logo search
Ист

Лекция 9. Международный туризм на современном этапе и перспективы развития туризма в Беларуси

1. Система международного сотрудничества в туризме. Международные туристские организации.

  1. Организационно-правовое обеспечение международного туризма.

  2. Международный туризм в XXI веке. Проблемы и возможности развития туризма в Республике Беларусь.

1. Международный туризм берет свое начало в середине XIX в. (вместе с упрочением капитализма), а подлинного расцвета достигает во второй половине XIX в. – «феномен ХХ в.». Становление международного туристского обмена как активного средства культурного сотрудничества – закономерный результат развития общей тенденции на укрепление взаимных контактов и взаимосвязей наций и народностей. Международный туризм – крупное общественное явление в системе современных отношений мирового сообщества. Развитие международных туристских связей определило создание более 70 организаций, среди которых можно выделить три основные группы.

I Межправительственные организации сферы ООН, в т.ч.

а) Занимающиеся вопросами туризма эпизодически, к которым относятся:

  1. Конференция ООН по туризму и путешествиям.

  2. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

  3. ЮНЕСКО.

  4. Международная организация труда (МОТ).

  5. Международная ассоциация авиаперевозчиков (IATA).

  6. Всемирный банк.

  7. Международный валютный банк.

  8. Генеральное соглашение по тарифам и торговли.

б) Специализированная (с 2003 г.) организация в системе ООН – Всемирная туристская организация (ВТО) – правопреемница Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) с 1968. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. В обязанности ВТО входит исследовательская работа в области туризма; оказание помощи странам – членам этой организации при максимизации положительного воздействия туризма на их экономику; спонсирование образования и повышение квалификации персонала туристской отрасли; обеспечение статистической информацией, гармонизация политик, проводимых странами в области туризма.

Имеет четыре уровня членства: обычные члены (более 140 действительных членов, которые согласились или ратифицировали Устав); ассоциированные (кроме Макао, Аруба, Пуэрто-Рико, Антильские острова); постоянный наблюдатель (Ватикан); присоединившиеся (свыше 330 международных неправительственных государственных и частных учреждений, которые активно участвуют в туризме). В качестве официальных языков приняты английский, французский, испанский и русский. Штаб-квартира ВТО периодически меняет город своего пребывания (сейчас Мадрид).

Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО.

II Региональные межправительственные организации, в т.ч.

а) в Европе: Европейская комиссия путешествий (создана в 1948 г., включает 21 страну и поддерживается Европейским Союзом); Европейская организация рекреации и отдыха (1972 г.); европейская ассоциация пешеходного туризма (1969 г.); Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников Европы (1963 г.); федеральная ассоциация скандинавских туристских агенств (1939 г.)

б) в Азии: азиатско-австралийская гостиничная и ресторанная ассоциация; Ассоциация по туризму стран–членов АСЕАН

в) в Америке: международная федерация путешествий и авиаклубов; Конфедерация туристских организаций Латинской Америки; Карибская ассоциация по туризму

г) в Африке: Африканская туристская ассоциация; Организация по развитию туризма в Африке

д) Арабские страны объединены в Арабский туристский союз; Арабская федерация ассоциаций туристских агенств.

III Специализированные неправительственные организации:

  1. Профессиональные: организации универсального характера; Всемирная федерация ассоциаций туристских агенств (ФУААВ) – 1966 г.; Международный туристский альянс; Международная гостиничная ассоциация; Международная ассоциация конгрессов и конференций; Международная федерация кемпинга и караванинга; Международная ассоциация конно-спортивного туризма и др.

  2. Обеспечивающие сотрудничество в организации туристского обмена: Всемирная ассоциация туристских агенств – (ВАТА) – коммерческое объединение турфирм, работающих на кооперативных началах; Международная федерация туроператоров; Международная ассоциация гидов по сопровождению (турэскорта); Международная ассоциация организаторов экскурсионных и туристских программ;

  3. Обеспечивающие социальный туризм, организацию досуга и отдыха.

  4. Обеспечивающие развитие молодежного и студенческого туризма.

  5. Обеспечивающие транспортное обслуживание туризма и международных путешествий.

