logo
ответы по экскурсоведению

3. Экскурсия, и ее сущность.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио»- поездка. Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Современное понятие экскурсия означает индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. Первые методисты экскурсионного дела сводили сущность экскурсии к моторности, т. е. движению. Более полные определения экскурсии были даны Н. Б. Анциферовым, В. А. Гердом, Б. В. Емельяновым.

Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранный объектах - зрительном ряде экскурсии в естественных условиях, - проходящий под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода, гида) и подчиненный раскрытию четко определенной темы.

Специфика экскурсии заключается в органиченном сочетании в ней рассказа и показа.

Каждой экскурсии присущи следующие признаки:

  1. наличие темы, цели и задач;

  2. присутствие группы или индивидуального экскурсанта;

  3. наличие экскурсовода;

  4. протяженность по времени;

  5. показ экскурсионных объектов;

  6. передвижение по заранее спланированному экскурсионному маршруту.

Принципы экскурсии:

- научность;

- идейность;

- правдивость;

- связь теории с практикой;

- доходчивость;

- убедительность.

Функции экскурсии:

- информационная;

- воспитательная;

- обеспечивающая содержательность отдыха;

- общеобразовательная;

- расширяющая культурный и специальный кругозор;

- формирующая интересы человека;

- экономическая;

- специализированная.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).