logo
Туристкое регионоведение России(часть1)

3.1.2 Социально-экономические предпосылки развития туризма в России

Население и язык. В России постоянно проживает 145 млн. граждан. Они представляют более 100 народностей, говорящих на собственных языках. Самый многочисленный народ - русские(81,5%), остальные - татары (3,8%), украинцы – 3%, чуваши - 1,2%, башкиры - 0,9%, белорусы – 0,8%, мордва – 0,7%, немцы и чеченцы – по 0,6%, аварцы, армяне, евреи – по 0,4% и др. Русский язык государственный и используется повсеместно. В то же время в местах компактного проживания того или иного народа широко используются его язык и наречия, выходит национальная пресса, действуют школы с преподаванием на родном языке.

Религии. Население России исповедует христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, буддизм, иудаизм. После перестройки и распада СССР в начале 90-х гг. многие граждане России начали отказываться от атеизма и принимать ту или иную веру, ориентируясь на традиции своих предков, собственные взгляды и приобретенные убеждения. Гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились, началось возрождение старых (около 1,5 тыс. уцелевших из 50 тыс., насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов. В настоящее время каждая конфессия свободно исповедует свою религию, верующие без ограничений могут посещать православные церкви, католические костелы, мечети, синагоги, буддистские храмы и дацаны. Традиционно в западных областях России несколько больше распространен католицизм. Из протестантизма масштабами выделяется лютеранство: немецкая евангелическая лютеранская церковь - самая крупная лютеранская церковь в России (объединяет около 300 приходов). Мусульманство широко распространено в местах традиционного проживания татар и башкир, а буддизм – у одной из монгольских народностей - бурятов. Например, в республике Башкирия, где проживает около 800 тыс. башкир и почти столько же татар, насчитывается около 1,5 млн. мусульман. В республике Бурятия действуют два буддистских монастыря-дацана, оставшихся от более чем 40 монастырей и 150 храмов. Синагоги есть почти во всех крупных городах.

Самым большим скоплением монастырей отличаются большие древние города: Новгород, Псков, Старая Русса, Вологда, Москва, а также старинные города Поволжья (Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород) и Центральной России (Смоленск, Владимир и др.). Богаты памятниками культовой архитектуры и малые города России: Торжок, Суздаль, Старица, Торопец, Гороховец, Вязники, Каргополь, Углич. В одном Подмосковье насчитывается свыше 500 культовых сооружений, из них 50 монастырей.

В настоящее время паломничество снова активизируется и монастыри становятся целью религиозных путешествий. А такие православные святыни, как Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерская Лавра, Валаамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Иверский, Оршин, Ипатьевский, Иосифо-Волоцкий монастыри, Нилова пустынь, Оптина пустынь всегда притягивали к себе не только русских православных, но и верующих со всего мира.

Русские люди поклонялись не столько святым древней византийской церкви, сколько своим собственным. Исстари особым почитанием пользуются на Руси Сергий Радонежский, его ученики и последователи, которые основали множество монастырей: Стефан Пермский (монастыри в Великом Устюге), Ферапонт (Лужецкий монастырь в Можайске и Ферапонтов на Вологодчине), Александр Свирский (Валаамский монастырь), Зосима и Савватий (Соловецкий монастырь), Афанасий (Высоцкий монастырь в Серпухове), Пафнутий (Пафнутьево-Боровский монастырь). В более поздние времена к лику святых были причислены церковные просветители Иосиф Волоцкий, Нил Сорский и Трифон Вятский. В XVII—XIX вв. в развитии русского православия огромную роль сыграли Серафим Саровский и старцы Оптиной пустыни. Наряду с ними было множество местных святых; среди них особо почитаемыми были Никола Можайский и Нил Столбенский.

При посещении святых мест огромную роль играет сохранение исторического ландшафта. С этой целью предполагается организация рекреационных природно-исторических монастырских парков, включающих территории монастырей и прилегающих окрестностей.

