logo
Ист

Лекция 6. Культурно-гуманитарное наследие Беларуси как познавательная основа для развития экскурсионного туризма

1. Структура культурно-исторических ценностей Республики Беларусь.

2. Тематическое содержание памятников археологии и истории Беларуси.

3. Художественно-эстетические особенности искусства белорусской архитектуры.

4. Музейные коллекции РБ.

1. Современный туризм представляет собой специфическую форму самобытных встреч различных культур, поскольку познавательные элементы обязательно присутствуют при совершении любых туристских путешествий. Поэтому культурно-исторический потенциал является важным элементом туристской привлекательности страны.

Культурно-исторические туристские ресурсы включают объекты экскурсионного показа (памятники и памятные места, природные и производственные объекты, экспозиции музеев), а также этнографические памятники материальной и духовной культуры, отражающие национальную специфику жизни народов (обычаи, традиции, праздники, национальная кухня, одежда и т.д.). По мнению эспертов Всемирной туристской организации республика обладает значительным культурно-историческим потенциалом, который формировался на протяжении тысячелетней истории становления белорусской государственности.

Всего на территории Беларуси учтено свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры, из числа которых 2542 имеют национальное значение.

В Государственный список историко-культурных ценностей РБ внесено 4811, в т.ч. 4694 материальных недвижимых объектов наследия, которые включают 1655 архитектурных памятников и сооружений, 1125 – исторических памятников, 57 – памятников искусства и 1857 – археологии. В соответствии со своими свойствами историко-культурные ценности делятся на четыре категории:

«0» – историко-культурные ценности, включенные или предложенные для включения в Список мирового наследия. Под этой категорией в Госреестре отмечено 9 объектов – 1) дворцово-парковый ансамбль и комплекс монастыря иезуитов в г. Несвиже, 2) Борисоглебская (Коложская церковь XII в. в г. Гродно), 3) Августовский канал, 4) церковь оборонительного типа в д. Сынковичи Зельвенского района, 5) Замковый комплекс Мир, 6) Дуга меридиана Струве (2) пу… ) на территории Брестской области, 7) Каменецкая башня, 8) Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке, 9) дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле.

Самые значительные объекты охраны от РБ включены в Список Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО. Это замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиж, «Дуга Струве», и «Беловежская пуща». В РБ концентрируется 4 из 812 объектов Всемирного наследия (0,49%), при ее доле в мировом населении в 3 раза меньшей (0,15%).

«1» – наиболее уникальные историко-культурные ценности, художественно-эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес (42 объекта). Среди них – исторические центры г. Гродно и г. Минска, Брестская крепость, комплекс иезуитского коллегиума в г. Полоцке, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области, Лидский замок, фрагменты Новогрудского замка и др.

«2» – достопримечательные историко-культурные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики – 562 объекта. Среди них выделяются: исторические центра гг. Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Барановичского р-на Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костел Иоанна Крестителя в д. Комал Поставского района Витебской области и многие другие.

«3» – историко-культурные ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отдельных регионов республики.

По оценкам БелНИИПградостроительства в туристско-экскурсионном показе можно использовать около 2 тысяч объектов. Но на практике туристско-экскурсионные маршруты даже в период наиболее массового развития экскурсионного туризма в 1980-е гг. охватывали менее 1/3 пригодных к показу памятников истории и культуры. Резервы использования культурно-исторических объектов связаны с реставрацией памятников, благоустройством подъездных путей и прилегающих территорий, разработкой новых тем экскурсий.

2. В тематической структуре экскурсионных объектов можно выделить несколько основных групп.

Особое место занимают памятники археологии, широко используемые в экскурсионном показе (курганы, стоянки, селища, городской культурный слой, надмогильные и культовые сооружения, сохранившиеся объекты древних производств, орудия труда, предметы быта, оружие, украшения и др.).

На территории Беларуси известно около 900 памятников каменного и бронзового веков, около 1500 городищ и селищ раннего железного века, около 6 тыс. курганных могильников, обнаружено свыше 100 объектов культового назначения. В целом археологические памятники чаще встречаются на севере республики. Археологические материалы составляют крупнейшую группу музейных коллекций Беларуси (свыше 425 тыс. предметов).

Большую известность приобрели монументальные памятники эпиграфики XII в., обнаруженные в русле Западной Двины. – Борисовы камни – огромные валуны с высеченными шестиконечными крестами и надписями «Господи, помоги рабу своему Борису» (1128 г. во время страшного голода). В 1930-е гг. 3 валуна были взорваны «с целью борьбы против религии», один из камней в конце XIX в. перевезен в Москву, где хранится в музее–заповеднике «Коломенское», валун из д. Подкостельцы в 1981 г. перевезен в Полоцк и установлен рядом с Софийским собором. Среди сохранившихся объектов древних производств выделяются шахты по добыче кременя 3-5 тыс. лет назад в п. Красносельский Волковысского района, печи, в которых 2 тыс. лет назад выплавляли железо (городище Лобенщина Минского р-на, Каньки Витебского р-на, Свидно Логойского р-на).

