logo
ответы по экскурсоведению

Кризисы внимания и пути их преодоления

Под вниманием понимается направленность психической деятельности человека и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Чтобы внимание экскурсантов было обращено только на материал экскурсии, экскурсовод должен правильно организовать их мыслительную деятельность. Но устойчивое внимание у экскурсантов возникает лишь тогда, когда объекты показа и рассказ, связанный с ним обладают какой-либо новизной, содержательностью, доступностью, а тема экскурсии – актуальностью. Большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к появлению так называемых кризисов внимания, с которыми экскурсовод дол жен научиться бороться.

Но когда, с какой периодичностью, через сколько минут после начала рассказа экскурсовода наступают кризисы внимания? Подобных научных исследований, связанных с проведением экскурсий, не известно. Но каждый экскурсовод своей практике сталкивается с проблемой преодоления кризисов внимания. Их периодичность и длительность могут зависеть от множества причин: устаревших сведений, сообщаемых экскурсоводом, которые у всех уже «на слуху»; недостаточной образности речи или эмоциональности экскурсовода, отсутствия ярко выраженного показа, плохой связи его с тестом; особенностей группы, не распознанных экскурсоводом, и др.

Ориентировочные сведения о времени наступления кризисов внимания можно почерпнуть из работ по методике лекционной пропаганды. Исследователи особенностей выступления ораторов перед аудиторией определили, что первый кризис внимания слушателей наступает на 14 - 18 минуте, второй – через 11 - 14 минут после первого, третий – через 9 - 11 минут, четвертый – через 8 - 9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4 - 5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов внимания у молодежной аудитории, вторые – у взрослых слушателей. Эти сведения в качестве приближенных можно использовать и экскурсоводам, без сомнения, относящимся к категории ораторов. Но их работа резко усложнена внешними раздражителями в сравнении, например, с выступлением лектора в помещении.

В экскурсии меняются экскурсионные объекты, внешний фон, что положительно сказывается на внимании экскурсантов. Но если изложение материала происходит непрерывно более 10 -15 минут около одного экскурсионного объекта или по ходу движения автобуса без существенных изменений окружающей обстановки, когда отсутствует зрительный ряд, то наступление кризисов внимания – процесс объективный. И следует ожидать первые проявления кризиса внимания уже через 4 - 5 минут после начала рассказа у объекта, на что будут указывать участившиеся обращения экскурсантов друг к другу с вопросами, постепенно теряющееся внимание к рассказу, что можно заметить по выражению глаз; некоторые экскурсанты могут даже отойти от группы для самостоятельного знакомства с объектом.

Для того чтобы преодолеть кризисы внимания и удержать его у экскурсантов на достаточно высоком уровне, экскурсоводу необходимо заранее продумать психолого-педагогические приемы активизации деятельности группы. Рекомендуются следующие методические способы поддержания внимания у экскурсантов.

К первым и основным следует отнести показ экскурсионных объектов.

Согласно методическим указаниям по проведению городской обзорной автобусной трехчасовой экскурсии, в нее может быть включено до 30 основных объектов показа. Это значит, что в среднем одному объекту будет соответствовать рассказ, по длительности равный 4 минутам. С учетом вышеприведенных рассуждений о кризисах внимания, 4 – 5 минут рассказа, соответствующих одному показу, следует принять за средний ориентировочный норматив при работе над экскурсией.

Но напомним: чтобы показ играл роль эффективного средства активизации внимания экскурсантов, он должен отличаться конкретностью, точностью, образностью, быть активным, логически последовательным, являться очередной ступенькой в раскрытии содержания темы. И нельзя забывать об опережающей роли показа, что представляет собой стержень экскурсионной методики, выражающийся в словах «от показа – к рассказу».

Другим из рекомендуемых средств преодоления кризисов внимания у экскурсантов является использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Их применение особенно важно на участках маршрута, где объектов пока недостаточно и экскурсовод говорит непрерывно более 10 - 15 минут. В это время и следует использовать наглядные пособия. Они могут присутствовать практически на всех тип экскурсий.

Появление наглядного образа приковывает внимание экскурсантов и повышает интерес к рассказу. Происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения, что также положительно сказывается на активном восприятии материала экскурсии.

С целью преодоления кризисов внимания в экскурсионный текст рекомендуется включать яркие факты, впечатляющие эпизоды, выгодно окрашивающие ту или иную часть экскурсии. Хороший эффект дает включение в рассказ различного цифрового материала, поданного в сравнении.

Используемые для удержания внимания экскурсантов яркие факты, конкретные примеры должны логично вписываться в структуру экскурсии, не быть оторванными от темы или одной из ее подтем. Если же факты избыточны, а тем более слабо связаны с темой экскурсии, не соответствуют ее задачам, они могут даже погасить интерес к ней. Это обязательно следует учитывать при работе над текстом экскурсии.

Хороший результат в борьбе с кризисами внимания дают шутки, юмор в рассказе. Юмор снимает умственное и физическое напряжение у экскурсантов, дает разрядку, отдых, всегда вызывает положительные эмоции у слушателей. Ценность юмора заключается еще и в том, что он создает атмосферу душевной близости и взаимного доверия между экскурсоводом и группой, а это дает возможность вызвать желаемую реакцию экскурсантов на утверждаемые экскурсоводом положения.

Применяя юмор для активизации внимания группы, экскурсовод должен всегда учитывать такие важные требования к нему, как строгое чувство меры, такт и высокий художественный вкус.

Удачными приемами организации внимания экскурсантов являются вопросно-ответный метод изложения материала и риторические вопросы, описанные в разделе «Особые методические приемы проведения экскурсий». Они дают возможность поддерживать внимание аудитории на должном уровне.

Но все же основным средством борьбы с кризисами внимания на экскурсиях является хорошо продуманный показ, точный, конкретный, достаточный.