В монастырском парке должны быть возрождены традиционные формы хозяйствования: занятия экологически чистым сельским хозяйством, заготовка грибов, ягод, лекарственных растений, приготовление пищи по старинным рецептам монастырской кухни, развитие народных промыслов и изготовление сувениров. Для детей предусматривается организация воскресных школ и художественных мастерских по изготовлению резных иконостасов, изразцов, окладов икон, иконописи, золотому шитью и прочее.

Памятники светской архитектуры. Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов.

В давние времена на Руси въезд в город украшали парадными “золотыми” или “красными” воротами. А в XVIII—XX вв. крупные военные события ознаменовывались строительством триумфальных арок. Кроме того, объекты экскурсионного показа включают в себя интересные сооружения, памятники и монументы, возведенные по проектам современных зодчих.

К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения.

Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими, как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга, Архангельское, Ярополец, Ольгово, Ильинское и другие в Подмосковье.

Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. Русская усадьба является феноменом русской культуры. Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII—XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI—XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и политические изменения: сформировались и юридически оформились феодальные отношения - крепостное право; в дворянской среде произошел раскол: аристократия, заняв высшие административные посты, оставалась в окружении монарха, а среднее дворянство устремилось в свои вотчины, где оно наиболее полно могло реализовать свои личные возможности.

Сначала помещичий дом находился в деревне и от крестьянских изб отличался только большими размерами. С закреплением крепостнических отношений помещик пожелал выделить свое жилье из крестьянских построек, вынеся его за пределы деревни. В первоначальный период усадьба была деревянной, однако от крестьянских домов она отличалась многоэтажностью, разнообразием архитектурных форм (мезонины, галереи, балконы, террасы).

Во второй половине XVII в., во время правления Алексея Михайловича, русская знать начинает более широко знакомиться с европейской культурой, и это вызвало обмирщение русского общества.

С проявлением светских форм жизни дом владельца и его сад становятся предметом особой заботы, в архитектуре усадеб господствует стиль русское барокко с характерной для него причудливостью форм и яркостью красок.

В обществе назревали перемены, которые отразились в реформах Петра I. Под влиянием протестантского барокко, с которым Петр познакомился, путешествуя по Северной Европе, оформились усадьбы петровских времен. Они были удобны для проживания, прочны и надежны, но несколько скупы и аскетичны в оформлении. В петровские времена в усадьбу вошла регулярность со строгой симметрией в устройстве парка.

Со смертью Петра I протестантизм навсегда ушел из русской культуры. Ему на смену во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны пришел пышный стиль южного барокко, характерный для эпохи Возрождения, бурно прославлявший жизнь и воспринимавший ее как вечный праздник. В этом стиле возводились царские дворцы в Петербурге и пригородах, а также дворцы приближенной знати, строившей загородные резиденции по типу Версаля: с богато украшенными зданиями, роскошью в оформлении интерьера и великолепными регулярными парками. Наступает пора блистательного зодчества великого итальянского мастера Франческо Бартоломео Растрелли.

В усадьбе не жили, она предназначалась для увеселений. Внутренняя архитектура дворца состояла из анфилады залов, а парк являлся продолжением основного здания - это грандиозный зал приемов и театрализованных действий с боскетами, павильонами, гротами, прудами, каналами и фонтанами.

Период правления Екатерины II - век Просвещения, эпоха классицизма. Это период расцвета русской усадьбы. Классицизм - самый демократичный стиль, порожденный идеями Французской революции, провозгласившей Свободу, Равенство и Братство.

Это проявилось и в архитектурном оформлении усадеб, для которых было свойственно следование античным образцам, как в оформлении внешнего вида здания, так и в интерьере. Прошлое воплощалось материально, указывая на связь времен: дом с колоннами, ордерность орнаментов древней Эллады, мебель и утварь в стиле ушедших эпох, скульптурные изваяния в парке и доме, представляющие героев древности и мифологические аллегории. В парке сооружались постройки в виде античных храмов, руин, в отделке зданий и башен применялись псевдоготические элементы, напоминающие о средних веках. Также в парке возводились “голландский” и “итальянский” домики, “магометов грот” и прочее. В результате человек ощущал себя гражданином всей Земли, а его гармонию с окружающим миром подчеркивало обустройство парка.

