно - педагогического образования: Учеб. пособие для студ. РГАФК / Под ред. Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова. — М., 1998.

Содержание книги: приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях; приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на методических и семинарских занятиях; приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на практических занятиях; методы активизации профессионально-педагогической деятельности студентов в период педагогической практики.

Голощапов Б.Р. Учебно-исследовательская работа студентов: Учеб. пособие для студ. фак. физ. культуры. — М., 1999.

Содержание пособия: история научно-методических основ физической культуры и спорта; организационная структура научно-методической деятельности студентов в вузе; виды научно-методической литературы и ее архитектоника; методы исследования в физической культуре и спорте; оформление дипломной работы; темы квалификационных (дипломных) работ.

Важное звено в формировании методических умений — учебная практика, особенно по спортивно-педагогическим дисциплинам и педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию.

|

Фиделъский В. В. и др. Методические рекомендации к учебной практике по спортивным играм: Для студ. фак. физ. культуры. — Витебск, 1986.

В книге рассматриваются:.

1. Цели и задачи учебной практики по спортивным играм: научить студентов правильно выбирать методы обучения в процессе преподавания спортигр (словесные, наглядные, практические, соревнования);

требовать от студентов выдерживать структуру обучения приемам игры (ознакомление с приемом, изучение в упрощенных условиях, в усложненных, закрепление в игре);

научить студентов подмечать ошибки, определять их причины и пути исправления в процессе игры;

обеспечить освоение студентами методов организации деятельности учащихся на уроке;

привить студентам навыки организации соревнований и практического судейства игры;

научить студентов правильно пользоваться методами оценки успеваемости учащихся при занятиях волейболом, гандболом, футболом (метод наблюдения, метод опроса);

обеспечить практическое освоение студентами санитарно-гигиенических требований к организации занятий по спортиграм.

2. Структура и распределение часов учебной практики:

учебная практика проводится в пределах часов, отведенных на каждую игру;

учебная практика предусматривает индивидуальный и групповой методы обучения студентов;

каждый студент должен освоить умения в пределах поставленных задач.

На учебную практику по каждому виду игры отводится 12—16 часов.

3. Тематическое планирование раздела «Спортигры в школе».

Эта часть учебной практики проводится на основе школьной программы по физической культуре, в которой предусмотрено изучение волейбола, баскетбола, гандбола и футбола в IV—XI классах, при этом в IV—VI классах школа выбирает две игры из четырех, а в VII—XI — одну. Приводится учебный материал по всем играм во всех классах.

4. Санитарно-гигиеническая характеристика мест занятий и инвентарь по спортивным играм.

Приводятся данные по размерам спортивных залов, пропускной способности, освещению, характеристика инвентаря и оборудования и т.д., которые студенты должны знать, уметь дать им оценку (протокол обследования мест соревнований и занятий).

5. Форма текущего и итогового контроля и отчетность. Преподаватель оценивает все разделы учебной практики, итоговая

оценка производится по результатам текущих оценок, а также по отчету, куда входят: конспекты; тематический план распределения учебного материала школьной программы по спортиграм; сценарий участия студента в деловой игре по организации и судейству соревнований; протокол санитарно-гигиенического обследования мест занятий и инвентаря.

6. Программное задание учебной практики по спортивной игре.

По каждой игре программа предусматривает: содержание учебной практики (приемы игры); далее по каждому приему: общая задача, частная задача, структура разучивания приема игры; методы обучения; средства решения задач; методы организации учащихся на уроке.

Особое значение в освоении приемов научно-методической деятельности занимает производственная (педагогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения, навыки приходится применять фактически в целостной деятельности: квази- профессиональной или профессиональной в должности учителя физической культуры (в некоторых вузах студенты выпускного курса два дня в неделю работают в школе, выполняя определенную учебную нагрузку). Практика служит «полигоном» для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии и для освоения навыков научно-методической деятельности.

В каждом вузе, в котором осуществляется подготовка специалистов в области физической культуры и спорта, разрабатывается серия методических материалов, связанных с содержанием, организацией и проведением практики, на которую по Госстандарту отводится не менее 20 недель. Обычно в методических рекомендациях по педагогической практике рассматриваются следующие вопросы: задачи практики; содержание работы студентов по разделам (организационная работа, изучение учащихся, учебно-методическая работа, внеклассная работа по физической культуре и участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, воспитательная работа в классе, инспекторская практика); задания для педагогических наблюдений на уроках физической культуры (по специальной программе); примерное содержание научно-практической конференции на выпускном курсе; индивидуальный план работы студентов на педагогической практике (по неделям); обязанности студентов на педагогической практике; требования к составлению психолого-педагогической характеристики классного коллектива; схема изучения и составления такой характеристики; рекомендации по изучению учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы по физической культуре в школе (по схеме); задание по врачебному контролю; пропаганда санитарных знаний; примерная схема отчета практиканта; отчетная документация (материалы по педпрактике в школе, внеклассная работа, воспитательная работа, акт обследования школы, задания по спортивной медицине, психологии, отчет практиканта, характеристика работы практиканта, выданная администрацией школы; рекомендуемая литература по всем разделам).

Изложенный в данной главе материал, во-первых, дает достаточно полное представление о содержании научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта, во-вторых, подтверждает положение о том, что рассматриваемый вид деятельности является своего рода атрибутом профессионализма в этой области. Учебная программа разрабатывается на основе научных знаний и как бы трансформирует их в методические положения; учебник, опираясь на научные факты, посредством технологии реализует последние через научно-методические средства и методы в практику профессиональной подготовки студентов в системе высшего и среднего образования. При этом обучающиеся должны не только освоить готовые научные знания и методические положения, но и посредством творческого подхода научиться выработке новых знаний и методических приемов для решения задач, возникающих в будущей профессиональной деятельности.