79. Общая характеристика стадии контроля тура.
Обеспечение контроля за реализацией этих свойств - это прежде всего, изучение степени удовлетворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование и т.д.), но сам контроль за качеством туристской услуги начинается уже на этапе планирования туристского продукта. Наряду с вышеуказанным, конечно, важно такое неизмеримое свойство туристского продукта, как гостеприимство. Без этого любой самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Гостеприимство в сфере туристской индустрии - это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Принципы гостеприимства должны быть заложены в технологию обслуживания.
Оптимальность обслуживания - также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Оптимальность обслуживания подразумевает: - соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания; - соответствие всех услуг тематике тура; - адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей; - заблаговременное согласование программ обслуживания; - гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг); - рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг; - ненавязчивость услуг.
Определение методов контроля качества. В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запроектированным характеристикам. Проектирование контроля качества включает: • определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги; • определение методов корректировки характеристик услуги; • определение методов оценки контролируемых характеристик. Общие требования к качеству туристского продукта приведены в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования». Данные требования подразделяются на обязательные и рекомендуемые. Обязательные – безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов и охрана окружающей среды. Рекомендуемые: • Соответствие назначению. Туристские услуги должны соответствовать ожиданиям и физическим возможностям потребителей, которые адресуется услуга. • Точность и своевременность исполнения. Предоставляемые потребителю туристские услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным в документах на туристский продукт; • Комплексность. Предоставление туристских услуг должно обеспечивать возможность получения не только основных, но и дополнительных услуг, создающих нормальные условия для жизнеобеспечения туристов; • Этичность обслуживающего персонала. Обслуживающий персонал должен соблюдать этические нормы поведения (вежливость, доброжелательность, коммуникабельность); • Комфортность. Определяет степень удовлетворенности туриста условиями обслуживания, связанными с обеспечением ему различных бытовых удобств при пользовании услугой и создания у него чувства уюта; • Эстетичность. Определяется информационной выразительностью различных элементов туристской услуги, показателями рациональности формы их исполнения, показателями совершенствования исполнения услуги и показателями ее композиции. • Эргономичность. Продолжительность обслуживания, протяженность и сложность туристского маршрута, предоставляемые туристам инвентарь и оборудование, используемые транспортные средства, мебель и другие предметы оснащения должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов. Методами контроля качества являются: • Аналитический метод. Предполагает сбор информации о туристской услуге на всех этапах ее производства, начиная с этапа маркетинга и изучения рынка и заканчивая этапом контроля. Собранная информация группируется, анализируется и выражается в виде требований или рекомендаций по совершенствованию услуги. В туризме могут использоваться, например, для оценки показателей точности и своевременности исполнения. • Органолептический метод. Применяются для анализа свойств услуги, которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств человека. С помощью данного метода в туристской услуге оцениваются эргономические, эстетические показатели, а также показатели комфортности. • Инструментальный метод. Предполагает использование для определения уровня качества каких-либо инструментов, измерительных приборов, различной аппаратуры и т.д. Может использоваться, например, для измерения временных и дистанционных показателей при разработке туристского продукта. • Социологический метод. Означает использование широкого круга потребителей для оценки качества предоставленных услуг. Может использоваться для оценки такого показателя как этичности обслуживания персоналом. • Медицинский метод. Применяется для оценки качества показателей безопасности туристов, когда речь идет о необходимости использования медицинской терминологии и практики для определения уровня, которому должны соответствовать гарантий сохранности жизни и здоровья потребителей туристских услуг. Анализ проекта является завершающим этапом проектирования и имеет целью подтвердить, что: • характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды; • требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуг; • методы контроля качества обеспечивают объективную оценку характеристик процессов обслуживания. Анализ проекта осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Анализ проекта направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа проекта является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
80. Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных поездов местного и дальнего сообщения.
Железные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения. Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки.
В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
прокладку высокоскоростных магистралей;
обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортабельности до гостиничного уровня);
организацию специальных туристических поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте).
Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и договоров. В России действуют:
Устав железных дорог;
Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам;
ведомственные нормативные акты, издаваемые в периодических сборниках;
Правила перевозок и тарифов;
Соглашение о международном пассажирском сообщении;
Единые пассажирские тарифы;
инструкции по ведению коммерческой отчетности;
Правила перевозок воинских пассажиров, багажа и грузов;
Правила выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам; и др.
Специальные туристские поезда
Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка (тем более продолжительная) утомительна, поэтому трудно представить, что она может быть приятным, увлекательнейшим путешествием. Зарубежные турфирмы и операторы уже давно предлагают туры на специализированных туристско-экскурсионных поездах.
Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на 3 категории:
однодневные;
непродолжительные (2-3 суток);
многодневные (от 5 дней и более)9.
Однодневные туры.
Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до определенной станции, где для них подготовлена специальная программа (это может быть экскурсионная поездка или пикник на природе. Пассажирам предоставляется возможность совместить полезное с приятным (например, поезд «Star Clipper», функционирующий на Восточном побережье США10).
Непродолжительные туры.
Во время этих туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все туристы спят поезд находился в пути. Днем туристы обычно заняты на экскурсиях.
Такие туры организуются в различных странах. Например, путешествие по Африке на поездах «Классик» и «Эдуардиан», предлагаемое компанией «Rovos Rail»11.
Многодневные туры.
График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от экскурсионной программы и маршрута, туристы часто находятся в пути и в дневное время. Чтобы путешественники не утомились, турпоезд должен идти безостановочно не более полутора суток. Продолжительные дневные перегоны планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях предлагаются и кратковременные «зеленые» стоянки в лесу или горах, на берегу моря или большого озера.
Устройство туристских поездов.
Туристские поезда в обиходе называют «отели на колесах». Несмотря на размеры, строго ограниченные стандартами железной дороги, вагоны комфортабельны, внутреннему их дизайну могут позавидовать многие стационарные гостиницы. В каждом купе, общее число которых в спальных вагонах обычно не превышает восьми, проживает не более двух человек. Купе оборудуются двумя односпальными или одной двуспальной кроватями, кондиционерами, письменным столом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты могут быть на весь вагон или на один - два номера. В состав туристского поезда также входят несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (используемый как библиотека, место для карточных игр или переговоров, отдыха), конференц-вагон (он же лекторий, дискотека или видеосалон), а также «детский вагон» или «зал подвижных игр»12. Туристско-экскурсионные поезда назначаются на основании заключенного договора между туристской фирмой и управлением железной дороги. Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты причитающихся платежей.
Туристская фирма договаривается с управлением (отделением) дороги о выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на имя начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава.
Следование турпоездов из одного пункта экскурсионного обслуживания в другой, как правило, должно осуществляться в ночное время с остановками только для технических надобностей.
В вагонах должны быть вывешены расписание движения турпоезда, фамилии дежурных проводников, начальника поезда и поездного электромонтера. Кроме того в каждом вагоне должны быть вывешены: программа обслуживания («Уголок туриста»); фамилии директора турпоезда, инструкторов, врача; номер их вагона и места; номер вагона-ресторана, в котором питаются туристы; номер смены и время питания.
Железнодорожные путешествия – достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкими поклонниками этого вида туризма считаются немцы англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России и Америки. Особым шиком среди германских туристов считаются паровозные путешествия. А самый популярный у всех без исключения любителей железнодорожного туризма – «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под знаменитый состав начала XX в.
- 65.Закон рб “о туризме” 2007 года.
- 10. Страхование в туризме делится на следующие виды:
- 39.. Организация автобусных перевозок в туризме. Документация.
- 56..Основные методические приемы проведения экскурсий
- 61.Гостеприимство в сфере туристической индустрии.
- 64.Организационно-правовые формы предпринимательства в туризме.
- 66..Техника проведения экскурсий
- 70.Этапы создания туристического предприятия.
- 71..Туристический рынок и модели его организации.
- 76.Общая характеристика стадии организации тура.
- 77.Понятие «жесткий» и «мягкий» блок в организации чартерных перевозок в туризме.
- 88. Способы организации питания туристов.
- 89.Форс-мажор
- 79. Общая характеристика стадии контроля тура.