В период барокко усадебные парки были отгорожены от окружающей природы. В эпоху классицизма при соблюдении симметрии регулярный парк располагался только вокруг основного здания, а большую часть занимал английский пейзажный парк, в котором живописность достигалась путем искусного сочетания открытых и закрытых пространств и подбора различных пород деревьев - кедра, тиса, ильма, бука, граба и прочих. Пейзажный парк органично переходил в окружающий ландшафт.

Классицизм охватил не только высшие слои дворянства, но и средние и мелкие. География русской усадьбы значительно расширилась, распространяясь в северные губернии и на восток до Предуралья.

Классицизм - самый “говорящий” стиль, он весь построен на символах. Каждая его форма, вплоть до деталей орнамента, что-то утверждает или проповедует. То был язык чувств и образов, и усадьбы той поры имеют легкое поэтическое, чувственное выражение.

Созданный на рубеже XVIII—XIX вв. образ усадьбы прочно вошел в сознание людей. Именно такой воспринимаем мы усадьбу в произведениях Тургенева, Лескова, Толстого, Брюсова, Чехова, Бунина.

Строительству усадьбы уделялось много внимания. Специалистов - архитекторов, декораторов, скульпторов, живописцев - зачастую готовили из крепостных. Их посылали учиться в Европу, в основном в Италию, некоторые из них благодаря своим талантам, получали вольную, например, скульптор Шубин, архитекторы Воронихин и Никитин.

Вопросам строительства и организации усадеб посвящалось множество статей в журналах. В них давались типовые проекты и рекомендации: как оформить приусадебные дом и парк, какой интерьер в моде. Так что любой дворянин, исходя из своих возможностей и вкуса, мог выбрать для себя образец.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась отменой крепостного права. Дворяне стали разоряться, и поместья начали скупать разбогатевшие купцы и промышленники. Среди них встречались меценаты, такие как Морозов, Рябушинский, которые превращали усадьбы в места встреч деятелей культуры, науки и искусства (например, усадьбы Абрамцево, Мураново и Кучино).

После революции усадьбы в основном стали использовать в качестве детских домов, санаториев, домов отдыха, и лишь некоторые из них оказались под охраной государства. В них организовали музеи (Останкино, Кусково, Архангельское). В результате сильно разрушился природно-исторический ландшафт и архитектурные ансамбли усадеб. Большинство из них дошло до нас в сильно измененном состоянии, а некоторые просто в разрушенном. Но они ценны не только как архитектурные памятники, но и как мемориальные места.

Не занятые рекреационными учреждениями усадебные комплексы рекомендуется превратить в природно-исторические усадебные парки, в которых туристам предлагалось бы прожить в обстановке дворянской усадебной культуры XIX в. с элементами занятий и развлечений (сельские балы, псовая охота и пр.), свойственными той эпохе.

Археологические памятники. К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много. (например) в Московской области их в каждом районе насчитывается до нескольких десятков - городища, захоронения, курганы и пр.). Археологические памятники представляют интерес для специалистов - историков и археологов. А туристов в основном привлекают наскальные рисунки (сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае), осмотр вскрытых археологических пластов (как было организовано в Москве на Манежной площади в период строительства торгового комплекса под землей), а также археологические экспозиции в музеях.

Этнографические памятники. Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т.д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.

С этнографическими особенностями русской культуры туристов можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали.

Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, эвенков, манси и др., а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.

Этнографические памятники относят к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно; наиболее типичные районы российской глубинки (ареалы выразительного традиционного сельского ландшафта на русском Севере, в средней полосе, на Урале, в Поволжье и т. д

Народные промыслы. Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).

В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки - мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое - в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), вышивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на промыслы и ремесла большое влияние стали оказывать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков определял содержание и характер назначения изделий.

В каждой местности влияние деревенской и городской культур по-своему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простоту народных изделий, особенно там, где развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан - расписные деревянные “тарарушки”, Вятская губерния - плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы народного профессионального искусства: жостовские подносы, хохлома, дымковская игрушка. И наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье, в которых изделия создаются по оригиналам художников. Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.

