1.2. Регионализация в России
На макроуровне процессы регионализации захватили и современную Россию, где в 90-х гг. ХХ в. нарастало государственно-административное, правовое, социокультурное и экономическое своеобразие отдельных территорий. Регионализация в стране сопровождалась «суверенизацией» национальных и территориальных образований, возникновением самостоятельных субъектов управления.
В 1993 г. в России была принята Конституция, в которой с политико-правовой точки зрения были выделены 89 регионов как субъектов Российской Федерации: Республики; Края, Области, Еврейская автономная область, Автономные округа и города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург.
Установление в России такого политико-правового института, как «субъект Федерации», предопределило развитие процессов политического, экономического и социокультурного самоутверждения регионов. Этот институт интересен не столько своей обусловленностью природно-географическими факторами, сколько зависимостью от этнических, социокультурных и политических обстоятельств, так как последние определяют процесс превращения российского провинциализма в российский регионализм.
Регионализация в России явилась следствием ее природно-климатического, социально-экономического, этнокультурного и политико-административного многообразия, политических амбиций элиты, а также ментальности тех или иных социальных, в том числе и этнических групп, на местах.
Кроме того, регионализация в России была следствием появления новых свойств ее общественной системы в целом, которая меняла свою социально-политическую и геополитическую организацию, пытаясь выйти из кризисного состояния. Регионализация была также реакцией на кризис той системы командно-административного управления, которая строилась на жестком централизме и унификации управленческих целей применительно к регионам.
Регионализация в России в 90–х гг сопровождалась обострением противоречий между центральной и местной властью. Ситуация осложнялась тем, что региональные властные структуры оказались более способными, как, кстати, и центральная власть, к воспроизводству старых традиций командно-административной системы, чем к инновационным методам и формам государственного управления. Конфликтная ситуация в России во многом определялась противоречием между новым состоянием российского общества и старым набором политических институтов и идей как на уровне центральной, так и региональной власти.
В результате реформ 90-х в России еще более углубились различия между центром и периферией. Неравномерное географическое распределение кризисных регионов в России способствовало дальнейшему усилению этих различий.
По Конституции России регионы как субъекты Федерации равноправны, но равноправны они, прежде всего по отношению к центру, и это касается выполнения всеми субъектами федеративных взаимоотношений единых правил поведения. Вместе с тем Российская Федерации построена по смешанному типу, что предполагает деление государства на основе двух разных принципов, которые в совокупности являются противоречивыми: 1) административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края); 2) национально-территориальное деление (автономная область, автономные округа, республики).
Смешанный принцип государственного устройства является основой того, что субъекты Российской Федерации на практике обладают различным политико-правовым статусом, что является причиной различных противоречий. Так, асимметрия в политико-правовом положении субъектов Российской Федерации долгое время приводила к тому, что в субъектах Федерации (особенно в республиках) часто принимались законы, несоответствующие Конституции Российской Федерации или федеральным законам. Отдельные субъекты Федерации провоцировали бюджетные конфликты, отказываясь перечислять деньги в федеральный бюджет.
Субъекты Российской Федерации являются регионами с различным уровнем социально-экономического развития, что обусловливает их различный экономический статус и порождает асимметрию в отношениях с центром и между собой. Многие субъекты Российской Федерации относятся специалистами к так называемым проблемным регионам. В настоящее время среди них выделяют следующие группы:
1) Слаборазвитые регионы, население которых в своем большинстве считается бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности (Алтай, Тыва, Марий Эл и др.);
2) Депрессивные регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей, с характерным для них резким снижением уровня жизни населения, работавшего в советское время в своем большинстве на одном из крупном градообразующем предприятии (отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.);
3) Кризисные регионы, характеризуемые резким спадом производства (Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области);
4) Предкризисные, с меньшим спадом производства (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, и ряд национальных округов);
5) Регионы с экологическими проблемами, которые характеризуются наличием вредного производства, или переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).
Кардинальные различия субъектов Федерации по уровню экономического развития породили такую ситуацию, которая предполагает, что финансовая поддержка одних регионов за счет других будет сохраняться еще в течение длительного времени. Особенность этой ситуации заключается в том, что лишь незначительное количество регионов России является донорами, в то время как подавляющая часть получает дотации. При этом существующая система дотирования регионов далека от оптимальной. Она имеет ряд отрицательных сторон, так как формирует иждивенческие настроения, а, следовательно, «выравнивания» регионов не происходит. Наоборот, дотируемые регионы становятся все более зависимыми от центра, а регионы-доноры не имеют стимулов для увеличения своей доходной базы, для привлечения дополнительных инвестиций.
Кроме того, экономическая асимметрия отражается на уровне и качестве жизни населения, особенно так называемых «проблемных регионов», порождая социальную напряженность и стихийную миграцию экономически активного населения из «бедных» регионов в «богатые», деформируя жизненное пространство и целостность федеративного государства, которому необходимы самостоятельные и экономически развитые регионы.
Регионализация в России обострила все «больные» для российского общества вопросы: проблемы управления, межнациональных отношений, национально-территориального устройства, кадрового потенциала. Более того, регионализация таит в себе и опасность «развала» России. Поэтому перед центром встали три задачи:
1) укрепление вертикали государственной власти,
2) разработка региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона,
3) подготовка управленческих кадров новой формации, способных к инновационным формам деятельности в новых социально-экономических и политических условиях России.
В плане укрепление вертикали государственной власти в условиях регионализации и становления Российской Федерации как «сообщества регионов» в соответствии с Указами Президента Российской Федерации в мае 2000 г. на территории Российской Федерации были образованы семь федеральных округов, а 19 января 2010 года новым Указом Президента Российской Федерации был выделен Северо-Кавказский федеральный округ:
1. Центральный федеральный округ (17 субъектов Федерации: Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская. Центр – г. Москва).
2. Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов Федерации: Республики: Карелия, Коми; области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр – г. Санкт-Петербург).
3. Южный федеральный округ (6 субъектов Федерации: Республики: Адыгея (Адыгея), Калмыкия, Края: Краснодарский, Области: Астраханская, Волгоградская и Ростовская. Центр – г. Ростов-на-Дону).
4. Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов Федерации Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Края: Ставропольский. Центр-г.Пятигорск);
5. Приволжский федеральный округ (14 субъектов Федерации: Республики: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Пермский край; Области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр – г. Нижний Новгород).
6. Уральский федеральный округ (6 субъектов Федерации: Области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр – г. Екатеринбург).
7. Сибирский федеральный округ (16 субъектов Федерации: Республики: Алтай, Тыва, Хакасия, Бурятия; Края: Красноярский, Алтайский, Забайкальский; Области: Томская, Омская, Новосибирская; Новокузнецкая, Кемеровская, Иркутская; Долгано-Ненецкий автономный округ и Эвенкийский автономный округ. Центр – г. Новосибирск).
8. Дальневосточный федеральный округ (10 субъектов Федерации: Республика Саха (Якутия); Края: Приморский и Хабаровский; Области: Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская; Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ. Центр – г. Хабаровск).
В плане разработки региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона, а также в целях укрепления государственности в Российской Федерации, совершенствования федерализма, создания условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской федерации и обеспечения роста благосостояния населения, в июне 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Все вышеупомянутые особенности проявляются и в развитии региональных структур туризма, которые формируются под влиянием сложных политико-административных, социально-экономических и природно- климатических факторов.
В последние десятилетия в России сформировалась новая научная дисциплина – регионалистика, быстрое развитие которой – это своего рода реакция на «социальный заказ», возникший под воздействием таких факторов, как: 1) формирование новой общественной среды, связанной с процессами регионализации, развитием федерализма и местного самоуправления, с превращением регионов в субъекты и факторы общественной жизни; 2) появление регионального лоббизма в федеральных органах государственной власти, результатом чего явилось формирование новой региональной политики Центра, разработка законопроектов, подготовка исполнительной властью различных программ во всех сферах региональной жизни и т.д.; 3) необходимость поддержания политико-экономического единства страны; 4) необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России; 5) рост этнокультурных потребностей населения; 6) расширение комплекса внешних связей регионов.
В плане подготовки управленческих кадров новой формации в стране в конце 90-х гг. в высшей школе России началась подготовка специалистов по направлению «Регионоведение». Государственный образовательный его стандарт предусматривает, что специалист, прошедший профессиональную подготовку по регионоведению должен: 1) знать историю, экономику, географию, религию, культуру и экологию региона; региональную государственно-политическую и правовую системы, национально-этнический состав и социальную структуру населения региона, понимать особенности общественного развития региона; 2) иметь представление об основных этапах развития системы межрегиональных и межнациональных отношений в России, тенденциях и факторах ее развития; понимать место региона в системе межрегиональных и межнациональных отношений, а также геополитическое положение региона; 3) понимать проблемы национальной безопасности России и проблемы региональной безопасности; 4) владеть методами комплексного регионального исследования, моделирования и прогнозирования экономических, демографических, социальных, политических, культурных, экологических процессов в регионе; 5) владеть методами маркетинговых исследований, информационных и управленческих технологий; 6) уметь использовать результаты научных и маркетинговых исследований и методы информационных и управленческих технологий в профессиональной деятельности; 7) уметь учитывать региональную специфику при разработке межрегиональных и международных экономических, социальных, культурных и экологических проектов и программ; 8) владеть культурой мышления и публичного выступления, способностью правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам; 9) уметь на научной основе организовать свой труд, владеть приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники; 10) обладать способностью к непрерывному образованию и расширению своих знаний на основе новых информационных и образовательных технологий; 11) знать основы педагогической и психологической деятельности в коллективе, обладать способностью принимать эффективные управленческие решения.
Развитие регионального туризма требует новых управленческих кадров. В связи с этим назрела необходимость, в рамках регионоведения как научной дисциплины внести изучение туристко-рекреационных аспектов регионального развития. В настоящий момент это происходит и обозначены основные подходы в формировании научной дисциплины «туристское регионоведение».
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
В чем проявляются процессы глобализации и регионализации в современном мире?
На каких уровнях развивается процесс регионализации в современном мире?
Какие особенности имеет процесс регионализации в современной России?
Покажите, какие опасности или преимущества скрывает в себе построение Российской Федерации: по административно-территориальному и одновременно по национально-территориальному принципам.
- Туристcкое регионоведение россии
- Глава 1. Регионоведение как учебная дисциплина
- Глава 2. Предметная область туристского регионоведения
- Глава 3. Туристско-рекреационный потенциал россии
- Глава 1. Регионоведение как учебная дисциплина
- 1.1. Регионализация в современном мире
- 1.2. Регионализация в России
- Глава 2. Предметная область туристского регионоведения
- 2.1. Основные понятия
- 2.2. Районирование в туризме
- 2.4 Региональная политика, развитие и туризм
- Глава 3. Туристко-рекреационный потенциал россии
- 3.1 Предпосылки развития туризма в России
- 3.1.1 Природные предпосылки развития туризма в России
- 3.1.2 Социально-экономические предпосылки развития туризма в России
- 3.2. Основные виды туризма и рекреации в России
- 3.2.1 Культурно-познавательный туризм
- 3.2.2 Экологический туризм
- 3.2.3 Спортивный и экстремальный туризм
- 3.2.4 Бальнеология
- 3.2.6 Морские и речные круизы