Памятники истории представляют цепь важнейших событий в жизни белорусского народа. Они связаны с военными сражениями, становлением государственности, национально-освободительным движением. Тематическое содержание этих памятников определено тем, что в силу своего геополитического положения Беларусь была ареной постоянных военных столкновений. Поэтому доминируют братские могилы воинов и жертв военных событий, массовых репрессий, могилы известных людей, мемориальные комплексы. Вместе с тем история многих городов и местечек представляет богатый экскурсионный материал государственно-политического характера, связанный с эпохой Средневековья и деятельностью выдающихся представителей белорусских родов – Огинских, Сапег, Радзивиллов, Хрептовичей, Ельских и др. (Полоцк, Туров, Новогрудок, Слоним, Пружаны, Слуцк, Пинск, Бешенковичи, Залесье и т.д.).

На Беларуси сохранилось большое количество памятников Отечественной войны 1812 г., имеющих историко-познавательное значение. В честь 100-летия первой победы русской армии над войсками Наполеона в Кобрине был установлен памятник (1912 г.) – бронзовый орел с лавровым венком в когтях. Стоят памятники на местах сражений у деревень Островно и Клястицы (Бешенковичский р-н), Поддубно (Пружанский), Солтановка (Могилевский). О героической обороне Бобруйской крепости, а также Березинской операции также осталась историческая память (группа памятников в районе городе Борисова). Гранитный 26-метровый обелиск, увенчанный двуглавый орлом, установлен в 1912 г. в Витебске. В Волковыске создан музей, в доме, где размещался штаб Багратиона. Представляют интерес места, в которых останавливался Наполеон (дворец витебского губернатора, дворец Хрептовичей в Бешенковичах, монастырь кармелитов в Глубоком и др.).

С белорусской землей связаны страницы истории движения декабристов и попытка восстания в Бобруйской крепости (1826). В Могилеве создан музей декабристов, в городах, зданиях, связанных с их именами установлены мемориальные знаки.

Национально-освободительное движение на территории Беларуси выливалось в массовые восстания 1794, 1863-1864 гг. Имена лидеров повстанцев Тадеуша Костюшко, Якуба Ясинского, Томаша Вовжецкого, К. Калиновского связаны с белорусской землей. В Троицком костеле д. Волчин Каменецкого района похоронен уроженец этой земли, последний король РП Станислав Понятовский.

Определенный интерес представляют историко-революционные памятники – памятное место Курловского расстрела 1905 г. на Привокзальной площади в г. Минске, Дом-музей I съезда РСДРП, памятник В.И. Ленину в Минске, мемориальный комплекс Дзержиново, открытый на родине известного советского деятеля Ф.Э.Дзержинского.

Самая многочисленная группа памятников истории посвящена событиям Великой Отечественной войны. Подвиг народа увековечивают свыше 6 тыс. памятников и большое количество музеев. Военно-патриотическая тематика экскурсионного туризма в основном связана с наиболее известными и посещаемыми объектами – мемориальным комплексом «Хатынь», «Дальва», «Брестская крепость-герой», Курган Славы, «Прорыв», монумент на площади Победы в Минске, комплекс «Оборонная линия Сталина». Событиям новейшей истории посвящен монумент в честь павших воинов-арганцев, открытый в 1996 г. на Острове Слез в г. Минске.

3. Художественно-эстетические особенности наиболее ценных памятников белорусского зодчества дают представление о развитии национальной архитектуры. Наглядно свидетельствует об этом культовое искусство храмового строительства. Шедеврами древних школ зодчества XI-XII вв. являются Полоцкий Свято-Софийский Собор, Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Гродненская Свято Борисо-Глебская церковь, Витебская Свято-Благовещенская церковь. Помимо византийского прототипа эти памятники демонстрируют принципы местной школы – центрично-пирамидальная композиция архитектурных форм (башнеподобный тип крестово-купольного храма), система кладки с чередоваием рядов плинфы и каменных блоков, использование кокошника как элемента декора. Школа мастера Иоанна (Полоцкая).

В XIII-XIV вв. белорусская архитектура приобретает оборонительные черты. Начинается строительство замков, число которых к середине XVI в. достигает 80. Замки располагались таким образом, что расстояние между ними преодолевалось за однодневный конный переход. До наших дней сохранились замки в Мире и Лиде, руины древних замков в Новогрудке, Гродно и Крево, замков XVI-XVII вв. в Гольшанах (Ошмянский р-н), Любчи (Новогрудский р-н), Смолянах (Оршанский), Гераниках (Ивьевский р-н). Элементы оборонного зодчества помимо знаменитых Сымковичской и Мурованковской церквей просматриваются в храмах Сморгони и Заславля XVI в., дме-крепости в Гайтюнишках (XVI в.). Самым выдающимся памятником оборонительного типа является Каменецкая башня-донжон (XIII в.). В архитектуре XIV-XVIII вв. творчески осваивались черты и приемы стилей готики, ренессанса и барокко. В готически-ренессансной архитектуре XIV-XVI вв. складывается своеобразная система декора фасадов – красно-белого цвета (выступающие части стен имели натуральный цвет красного кирпича, углубления затирались белым).