Следует отметить, что подлинными хозяевами в сфере туризма развитых стран выступают не общенациональные организации и не муниципальные и общественные ассоциации, а большие, средние и малые частные фирмы. Из агенств, начавших деятельность в середине и конце XIX в., выросли крупнейшие объединения, имеющие свои отделения внутри страны и за рубежом. К их числу относятся такие монополистические объединения, как «Америкен Экспересс» (США), «Томас Кук и сын» (Великобритания), «Туринг клуб де Франс» (Франция), «Туропа», «Никкерман туристик», «ДЕР» (ФРГ), «ЧИТ» (Италия). Среди крупнейших концернов по организации иностранного туризма следует отметить «Маужин ТУР» (США), «Транстур» (Франция), «Райзебюро» и «ЕУН» (ФРГ). Из оптовых фирм по производству и распродаже туров, объединений и национальных ассоциаций возникают объединения–гиганты: Союз туристских агенств Франции, Итальянская Федерация агенств по туризму и путешествиям, Союз бюро путешествий (ФРГ), Ассоциация британских туристских агенств, Японская национальная туристская организация и другие.

2. В современных условиях международный туризм оказывает существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Признавая это влияние, государства устраняют барьеры, мешающие развитию туризма. Таким образом, в международных отношениях создана целостная система правового регулирования туризма, т.е. действует комплекс принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области международных путешествий и туризма. Основу правового регулирования в области международного туризма составляют резолюции международных организаций, специализированных учреждений системы ООН, международных туристских организаций.

К ним относятся:

  1. Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.).

  2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

  3. Манильская декларация ВТО по мировому туризму (1980 г.) – принцип развития мирового туризма.

  4. Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму (1982 г.) – обращает внимание на национальные приоритеты.

  5. Кодекс туриста и Хартия туризма (1985 г., София).

  6. Гаагская декларация по туризму (1989 г.) – инструмент международного сотрудничества и партнерства в области туризма.

  7. Итоговый документ Венской встречи представителей государств–участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.).

  8. Документы Стамбульского семинара (1992 г.) и Варшавской конференции (1993 г.), проведенных под эгидой ВТО.

  9. Декларация Мирового туристского форума Всемирной конференции министерств по туризму (г.Осака, Япония, 1994 г.).

  10. Самаркандская декларация по туризму на «Шелковом пути» (1994 г.) – развитие туристской отрасли в регионе Центральной Азии.

  11. Глобальный этический кодекс туризма (1999 г., г.Саньяго, Чили) – установление новых ориентирова для устойчивого развития мирового туризма.

  12. Сеульская декларация «Мир и туризм» (2001 г.).

  13. Осакская декларация тысячелетия (2001 г.).

  14. Квебекская декларация по экотуризму (2002 г.).

Из 14 деклараций, соглашений – 9 ВТО.

В числе региональных международных правовых актов для РБ существенное значение имеет Соглашение по основным принципам сотрудничества государств–участников СНГ в области туризма (1994 г.), которое имеет статус законодательного акта и формулирует основы правового механизма и нормы взаимодействия в области туризма.

Правовое регулирование в области международного туризма обеспечивают и двусторонние договоры, соглашения, программы сотрудничества и партнерства, заключаемые государствами. Как правило, в этих актах определяются условия содействия развитию туризма. Подобные соглашения РБ имеет с Российской Федерацией, Польшей, Турцией, Кипром, Индией, Румынией и др.

В ряде европейских стран приняты специальные законы в области туризма и международных путешествий. В Германии, например, в соответствии с Законом о туристских контрактах туристские компании отвечают перед потребителем в судебном порядке (и возмещение причиненного ущерба может составить от 10 до 20% стоимости тура – изменение места проживания без согласия клиента, загрязнение пляжа и т.д.).

В ряде стран СНГ, в т.ч. в Беларуси приняты правовые акты в области туризма, регулирующие правоотношения в сфере туристского обслуживания внутри страны и определяющие формы международного сотрудничества в области туризма. В США, Японии, Австралии, ряде стран Европы созданы гарантийные туристские фонды, возмещающие туристам ущерб, нанесенный в результате несостоятельности фирмы или ее ликвидации.