Интерес к народным промыслам появился во второй половине XIX в. Многие деятели русской культуры стали коллекционировать произведения народного творчества, приобретая их после ярмарок, проходивших в рамках промышленных и сельскохозяйственных выставок, которые появились в России в начале XIX в. В 1885 г. по инициативе Московского губернского земства был организован Кустарный музей для оказания практической помощи кустарным промыслам и кустарям-одиночкам. В советское время на его базе был создан Научный институт художественной промышленности. Некоторые виды прикладного искусства и народных промыслов были собраны в Музее этнографии в Петербурге. Интерес к народному искусству в конце XIX в. способствовал не только увлечению коллекционированием, но и организации промыслов с обучением местных жителей. Известны абрамцевские мастерские художественных промыслов по дереву и керамике, созданные русскими художниками в имении Саввы Мамонтова. В Талашкинской усадьбе княгиня Тенишева организовала художественные мастерские по вышивке.

В советский период одни промыслы были воссозданы заново, другие активно развивались и получили всемирное признание. В каждом краеведческом музее обязательно присутствует экспозиция, посвященная народным промыслам. Создан Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Обширный материал собран в Историческом музее, Музее этнографии, Русском музее. Большинство центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обладает собственными музеями (Федоскино, Семеново, Мстера и др.).

Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства - это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.

Музеи. Россия - страна с бурной многовековой историей и богатой культурой, которая отражается в нескольких десятках крупных и сотнях небольших музеев. Их профиль крайне разнообразен: по всей стране есть исторические, краеведческие, художественные (собрания искусств, галереи, вернисажи), архитектурные и историко-культурные памятники (музеи-усадьбы, музеи -заповедники искусства, монастыри), литературные, мемориальные (дома-музеи, мастерские), научные (антропологии, зоологии, палеонтологии, криминалистики), политехнические, специальные (народных промыслов, ремесел, часов, мебели, фарфора, цветного стекла, водки, автомобилей, духов и пр.) и т.д.

Первый в России музей открылся в Санкт-Петербурге в 1714 году по инициативе Петра I и назывался Кунсткамерой - "палатой редкостей". В ней демонстрировались вывезенные просвещенным монархом из Западной Европы модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных, уникальная коллекция анатомических препаратов. В отличие от европейских музеев тех времен - коммерческих учреждений с высокой входной платой, - первый русский музей был просветительским и бесплатным для посетителей. Более того, для их угощения Петр ежегодно выделял из казны деньги. Еще один замечательный музей Петербурга - Петродворец (Петергоф). В нем в равной степени поразительны не только интерьеры дворца, но и уникальные парк, каскад фонтанов и статуи. В Петергофе хранится коллекция вещей Петра I. Столь же интересен и любим публикой и Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе). Его построил Петр Великий для своей жены Екатерины I. Сказочной красоты паркет и золоченые стены с зеркалами в Тронном зале, чудесные изразцовые печи, Картинный зал со 130 картинами известных западных художников XVIII века, золоченое кружево деревянной резьбы Растрелли, Светлая галерея, Китайский зал, янтарные панно - попытка воссоздать фрагменты знаменитой, но утерянной Янтарной комнаты.

Другое место паломничества туристов - "Эрмитаж", бесценное наследство, оставленное России просвещенной императрицей Екатериной II. Это собрание произведений искусства, основанное в 1764 году, лишь в 1852 году открылось для публики. Сделал это император Николай I, который представил его как "Императорский музеем" - первый в России художественный музей. Среди его экспонатов - богатейшая коллекция произведений Рембрандта, среди которых "Даная" и "Святое семейство", картины Рафаэля и Рубенса, библиотека Вольтера, древние камеи совершенной красоты, Сибирская коллекция Петра Великого из 250 древних золотых украшений, сокровища скифских курганов. Не меньшая гордость Петербурга - "Русский музей". Это - гигантское собрание живописных полотен, скульптур, коллекций графики и образцов народного искусства. Из его хранилищ получилось бы несколько отдельных художественных музеев - Павла Филонова, Николая Рериха или Александра Бенуа. Нельзя забыть музеи Александра Пушкина и Федора Достоевского.

