logo search
Туристкое регионоведение России(часть1)

2.1. Основные понятия

В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные исследования, но пока в рамках смежных дисциплин. Сегодня можно говорить лишь о том, что завершен лишь первый период формирования регионалистики в качестве самостоятельной научной дисциплины, аккумулирующей знания, почерпнутые из различных научных дисциплин и пытающейся сформулировать свой собственный предмет исследования.

По мнению авторов «Политической энциклопедии», предметом регионалистики является «регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая величина» (Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 333—334). Основная цель регионоведения как учебной дисциплины заключается в формировании представлений о той ситуации, которая сложилась в регионе (или группе регионов), тенденциях и направлениях регионального развития, региональной политике, проблемах и особенностях регионального управления.

Такое представление о предмете регионалистики как научной дисциплины задает общие контуры предметной области туристского регионоведения как учебной дисциплины. Однако конкретное содержание этой учебной дисциплины будет определяться в первую очередь тем, как трактуется само понятие «регион», а на его основе и «туристский регион»

В узком (политико-правовом) смысле слова под регионом понимают административно-территориальные образования. В широком – территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатическую зону; географическую территорию; межгосударственную территорию; экономический или хозяйственно-экологический район, историко-культурный ареал и т.п.

Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются подчас различные объекты.

В географии «регион» – это определенный территориальный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли.

В экономике «регион» рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.

В культурологи «регион» определяется как специфическое культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литературе понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

В политологии «регион» – это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний Восток, Центральная или Восточная Европа).

В рамках доктрины европейского интегрального федерализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; определенное население; общность истории, природных условий и решаемых проблем.

В Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Все перечисленные затруднения в полной мере проявляется и в многочисленных попытках выяснить что такое «туристкий регион». Есть несколько подходов в определении туристского региона. Всемирная туристская организация (ВТО) определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. К сожалению, это определение не вносит ясности в этот вопрос. Поскольку отсутствует указание на территориальный охват. Под это понятие могут подпадать территории различной размерности. С другой стороны известно, что по версии (ВТО) выделяется 6 туристских регионов: Европа; Ближний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Африка и Америка. Попутно отметим, что в отечественной географической науке все же более традиционным является выделение туристских регионов по материкам и континентам, а именно: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

В этой связи предпринимались попытки ввести иерархическую составляющую в определение «туристский регион». Существует предложение для описания крупных геополитических, экономико- и физико-географических территориальных таксонов применяется термин «макрорегион». Например, шесть регионов выделяемых ВТО или материки и континенты рассматривать как макрорегионы, а уже внутренние различия изучаются на уровне мезорегионов и микрорегионов. В данном случае возникает некое снижение смыслового статуса понятия регион.

Существует подход, выявляющий ранги рекреационных образований, которые определяются как функциональная совокупность рекреационной природной и урбанизированной среды, преобразованной для рекреации. При этом в иерархическом плане рекреационные образования выстраиваются в ряд: рекреационный регион – рекреационный район - рекреационная зона - рекреационный комплекс - рекреационное учреждение. Рекреационный регион занимает высший таксономический ранг, и что важно, его границы определяются границами природных комплексов и административно-экономических единиц. Границы рекреационных (туристких) регионов устанавливаются исходя из следующих условий: 1) Размещение в границах крупного экономического района; 2) Концентрация управления в крупном рекреационном центре; 3) Использование принципа комплексности и разнообразия; 4) Установление радиусов доступности структурных элементов: из главного рекреационного центра до наиболее удаленного элемента рекреационной системы региона – 1200 км; 5) Единства транспортной инфраструктуры с интервалами между рекреационными образованиями не более 300 км; 6) Наличие ландшафтных коридоров, соединяющих туристские районы (Лукьянова, Цыбух, 2004). В данном варианте хорошо представимы размерности региона в рамках существующего природного и административно-экономического районирования.

Учитывая специфику туристкой отрасли, которая немыслима без существующих региональных: географических, экономических, культурологических и политологических аспектов, пространство туристского региона видится вложенным в уже сложившуюся структуру. Безусловно, туризм требует специфических подходов в управлении и экономике, но он не может формироваться без существующего регионального контекста.

В заключение следует отметить, что в отечественной географической литературе, в качестве синонима для «региона» часто используется термин «район», а также «зона». Для того, что бы выяснить соотношение этих ключевых понятий имеет смысл рассмотреть подробно один из инструментов изучения пространства - районирование.