В XVI-XVII вв. главенствующим художественным стилем становится барокко. Он оставил самое богатое наследие. По приглашению магнатов на Беларуси создают свои творения известные европейские мастера: итальянцы Бернардони, Фонтана, Сакко, Спампани, немцы Беккер и Кнобель, голландцы Нонхарт, Ван Даден и др. Первым зданием, построенным в стиле барокко на территории РП, стал несвижский костел Божьего тела (фарный костел) – 1584-1593 гг. Известными произведениями архитектуры барокко помимо дворцово-паркового комплекса являются также костел св. Андрея в Слониме, францисканский, шыдитский, бернардинский и бригитский костелы в Гродно, иезуитский коллегиум и францисканский костел в Пинске, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах, Николаевская церковь и ратуша в Могилеве, костел бернардинок в Минске. Особенной легкостью и пластичностью отличаются памятники позднего «виленского» барокко (арх. Глаубиц), соединяющего в себе элементы рококо (многоярусные ажурные башенки, утонченность и прихотливая узорчатость линий). Памятники – костел Иоанна Крестителя в Столовичах, костел кармелитов в Глубоком, церковь в Березвечье под Глубоким, Борунах.

Стиль барокко нашел отражение в скульптуре и посписях костелов – фресковые циклы Николаевской церкви Могилева, иконостас Георгиевской церкви Давид-Городка, алтарная композиция францисканского костела в Минске. Искусство барокко нашло отражение в живописи – икона, шляхетский портрет, в ткачестве, поливаной керамике, ювелирной технике, книжной гравюре.

С конца XVIII в. в искусстве архитектуры Беларуси распространяются формы русского классицизма, благодаря творчеству известнейших русских мастеров – М. Львова, Стасова, Мельникова, Кваренги. Памятниками этого стиля стали Иосифовский собор в Могилеве, дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, Дом Дворянского собрания в Слуцке. Черты классицизма проявились в памятниках дворцового зодчества – магнатских резиденциях в Щорсах, Ружанах, Пинске, Святске, Щучине, Снове, Жиличах, Воложине, Залесье, Бешенковичах.

В первой трети XIX в. классицизм осваивает черты ампира, а со второй половины XIX в. стилевость архитектуры распадается. Преобладают разные мелкие эклектические течения. К началу ХХ века это были неоклассицизм, псевдоготика, псевдорусский стиль, модерн. В архитектуре конца XVIII–нач. ХХ вв. наибольшим своеобразием отличаются костел в Сарье (1852–1857 гг., Верхнедвинский р-н), костел св. Симеона и Елены в Минске (1908–1910 гг.), Воскресенский собор в Борисове (1874 г.), Покровский собор в Барановичах (1924–1931 гг.), дворец Пусловских в Коссово (1839 г., Ивацевичский р-н).

Среди архитектурных памятников советского периода следует отметить общественные здания, построенные в 1930-е гг. в Минске по проектам И. Лангбарда: Дом правительства, Дом офицеров, главный корпус Академии наук, здание Национального театра оперы и балета. В послевоенный период созданы ансамбли площади Независимости, Победы, проспект Независимости в Минске. Современное искусство белорусской архитектуры демонстрирует здание Национальной библиотеки.

4. Существенный культурно-исторический потенциал сосредоточен в белорусских музеях (134), среди которых 69 (51%) составляют комплексные краеведческие, 36 (27%) – исторические, 14 (10%) – естествоведческие, 13 (10%) – искусствоведческие и др. Музейный фонд Беларуси включает более 3 750 тыс. предметов, из которых 2 805 тыс. (72%) относятся к основному фонду.

Наиболее широкими музейными собраниями обладают Национальный музей истории и культуры Беларуси (Минск), Витебский областной краеведческий музей, Гродненский государственный историко-археологический музей, Национальный художественный, Музей истории Великой Отечественной войны. В структуре музейных коллекций основное место занимают археологические материалы (19%), нумизматические коллекции (16%), фотоматериалы (13%), документальные источники и печатные издания (по 12%). Относительно невелик удельный вес произведений изобразительного искусства (5%) и этнографических коллекций (3%).

Численность посетителей музеев после кризиса периода 1990-х гг. постепенно растет. Высоким уровнем использования музейного фонда отличается столица республики – Минск. Большой популярностью у туристов пользуются Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, археологический музей «Берестье», музей истории книгопечатания в Полоцке, Музей народной архитектуры и быта в деревне Строчица, а также Музей материальной культуры «Дудутки», Музей валунов (г. Минск). Среднее количество посещений музеев в год достигает почти 400 посещений на 1 тыс. жителей.

Социологические исследования экскурсионных потоков в музеях Беларуси показывают, что в числе посетителей преобладают местные жители (97,6%), а зарубежные гости из Польши, Литвы, России, Украины, Германии составляют всего 3,3%. При этом в общем потоке преобладают минчане (46%) и жители областных центров (26%).

Очевидно, что работа по широкому вовлечению объектов историко-культурного наследия в экскурсионный показ требует подготовленных кадров и квалифицированного менеджмента на всех стадиях разработки и реализации туристско-экскурсионного продукта.