Первый музей Москвы открылся в 1791 году и назывался Кабинетом натуральной истории Московского университета (теперь это Зоологический музей Московского университета).

Наиболее значимые музеи столицы - Московский Кремль, его Оружейная и Грановитая палаты, Троице-Сергиев музей-заповедник (Загорский историко-художественный музей), Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Музей крепостного творчества в Останкине, Исторический музей, Музей театрального искусства, Музей искусств народов Востока, Алмазный фонд России, Музей древнерусского искусства, храм Христа Спасителя и Свято-Данилов монастырь, Музей Вооруженных сил России и Музей кукол - в Москве любознательному гостю скучать не придется. Посещение нескольких музеев-усадеб - цель отдельного вида туризма - усадебного, который в последнее время активно развивается в России. В Москве разработан и начинает действовать проект "Венок русских усадеб", который объединяет несколько маршрутов по московским усадьбам Коломенское, Кусково, Кузьминки, Останкино и др.

Оружейная палата - хранилище драгоценных сокровищ и богатств, наследуемых великими князьями и русскими царями с конца XV века; с начала XIX века - музей старинных царских регалий и коронных одежд, драгоценной золотой и серебряной посуды, древнего царского оружия и трофеев, а также богатой конской сбруи и экипажей. Древнейшее оружие представлено двумя шлемами XIII века, пищалями, мортирами, мушкетонами. Здесь выставлены также полная коллекция русских орденов (до 1917 года) и стяги и знамена, сопровождавшие походы русских князей и царей в разные века. Все экспонаты Оружейной палаты уникальны и без преувеличения бесценны. Музейные работники и эксперты говорят, что они не то чтобы очень дороги: их ценность просто не измеряется деньгами, это - национальное сокровище. Например, шапка Мономаха, полученная по легенде киевским князем Владимиром Мономахом от своего деда, византийского императора Константина, в начале XIV века. Выполненная из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим узором, она увенчана золотым крестом и буквально усыпана драгоценными камнями - рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и крупным жемчугом. Шапкой Мономаха венчались на царство все московские князья и цари. Есть здесь и другие удивительные и не менее красивые венцы и короны, а также символы власти - скипетры и державы, троны, включая "алмазный трон" царя Алексея Михайловича, а также изысканные посольские дары.

Между тем не только в столицах есть музеи, которые стоит посетить. Например, в Туле находится старейший музей русского оружия, в Архангельске - уникальный музей деревянного зодчества, в Калуге - музей космонавтики, в Мурманской области - музей камня, во Владимирской области - музей-заповедник "Александровская слобода", в Сочи - уникальный дендрарий. Статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника присвоен Соловецким островам. В каждом из городов Золотого кольца: Владимире, Великом Новгороде, Ростове Великом, Ярославле, Костроме, Суздале - существуют несколько историко-архитектурных музеев-заповедников. Полная информация на сайте -

В ноябре 1993 г. артист и коллекционер Джон Мостославский открыл в Ярославле музей «Музыка и Время», тем самым, как считается, положив начало частному музейному делу в современной России.

«Сегодня частный музей в нашей стране – не миф, а реальность. Но на пути его создания и существования возникает множество проблем», - считает президент Российского комитета Международного совета музеев Виталий Ремизов. Тем не менее, судя по всему, настоящих энтузиастов своего дела трудности не пугают. Только в Москве на сегодняшний день число частных музеев перевалило за полторы сотни и продолжает расти, активно открываются они и в регионах страны. Тематика экспозиций поражает воображение. Утюги, самовары, часы, старинные автомобили и мотоциклы, уличные фонари, мыши, зайцы, волки и медведи, игральные и географические карты, музыкальные инструменты, граммофоны и фонографы, иконы, изделия фирмы Фаберже и поделки заключенных – чего только не увидишь в музейных коллекциях на необъятных просторах нашей родины.

