logo search
Ойген Хёрригель - "Дзэн - искусство стрельбы и

Об авторе

Автор родился в январе 1920 г. в Токио (Япония). Он был слабым и болезненным ребенком и всегда находился под врачебным контролем. По натуре он был очень робок.

В возрасте 12 лет он начал заниматься Дзюдо и постепенно стал вполне здоровым. Он поступил в подготовительную школу университета Кейо в возрасте 16 лет и продолжал заниматься Дзюдо. От удара в грудь и перенапряжения он "схватил" плеврит и на год покинул класс. Этот год жизни в постели оказал воздействие на всю его жизнь. Хотя мысли его были еще незрелы, он начал размышлять о человеческом существовании и о главном итоге жизни. И хотя он не получил никаких окончательных ответов, он понял, что во всех событиях должен изучать и тренировать свой дух и свое тело.

После возвращения в школу его уже не удовлетворял прежний порядок только прослушивания лекций. Он стал читать все книги культурного значения, какие только попадали ему под руку.

Он обнаружил, однако, что хотя он может приобрести знание посредством чтения, оно не долго остается с ним. И хотя знания его растут, но если он не применяет их на практике, сумятица в его уме только возрастает. Так к нему пришло понимание, что, изучая любой предмет, он должен не только читать о нем, но и применять то, что он

учит, на практике.

Он начал изучать Дзэн и искусство дыхания, отдавая все свое здоровье и тело овладению ими, и, не колеблясь, занимался любой формой аскетизма, независимо оттого, каким бы трудным это ни оказывалось. Когда он страдал от плеврита, его доктор запретил ему выполнять тяжелые физические упражнения — на всю оставшуюся жизнь. Но теперь, когда он серьезно занимался Дзэн и дыханием, у него не было времени беспокоиться о своем здоровье. И во время этих занятий здоровье улучшалось до тех пор, пока не стало совершенным. Через два года тот же врач не мог обнаружить ни следа плеврита даже под рентгеновскими лучами.

Он практиковался в мысленном сосредоточении на нижней части живота посредством Дзэн и дыхания, но это было очень трудным искусством. Пока он сидел, сосредоточение было достаточно легким, но когда он выполнял упражнения, концентрация утрачивалась.

Он вернулся к своим занятиям Дзюдо. Он был способен сосредоточиться на нижней части своего живота в начале практических занятий и был в прекрасном состоянии, но, если его встряхивала встреча с большим, чем он, человеком, его концентрация исчезала. Он не мог победить более сильного и большего, чем он, человека, поэтому он не мог удовлетвориться Дзюдо.

Однажды он услышал об Айкидо и профессоре Морихэи Уэсибе. Ему рассказал об этом старший наставник Дзюдо, и он же дал рекомендательное письмо к профессору.

Профессор Уэсиба благосклонно устроил ему демонстрацию и показал несколько основных приемов со своими учениками. Каждое движение было настолько плавно, что выглядело как японский танец Одори. Однако, когда бы ни нападали на профессора несколько крепких молодых людей, они отлетали вновь и вновь.

Поскольку автор занимался Дзюдо и боролся только с одним человеком одновременно, он не мог поверить, что профессор Уэсиба искренен и думал, что все это — инсценировка.

После демонстрации профессор Уэсиба сказал автору: "Подойдите и соблаговолите меня атаковать". Автор набросился на него изо всех сил и захватил его за куртку. Он помнил, как атаковал его, но в следующий момент он обнаружил себя лежащим на матах и не мог вспомнить, каким образом он был брошен. Он попросил у профессора Уэсибы разрешения стать его учеником. В то время было очень трудно стать учеником профессора, но, к счастью автора, это было ему позволено.

После этого автор отдал занятиям Айкидо все свое здоровье и Ум, одновременно продолжая заниматься Дзэн и дыханием, и полностью освоил искусство концентрации своих мыслей на нижней части Живота.

В Айкидо тот, кто не изучил этого искусства, может быть брошен очень легко. Концентрация на нижней части живота — первостепенное искусство. Поскольку все приемы Айкидо основаны на рассудке, то для того, чтобы автор мог их выполнять и одновременно поддерживать дзэнское ощущение "спокойного сидения в горах" при овладении многими умениями одним за другим, он должен был понять это прежде всего в своих размышлениях.

После войны, вернувшись домой и вновь навестив своего Учителя, автор изучил многие вопросы практики Айкидо, которые поставил перед собой в военных условиях, и понял основной принцип применения Ки.

В 1952 г., когда автору было 32 года, профессор Уэсиба присвоил ему 8-й Дан в Айкидо.

В 1953-1954 гг. он привез Айкидо на Гавайи и оставался там в течение года для обучения энтузиастов, а в 1955-1956 гг. преподавал там еще год.

За четыре года он поднял свое мастерство до 9-го Дана — высшего ранга в Айкидо. В 1961 г. он отправился на Гавайи, сопровождая профессора Уэсибу по приглашению Гавайского Айки-Квай, принять участие в праздновании ее учреждения. Дела задержали его на тропических островах еще на год. За это время он побывал  Калифорнии, преподавая на многих аренах в различных местах тихоокеанского побережья Соединенных Штатов, и вернулся в Японию в марте 1962 г.