Комиссия Европейских сообществ Евросоюза приняла «Зеленую книгу» в области туризма – программный документ основных направлений реализации политики стран Евросоюза в данной сфере. Важное значение для развития международного турихма в Европейском макрорегионе сыграло принятое в рамках Евросоюза Шенгенское соглашение (1993 г.). Распространение этого правового документа на страны Центральной и Восточной Европы активно способствует созданию единого европейского туристского пространства.

Однако основным инструментом сотрудничества и партнерства в сфере туризма является Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. Выводы и рекомендации конференции касаются как упрощения туристских формальностей (паспортно-визовых, валютного контроля, таможенных правил, медицинских формальностей), так и повышение роли государства по созданию условий развития туризма и реализации прав личности на отдых и путешествия. Именно государство, как правило, не принимающее непосредственного участия в организации турпоездок, все же ответственно за разработку таких правовых, финансовых, таможенных и других норм, которые способствовали бы организации туристских путешествий.

В практике международного сотрудничества стран в области туризма нередки случаи невыполнения контрактов по объективным причинам и формальным обстоятельствам. Ответственность сторон, участвующих в контракте на путешествие, определена Конвенцией по контракту на путешествия (1970 г.). Однако вопросы конкретного возмещения ущерба (морального и материального) решаются в большинстве стран, как правило, на основе национального законодательства по месту происхождения ущерба в порядке претензионного процесса в судебном разбирательстве.

3. Международный туризм развивается в соответствии с определенными законами и учетом влияния ряда факторов. Среди них:

а) природно-климатические и социально-экономические, включающие уровень развития и структуру производственной и непроизводственной сферы определенного региона, уровень жизни, политическую стабильность;

б) демографические;

д) инфраструктурные;

г) геополитические.

Туристический рынок очень чувствителен к экономическим изменениям, происходящим как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Начиная с великой депрессии 30-х г. до современных энергетических кризисов колебания показателей туристической деятельности и развития гостиничного хозяйства практически совпадают с ростом цен на энергоносители, падением курсов национальных валют, ростом безработицы и другими негативными факторами в экономике. Вторая половина ХХ в. была периодом, когда цены на туристический продукт поднимались медленнее, чем вырастала инфляция. Росту путешественников также способствовало производство более вместительных и комфортабельных самолетов, а также меры, направленные на развитие рынка туризма.

На рынок туристических услуг оказывают существенное влияние такие социальные и демографические факторы, как поздние браки, всплески и падения рождаемости, увеличение продолжительности жизни, рост числа бездетных семейных пар, более ранний уход на пенсию, сокращение иммиграционных ограничений, увеличение или уменьшение продолжительности оплачиваемых отпусков.

К концу ХХ в. было отмечено повышение в развитых странах культурного и образовательного уровня, что повлекло тенденцию к межкультурным коммуникациям, расширению научных, спортивных, научно-технических, деловых связей. Это существенно влияет на туристический бизнес.

К XXI веку международный туризм предстал как массовое явление, в него вовлечены миллионы людей и сотни тысяч хозяйственных предприятий, из которых состоят туристские организаций, охватывающие миллионы человек, существующих за счет доходов от туризма.

На Генеральной ассамблее ВТО в докладе «Туризм – панорама 2020 года», были отмечены основные тенденции развития мирового туризма, среди которых усиление конкурентной борьбы между туристическими регионами, продолжающаяся концентрация производства услуг и товаров; активное продвижение капиталов ряда туристических компаний на зарубежные рынки; модернизация технологии производства туристических услуг; внедрение новых коммуникационных систем и компьютерных технологий в индустрию туризма и гостеприимства.

По мнению экспертов ВТО, на состояние туристического рынка, влияют особенности туристического спроса, появившиеся в последние время. Так, отчетливо проявляется тенденция к сокращению пребывания в отпусках, при этом отпуск делится на несколько частей. Увеличивается число туристов пожилого возраста. Отмечается увеличивающаяся роль миграционных потоков на туристический спрос.

Сегментация спроса меняется в зависимости от повышения требований, выходящих за пределы традиционных целей путешествия. Растет спрос на индивидуализированные отпуска, на альтернативные гостиницам средства размещения, на отдых, активный, насыщенный впечатлениями и связанный с интерактивным участием в различных мероприятиях. Исследование этих тенденций привело к провозглашению перспективных направлений туризма в XXI веке:

С учетом основных мировых тенденций должна развиваться индустрия туризма РБ, задействуя свой потенциал и возможности.