Осенью 2006 года в Москве открылся первый в стране Музей образования, в котором есть очень необычный зал, посвященный буквам. Хорошо знакомая всем азбука-кириллица представлена здесь в самых необычных формах и ипостасях: игрушки и сказочные замки из букв, пахнущий алфавит и т. д. Детям будет особенно интересна объемная диорама страны «Забукварье», где нужно отыскать «спрятавшиеся» буквы. Уникальная коллекция собрана московскими пенсионерами Шакутиными. Ее главный идейный вдохновитель Татьяна Шакутина долгие годы обучала малышей грамоте и разработала множество оригинальных методик, например «ароматическую азбуку», где «б» пахнет бананом, «г» – гвоздикой, «с» – сосной. А еще в Музее образования хранится коллекция букварей со всего мира – их здесь около тысячи.

А вот тематика другого необычного музея, расположенного в 320 км от С.-Петербурга в поселке Верхние Мандроги Подпорожского района, заинтересует в первую очередь взрослых. Здесь работает самый большой в Северо-Западном регионе РФ Музей водки и самогоноварения. За семь лет существования в его коллекции собралось почти 2,2 тыс. сосудов с более чем шестью тысячами литров алкогольного напитка. Кстати, в этих местах дважды отдыхал Владимир Путин. В книге отзывов музея есть его автограф. 

Здесь можно увидеть водочные бутылки в виде бюстов Петра Великого и Пушкина, двухлитровый фарфоровый сосуд «Корона Российской империи» – точная копия головного убора, который носила Екатерина Вторая. Рядом - «Шапка Мономаха», «Спасская башня» Кремля с курантами и «Исаакиевский собор». Несколько лет назад, когда в моде были емкости для крепких напитков в форме оружия – сабель, кинжалов, пистолетов и винтовок, – английские предприниматели наладили серийный выпуск водочных «автоматов Калашникова». Точная копия этого оружия, представленная в музее, выполнена из стекла и вмещает пять литров алкоголя. Другой необычный экспонат – «Шахматы», изготовленные в форме сосудов различной емкости – от 100-граммовых пешек до 250-граммовых королей и ферзей. «Белые» наполнены водкой, «черные» – коньяком. Как-то раз, будучи в Верхних Мандрогах, в такие шахматы попытался сыграть гроссмейстер Марк Тайманов. 

Пожалуй, самая интересная часть экспозиции – «народное творчество» - уникальная коллекция самогонных аппаратов. Например, здесь есть «агрегат», сделанный белорусскими партизанами из топливного бака танка Т-34, или настоящая самогонная машина с таймерами и другой электроникой, созданная сотрудниками бывшего космического предприятия в Зеленограде. Стоимость последнего экземпляра оценивается в $1,5 тыс.

В поселке Игра, районном центре Удмуртии, в Краеведческом центре создается Музей арестантского быта. Это - проект-победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который организует Благотворительный фонд Владимира Потанина. В конце прошлого года здесь началось формирование коллекции экспонатов, включающей ручные и ножные кандалы, одежду ссыльного и конвоира, печь, нары, соломенные матрацы, деревянную посуду, решётки на окнах, двери с "глазком" и т. д. 

В Калининграде на улице Рокоссовского работает единственный в России Музей почтовых ящиков, который открылся несколько месяцев назад. Экспонаты, число которых сегодня перевалило за тридцать, висят под открытым небом на стене дома. Это польские, литовские, немецкие, французские, итальянские и, конечно же, знаменитый советский жестяной ящик с надписью «Для почты». Мечта организатора музея, директора калининградской службы доставки «Почтальон Печкин» Сергея Слющенкова, – заполучить самый первый в мире почтовый ящик: французский, образца 1653 г. Дело это непростое, ведь до наших дней их дожило всего несколько штук, но место для реликвии на стене калининградского дома уже подготовили.

Кроме того, сотрудники музея планируют соорудить стенд, где на 40 языках мира будет написано словосочетание «почтовый ящик». Сравнительно недавно – в 2002 г. - в Москве появился единственный в мире Музей угона, открытый компанией Lada Favorit. Здесь представлены сотни экспонатов: уникальная коллекция фальшивых документов и номеров, различные средства для взлома и угона автомобилей, самодельные противоугонные устройства, компьютер с базой данных всех когда-либо пропавших машин. 

