logo search
ответы по экскурсоведению

Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии

После утверждения маршрута экскурсии творческая группа начинает работу над созданием текста экскурсии. В экскурсионной практике его принято называть контрольным текстом, или текстом бюро. В него вносится необходимыми материал для проведения разрабатываемой экскурсии, подготовленный членами творческой группой. Отбирается самое главное, намечается логический ход изложения, формируются обобщения, формулируются выводы. Совершенно необходимо в контрольном тексте сохранить указания на источники используемых материалов.

Излагаться текст может как в хронологическом порядке, так и согласно расположению экскурсионных объектов на маршруте, т.е. по очередности раскрываемых подтем. В контрольном тексте приводятся также материалы, которые могут составить содержание вступления, заключения и логических переходов между подтемами. В него могут включаться и сведения об объектах, не предусмотренных разрабатываемо и экскурсией, но относящихся к ее теме. Это делается с целью дальнейшего их использования в случае создания вариантов экскурсии на ту же тему.

На практике установлено, что объем контрольного тек ста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет 40 – 50 страниц текста компьютерного набора (шрифт 14 через 1,1 интервала ), для пешеходной – 25 - 30 страниц.

Контрольный текст экскурсии, подготовленный творческой группой и утвержденный руководством туристской организации, представляет собой основу для разработки индией дуальных текстов отдельных экскурсоводов.

Среди формальных, обязательных требований к оформлению контрольного текста следует указать на необходимость титульного листа. На него выносятся название туристско-экскурсионного учреждения, организовавшего подготовку новой экскурсий, наименование ее темы, состав творческой труппы, дата утверждения текста.

Все члены творческой группы, а в дальнейшем и другие экскурсоводы, собирающиеся проводить экскурсию на данную тему, готовят свои индивидуальные тексты экскурсии. Они должны соответствовать контрольному тексту, а материал в них излагаться в той последовательности, в которой показываются объекты на маршруте. Индивидуальный текс, представляет собой готовое для исполнения экскурсионное произведение, т.е. текст для экскурсионного рассказа.

Структура индивидуального текста состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение принципиально отличаются от основной части тем, что они не связаны с экскурсионными объектами. Это сближает их с лекцией, беседой.

Вступление подразделяется на организационную и информативную части. В организационной экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет организацию, проводящую экскурсию, знакомит также группу с водителем автобуса, называет тему, сообщает маршрут, продолжительность экскурсии, место ее окончания (где желающие могут: покинуть автобус), проводит инструктаж о правилах поведения в автобусе.

В информационной части экскурсовод кратко излагает содержание экскурсии, называет наиболее значимые объекты, которые увидят экскурсанты, несколько подтем, с которым: их познакомят. Вступление не должно занимать более 5 минут, и его рекомендуется проводить до начала движению по маршруту.

Вступление должно быть ярким, лаконичным. На этом этапе устанавливается контакт с экскурсантами, они получают первое представление об экскурсоводе. Вступление – ответственный момент экскурсии, который может предопределить как успех, так и неудачу экскурсовода. Уже во время вступления опытный экскурсовод может нащупать точки взаимопонимания с группой, вызвать к себе интерес как к знающему специалисту и интересному человеку, что способствует успешному проведению экскурсии.

Основная часть экскурсии строится на сочетании показа и рассказа и состоит из отдельных раскрываемых на различных объектах подтем, соединенных между собой логическими переходами. Они должны вытекать из содержания предыдущей подтемы и помочь перейти к изложению следующей. Логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения и т.д. Удачный логический переход свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве и хорошей методической подготовке экскурсовода.

Нередко, заканчивая одну подтему и переходя к объекту показа другой, экскурсоводы пользуются формальными переходами, которые не связаны с содержанием экскурсии. Например, «Сейчас мы с вами пройдем дальше и осмотрим…» или «А теперь мы проедем к следующему памятнику…». Такие формальные переходы, заменяющие собой логические, относятся к недоработкам в экскурсиях. Они не способствуют установлению тесной связи между отдельными частями экскурсии.

Однако, считать формальные переходы характерной, систематической ошибкой в работе экскурсоводов было бы не совсем верно. Они неизбежны там, где переезды между объектами занимают считанные секунды, .тогда и следует их использовать. Например, «Теперь быстро посмотрите направо, перед вами памятник…».

В заключении экскурсовод подводит итоги, делает выводы по теме экскурсии, отвечает на вопросы экскурсантов

Пробная экскурсия – завершающий и самый эмоционально насыщенный этап работы по созданию новой экскурсии. На нее приглашаются руководители туристско-экскурсионной организации, члены творческой группы, экскурсоводы, научные работники и специалисты, которые должны дать заключение по поводу качества ее подготовки.

Пробную экскурсию обычно проводит руководитель творческой группы или один из ее членов.

Приглашенным на пробную экскурсию выдается карточка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопросы которой и будет дана оценка ее качества. Образец карточки приводится в практическом занятии № 5. Туристско-экскурсионные организации могут взять его за основу разработки своего варианта.

По окончании экскурсии проводится ее обсуждение, дается оценка качеству содержания, технике проведения, культуре речи и прочему, выявляются недочеты. Среди них чаще других отмечаются: недостаточно выраженный и запоминающийся показ, преобладание в экскурсии формальных логических переходов, неубедительная информативная часть вступления, слабая связь с современностью и др.

После обсуждения экскурсии творческой группе дается время на ее доработку и затем устраивается повторная сдача. При положительной оценке комиссии руководителем туристско-экскурсионного учреждения издается распоряжение о приеме экскурсии и включении ее в план работы организации.