В 1990-х годах в большинстве стран Центральной и Восточной Европы прошла системная трансформация. Это было время качественных изменений всех аспектов жизнедеятельности общества: его экономической, политической, цивилизационной составляющих. Правовое оформление суверенных государств на постсоветском пространстве (страны СНГ и Балтии), переход их к рыночной модели хозяйствования, интеграционная политика Европейского Союза, демократизация внутриполитической жизни в странах Центральной и Восточной Европы и государствах СНГ – стали важнейшими предпосылками развития международного туризма.

В первые годы после образования СНГ в условиях общего экономического кризиса спрос на туристские услуги существенно снизился, приостановили свою деятельность многие объекты социального туризма, для больших масс населения он стал недоступен. Одновременно менялась структура туристского спроса.

В 1990-е гг. в Беларуси многократно сократились объемы внутреннего туристско-экскурсионного обслуживания, а в развитии международного туризма произошли существенные структурные сдвиги: туристская привлекательность республики, принявшей на себя 70% радиоактивных выбросов и испытывающей социально-экономический кризис, существенно снизилась, в то время как либерализация процедуры выезда за границу способствовала росту числа зарубежных поездок. В результате в 2002 г. соотношение организованных выездных (1,409 млн. чел.) и въездных (63,5 тыс. чел.) туристских потоков составило 22:1 в пользу поездок за рубеж (в основном так называемые «шоп-туры»). Объем выездных потоков с рекреационными и познавательными целями был ограничен низким уровнем доходов населения. Для сбалансированного туристского рынка в соответствии с рекомендациями ВТО необходимо следующие оптимальные соотношения: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Несмотря на расширение географии туристского обмена, уровень международной активности (14%) заметно уступал аналогичному показателю конца 1980-х гг., когда за пределы республики в различные регионы СССР выезжало на отдых около 30% населения. Беларусь была единственным в центрально-восточном Европейском регионе государством, где в течение 1990-х гг. происходило снижение поступлений от международного туризма. В результате экономическая роль туризма в стране все еще остается незначительной.

В период 1995-2005 гг. расходы на международный туризм увеличивались (при отрицательном сальдо туристского баланса). Обнаружила себя тенденция установления широких туристических связей со всеми регионами мира. По данным Государственного комитета пограничных войск в 2006 г. Беларусь посетили 5,3 млн. иностранных граждан, в т.ч. с целью туризма – 361,4 тыс. чел. (7%), со служебными целями – 524,8 тыс. чел., частными – 2568,5 тыс., транзит составил 1 594 тыс. чел. Общий объем выездного потока составил 6,8 млн. граждан Беларуси, в т.ч. с целью туризма – 2 500 тыс. человек (37%), со служебными целями – 226 тыс., частными – 3 789,5 тыс. человек. Организованный въездной поток, обслуженный организациями, осуществляющими туристскую деятельность, в 2006 г. составил 90,8 тыс. человек, выездной – 572,4 тыс. человек.

Экологический, сельский, охотничий, познавательный, этнический и другие направления въездного туризма Беларуси находятся в стадии активного формирования.

По данным платежного баланса Нацбанка, экспорт туруслуг в Беларуси в 2006 г. составил 272 млн. долларов, импорт – 734,7. Отрицательное сальдо тур. баланса – 462,7 млн. долларов, что не учитывает всего объема турпоступлений от транзитных посетителей, а также частных и деловых поездок иностранных граждан. В силу сказанного важнейшим приоритетом туристской политики становится конкурентоспособность туристского комплекса.

В условиях глобализации Беларусь приобретает новые возможности, связанные с либерализацией торговли туристскими услугами, доступом к современным информационным технологиям (Интернет, глобальные системы разервирования0. Залы успешного развития туристского комплекса Беларуси в эффективном взаимодействии с транснациональными компаниями, привлечения и использования их капитала, производственных и управленческих технологий, маркетинговых возможностей.

Развитию туризма способствует регионально-экономическая и политическая интеграция, характер отношений с сопредельными государствами ЕС и коньюктурой туристского рынка стран ЕС.