В Переславле-Залесском находится один из самых известных частных музеев нашей страны - Музей утюгов. Его коллекция собрана со всей России, самый маленький экспонат весит всего 10 граммов, самый большой - 10 кг. Есть здесь очень редкий спиртовой утюг, работающий по принципу керосиновой лампы. В XIX веке его можно было обменять на небольшое стадо овец. Самый необычный экземпляр коллекции – алюминиевый утюг. Нагревать его, конечно, нельзя – он использовался контрабандистами для вывоза за границу цветного металла. 

Немало интересных музеев работает сегодня в Туле. Это, в частности, Музей тульского пряника, Музей самовара, Музей оружия. Последний был основан в 1876 году.

Кстати, немало интересных музеев, сегодня незаслуженно забытых, открывалось в нашей стране в советское время. Приведем лишь несколько примеров. В 1968 г. в сибирском городе Ангарске открылся первый Музей старинных часов. Основу экспозиции составила коллекция П. В. Курдюкова (1908-1985 гг.), которую он собирал протяжении полувека. Здесь есть часы конца XVIII – начала XX в. из стран Западной Европы, России и Японии, в корпусах из бронзы и мрамора, фарфора и дерева, карманные часы XIX – начала XX в. швейцарских и немецких фирм, современные часы отечественного производства. В 1957 г. в Москве появился музей «Великий почин» локомотивного депо «Москва-Сортировочная», посвященный первому коммунистическому субботнику 1919 г. – тогда силами рабочих депо был отремонтирован паровоз серии Ов, представленный сегодня среди экспонатов музея. Народный музей истории Московского метрополитена открылся в ноябре 1967 г. В С.-Петербурге в Военно-историческом музее им. А. В. Суворова хранится интереснейшая коллекция военных игрушек: крохотные палаши, модель знаменитой мосинской винтовки, фигурки солдат и офицеров, игрушечные танки, броневики, первые аэропланы.

Важную роль в формировании музейных коллекций сегодня играют представители животного мира. Пожалуй, наиболее известный проект такого рода – мышкинский Музей мыши. Но он далеко не единственный. В частности, сегодня в России действуют несколько музеев, посвященных медведям. Так, более 300 игрушечных животных собраны в Музее медведя в Ярославле. В Тверской области под Торопцом расположена медвежья ферма «Чистый лес» семьи Пажетновых, при которой также есть музей. В селе Эссо Быстринского района Камчатской области открыт Музей бурого медведя, и не случайно - здешняя популяция бурых медведей считается крупнейшей в мире. В 2006 г. открыть Музей медведя и провести международный фестиваль «Культ медведя» планируется в городе Александровск (Пермский край). 

В городе Коврове Владимирской области есть Музей зайцев, где можно познакомиться с легендами и историями об этих животных. Экспонаты здесь собирают со всех регионов России и даже из-за рубежа. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова поделился с владимирцами материалами Музея деда Мазая в Карабихе (Ярославская область), христианская община из североамериканской Южной Калифорнии прислала керамическое изображение Мелангеллы – покровительницы заячьего рода. Фигурка создана в монастыре Святого Андрея в Валермо. 

Более 150 экспонатов хранится в Музее волка в Тамбове. Экспозиция состоит из четырех частей. Биолого-экологическая рассказывает о представителях семейства волчьих со всего света, историко- культурологическая – об образе животного в мифологии и легендах народов мира, художественная – о всех произведениях искусства, главным персонажем которых являются волки. Наконец, раздел «Тамбовский волк» рассказывает об истории происхождения этого выражения. В конце XIX века про крестьян из Тамбова, батрачивших за гроши, говорили: «Опять тамбовские волки по дворам рыщут – цену сбивают!» Присказка «тамбовский волк тебе товарищ» появилась в начале 1920-х годов во время вооруженного восстания местных крестьян, а популярной стала в 1956 г. после выхода на экраны страны фильма «Дело Румянцева».

