logo search
Ойген Хёрригель - "Дзэн - искусство стрельбы и

Средоточие

 

Все мы легко становимся нервными и напряженными при встрече с серьезными обстоятельствами. Когда приходится впервые держать речь перед большой аудиторией, вы напрягаетесь, ваш ум отказывается работать, и впоследствии вы часто не можете припомнить, что же вы такое говорили. Даже тренированный атлет нервничает перед важной игрой или матчем и не только не может проявить своей полной силы, но и совершает неожиданные ошибки. В таких случаях опытные люди говорят: "Расслабься!" Однако, если вы на самом деле расслабитесь, ваше тело не сможет быстро двигаться и ваш ум не сможет функционировать так, как надо.

Для того чтобы расслабиться, вы обычно выводите силу из своего тела. Но, поступая так, вы однажды непременно почувствуете себя несобранным и слабым настолько, что в серьезных обстоятельствах не сможете расслабиться еще больше. Вы должны знать, как расслабиться, не теряя, однако, своей силы, не ослабевая, но вместо этого быть способным проявить большую силу.

Здесь становится необходимым понять применение Ки. Как отмечалось в примерах со сгибанием руки, даже если вы расслаблены, до тех пор пока вытекает ваша Ки, вы можете проявлять большую силу. Другими словами, чтобы расслабиться, прикажите себе поддерживать истечение вашей Ки. Пока сохраняется исток Ки, вы можете сохранять уровень силы и к тому же быстро передвигаться в любом направлении, поэтому вы сможете расслабляться без беспокойства.

Затем возникает вопрос, куда девать силу, которую мы отводим из тела при расслаблении. Мы должны приказать этой силе идти и осесть где-нибудь. Местом этого осаждения является СЭЙКО-НО-ИТТЭН, или точка примерно на два пальца ниже пупка, — центр нижней части живота.

Каждый предмет имеет центр тяжести около своего основания. Человек в физическом смысле тоже должен рассматриваться как предмет.   

Если он позволит встать себе естественно, его центр тяжести окажется как раз в Средоточии. Если ваш ум расслаблен и сосредоточен здесь, а все остальное тело свободно от силы, тогда происходит истинное расслабление.

 

      Пример 1. А. и Б. располагают свои руки тыльными сторонами одну к другой и толкают один другого. А. собирает свой ум в Средоточии и расслабляется, мощно посылая свою Ки вперед вдоль по руке. Не важно, как сильно напрягается Б., чтобы оттолкнуть А. назад. Напротив, А. только продолжает свое движение вперед и единственное, что остается Б., это отступить.

Пример 2. А. делает полшага вперед и полностью склоняет тело назад, сосредоточивая свой ум в Средоточии и отводя силу из верхней части тела (см. нижний рисунок). Б. старается пригнуть книзу плечи А., но пока А. держит свой ум в Средоточии, Б. не сможет  этого сделать. Легко увидеть, как много силы у А. Затем А. сообщает силу плечам, и тогда уже Б. легко бросает его наземь.

Могут быть приведены и другие примеры, но главный урок один: если вы сохраняете центр тяжести в Средоточии таким образом, каким вы тренируетесь постоянно, вы можете расслабиться. Вы видите теперь, что вкладывать силу в голову с горделиво задранным подбородком или хвастаться своими вздернутыми плечами глупо и неестественно для Айкидо.

Легко допустить ошибку в одном важном пункте. Многие концентрируют в Средоточии свою физическую силу. Когда это сделано, сила, естественно, проникает также и в торс, и Средоточие легко забывается. Но Средоточие — не место концентрации вашей физической силы, а место собирания вашего ума.

"Это центр моего ума" — вот все, что нужно думать о Средоточии. Научившись однажды достигать этого состояния ума, применяйте его в вашей ежедневной тренировке и практически используйте его во всех своих действиях. Поскольку это состояние ума разрешает вашему центру тяжести пребывать в покое, где бы он ни был, постоянная практика скоро даст вам возможность без сознательного усилия сохранять привычку непрерывного расслабления, чтобы использовать возможности вашего ума и тела по первому же требованию.

Для того чтобы быть способным к излиянию Ки, вы должны постоянно собирать свой ум в Средоточие. Если вы не делаете этого, вы не можете изливать Ки. Иначе говоря, когда изливается ваша Ки, ваш ум непременно сосредоточен в Средоточии. Эти два положения звучат по-разному, но означают они в точности одно и то же. Таким образом, тренировка может быть проведена где угодно и в любое время.  

 Когда происходит что-либо серьезное, то, если вы спросите себя: "Мое внутреннее "я" в Единой Точке?" и добьетесь определенного "Да!" в ответ, у вас не будет причин для волнений, и вы сможете оставаться спокойным и расслабленным. Если же вы рассердитесь, то знайте, что тут же утеряете Средоточие. Поэтому вам необходимо сразу же расслабиться и напомнить себе, что ваш ум должен быть в Средоточии — и ваша злость исчезнет прежде, чем вы осознаете ее. Идете ли вы, едете ли, но, если ваш ум в Средоточии, — вы не чувствуете утомления. И так день за днем, мгновение за мгновением вы живете с пользой, шлифуя собственный характер.

Додзё (тренировочный зал) — это место для того, чтобы изучать теорию истины, проверять, были ли правильными повседневные действия, удостоверяться, достигнута ли какая-нибудь сила, и далее шлифовать свое искусство. Подобно тому как в зеркале мы наблюдаем свои недостатки и исправляем их, так мы можем видеть, точны мы или нет, наблюдая, как действуют в Додзё наши противники.

Приемы Айкидо слагаются так, что, если вы действуете правильно, вы всегда можете бросить своего противника. Если вы не находите возможности бросить его, значит, в вашем исполнении есть изъян и пора вновь обратиться к основам и спросить совета у своего наставника.

Изучайте тысячу основных приемов Айкидо и овладевайте десятком тысяч их вариаций. Старайтесь постоянно поддерживать уровень силы, будьте спокойны и расслаблены. Это путь, на котором вы учитесь завоевывать не вашего противника, но себя самого.

 

 

Не критикуй ни одного из других воинских искусств.

Отзовись плохо о других — и это непременно обернется против тебя же.

 Гора не смеется над рекой только из-за того, что та течет низко,

но и река не оскорбляет гору потому только, что та не может сдвинуться с места.