3.1.3.Туристская инфраструктура и туристские формальности в России

Размещение. В России выделяют несколько видов средств размещения, которые предоставляют туристам гостиничные услуги. Это гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, базы отдыха и турбазы, малые суда в бухтах, гостиницы-теплоходы и пр. В настоящее время формируется новая система классификации гостиниц и других объектов размещения, которая будет учитывать рекомендации ВТО и максимально приблизит гостиничный сервис в России к международным стандартам.

Гостиничная инфраструктура в России развивается достаточно активно. Фонд размещения в столицах и крупных городах насчитывает десятки тысяч мест (например, в Москве - 65 тыс., в Санкт-Петербурге - около 35 тыс.). Сотни гостиниц, построенных в стране в советские годы, уже перестроены или находятся в стадии реконструкции, чтобы соответствовать спросу. В каждом культурном и туристическом центре найдется несколько отелей с ресторанами, казино, барами, парковками, круглосуточным обслуживанием в номерах, бассейнами, саунами и тренажерными залами, подходящих для проживания иностранных гостей. Ведется очень активное строительство мини-гостиниц на 10-100 номеров с участием частных инвесторов, а в пригородах - мотелей и мини-гостиниц коттеджного типа. Подобные объекты размещения тесно сотрудничают с туристическими компаниями и привлекательны специфическим, более домашним уютом и комфортом. Охраняемые, полностью оснащенные всеми возможными развлечениями и связью, они часто располагаются недалеко от города, на природе, что только добавляет им привлекательности. Кроме того, по всей России - в Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Мурманске, Владивостоке - с учетом развития деловых контактов открываются отели объемом в 200-300 номеров. В то же время в культурных и деловых центрах России ежегодно появляются новые высококлассные и вместительные отели международных гостиничных цепочек и сетей - Hayatt, Marriott, Radisson, Sheraton, ACCOR, Holiday Inn и др.

Уровень цен на гостиничные услуги весьма разнообразен. Для экономичных путешествий отечественные туристы часто выбирают недорогие гостиницы с минимальным набором услуг, стоимостью около 150 рублей за место (около 5 евро или долларов) в день без питания. Однако в туристических поездках с деловыми, познавательными или рекреационными целями россияне предпочитают останавливаться в гостиницах стоимостью 300-600 рублей (10-20 евро или долларов) за место с завтраком или двухразовым питанием. Для иностранных гостей более важен комфорт и безопасность, поэтому они чаще выбирают гостиницы более высокого, чем россияне, уровня, со стоимостью места от $50 в день с завтраком и выше.

Визы. Порядок получения виз для въезда регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».

Уполномоченными государственными органами, имеющими право оформлять, выдавать, продлевать срок действия визы, восстанавливать либо аннулировать визу, являются: дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы на территории Российской Федерации.

За оформление визы, в том числе за продление срока ее действия и восстановление, взимается государственная пошлина и иные сборы, установленные законодательством Российской Федерации.

В уполномоченный государственный орган представляются следующие документы:

1. Действительный заграничный (служебный, обыкновенный) паспорт;

2. Заполненная визовая анкета с 1 фотографией;

3. Полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации;

4. Сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции в случае, если он ходатайствует о визе на срок более 3 месяцев.

Основанием для получения визы является договор на оказание туристских услуг и подтверждение российской туристской организации о приеме либо приглашение.

Для посещения России с целями туризма предусматривается туристская виза.

Туристская виза на срок до 1 месяца выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста. Обыкновенная туристская виза может быть однократной или двукратной. Срок оформления визы составляет не более 20 рабочих дней с даты обращения в консульство.

Туристская групповая виза на срок до 1 месяца выдается иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию в качестве туристов в составе организованной туристской группы (не менее 5 человек, но не более 50).

Туристская виза, в том числе групповая, выдается на основании надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристскому обслуживанию (туристского ваучера) и подтверждения о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность.

Для посещения России с деловыми целями предусматривается порядок получения визы, требующий оформления приглашения.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается УФМС России по ходатайству: органов местного самоуправления, аккредитованных юридических лиц (в том числе и туроператоров), граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в стране иностранных граждан.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.