Лекция 9. Международный туризм на современном этапе и перспективы развития туризма в Беларуси
1. Система международного сотрудничества в туризме. Международные туристские организации.
Организационно-правовое обеспечение международного туризма.
Международный туризм в XXI веке. Проблемы и возможности развития туризма в Республике Беларусь.
1. Международный туризм берет свое начало в середине XIX в. (вместе с упрочением капитализма), а подлинного расцвета достигает во второй половине XIX в. – «феномен ХХ в.». Становление международного туристского обмена как активного средства культурного сотрудничества – закономерный результат развития общей тенденции на укрепление взаимных контактов и взаимосвязей наций и народностей. Международный туризм – крупное общественное явление в системе современных отношений мирового сообщества. Развитие международных туристских связей определило создание более 70 организаций, среди которых можно выделить три основные группы.
I Межправительственные организации сферы ООН, в т.ч.
а) Занимающиеся вопросами туризма эпизодически, к которым относятся:
Конференция ООН по туризму и путешествиям.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
ЮНЕСКО.
Международная организация труда (МОТ).
Международная ассоциация авиаперевозчиков (IATA).
Всемирный банк.
Международный валютный банк.
Генеральное соглашение по тарифам и торговли.
б) Специализированная (с 2003 г.) организация в системе ООН – Всемирная туристская организация (ВТО) – правопреемница Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) с 1968. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. В обязанности ВТО входит исследовательская работа в области туризма; оказание помощи странам – членам этой организации при максимизации положительного воздействия туризма на их экономику; спонсирование образования и повышение квалификации персонала туристской отрасли; обеспечение статистической информацией, гармонизация политик, проводимых странами в области туризма.
Имеет четыре уровня членства: обычные члены (более 140 действительных членов, которые согласились или ратифицировали Устав); ассоциированные (кроме Макао, Аруба, Пуэрто-Рико, Антильские острова); постоянный наблюдатель (Ватикан); присоединившиеся (свыше 330 международных неправительственных государственных и частных учреждений, которые активно участвуют в туризме). В качестве официальных языков приняты английский, французский, испанский и русский. Штаб-квартира ВТО периодически меняет город своего пребывания (сейчас Мадрид).
Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО.
II Региональные межправительственные организации, в т.ч.
а) в Европе: Европейская комиссия путешествий (создана в 1948 г., включает 21 страну и поддерживается Европейским Союзом); Европейская организация рекреации и отдыха (1972 г.); европейская ассоциация пешеходного туризма (1969 г.); Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников Европы (1963 г.); федеральная ассоциация скандинавских туристских агенств (1939 г.)
б) в Азии: азиатско-австралийская гостиничная и ресторанная ассоциация; Ассоциация по туризму стран–членов АСЕАН
в) в Америке: международная федерация путешествий и авиаклубов; Конфедерация туристских организаций Латинской Америки; Карибская ассоциация по туризму
г) в Африке: Африканская туристская ассоциация; Организация по развитию туризма в Африке
д) Арабские страны объединены в Арабский туристский союз; Арабская федерация ассоциаций туристских агенств.
III Специализированные неправительственные организации:
Профессиональные: организации универсального характера; Всемирная федерация ассоциаций туристских агенств (ФУААВ) – 1966 г.; Международный туристский альянс; Международная гостиничная ассоциация; Международная ассоциация конгрессов и конференций; Международная федерация кемпинга и караванинга; Международная ассоциация конно-спортивного туризма и др.
Обеспечивающие сотрудничество в организации туристского обмена: Всемирная ассоциация туристских агенств – (ВАТА) – коммерческое объединение турфирм, работающих на кооперативных началах; Международная федерация туроператоров; Международная ассоциация гидов по сопровождению (турэскорта); Международная ассоциация организаторов экскурсионных и туристских программ;
Обеспечивающие социальный туризм, организацию досуга и отдыха.
Обеспечивающие развитие молодежного и студенческого туризма.
Обеспечивающие транспортное обслуживание туризма и международных путешествий.
Следует отметить, что подлинными хозяевами в сфере туризма развитых стран выступают не общенациональные организации и не муниципальные и общественные ассоциации, а большие, средние и малые частные фирмы. Из агенств, начавших деятельность в середине и конце XIX в., выросли крупнейшие объединения, имеющие свои отделения внутри страны и за рубежом. К их числу относятся такие монополистические объединения, как «Америкен Экспересс» (США), «Томас Кук и сын» (Великобритания), «Туринг клуб де Франс» (Франция), «Туропа», «Никкерман туристик», «ДЕР» (ФРГ), «ЧИТ» (Италия). Среди крупнейших концернов по организации иностранного туризма следует отметить «Маужин ТУР» (США), «Транстур» (Франция), «Райзебюро» и «ЕУН» (ФРГ). Из оптовых фирм по производству и распродаже туров, объединений и национальных ассоциаций возникают объединения–гиганты: Союз туристских агенств Франции, Итальянская Федерация агенств по туризму и путешествиям, Союз бюро путешествий (ФРГ), Ассоциация британских туристских агенств, Японская национальная туристская организация и другие.
2. В современных условиях международный туризм оказывает существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Признавая это влияние, государства устраняют барьеры, мешающие развитию туризма. Таким образом, в международных отношениях создана целостная система правового регулирования туризма, т.е. действует комплекс принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области международных путешествий и туризма. Основу правового регулирования в области международного туризма составляют резолюции международных организаций, специализированных учреждений системы ООН, международных туристских организаций.
К ним относятся:
Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.).
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).
Манильская декларация ВТО по мировому туризму (1980 г.) – принцип развития мирового туризма.
Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму (1982 г.) – обращает внимание на национальные приоритеты.
Кодекс туриста и Хартия туризма (1985 г., София).
Гаагская декларация по туризму (1989 г.) – инструмент международного сотрудничества и партнерства в области туризма.
Итоговый документ Венской встречи представителей государств–участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.).
Документы Стамбульского семинара (1992 г.) и Варшавской конференции (1993 г.), проведенных под эгидой ВТО.
Декларация Мирового туристского форума Всемирной конференции министерств по туризму (г.Осака, Япония, 1994 г.).
Самаркандская декларация по туризму на «Шелковом пути» (1994 г.) – развитие туристской отрасли в регионе Центральной Азии.
Глобальный этический кодекс туризма (1999 г., г.Саньяго, Чили) – установление новых ориентирова для устойчивого развития мирового туризма.
Сеульская декларация «Мир и туризм» (2001 г.).
Осакская декларация тысячелетия (2001 г.).
Квебекская декларация по экотуризму (2002 г.).
Из 14 деклараций, соглашений – 9 ВТО.
В числе региональных международных правовых актов для РБ существенное значение имеет Соглашение по основным принципам сотрудничества государств–участников СНГ в области туризма (1994 г.), которое имеет статус законодательного акта и формулирует основы правового механизма и нормы взаимодействия в области туризма.
Правовое регулирование в области международного туризма обеспечивают и двусторонние договоры, соглашения, программы сотрудничества и партнерства, заключаемые государствами. Как правило, в этих актах определяются условия содействия развитию туризма. Подобные соглашения РБ имеет с Российской Федерацией, Польшей, Турцией, Кипром, Индией, Румынией и др.
В ряде европейских стран приняты специальные законы в области туризма и международных путешествий. В Германии, например, в соответствии с Законом о туристских контрактах туристские компании отвечают перед потребителем в судебном порядке (и возмещение причиненного ущерба может составить от 10 до 20% стоимости тура – изменение места проживания без согласия клиента, загрязнение пляжа и т.д.).
В ряде стран СНГ, в т.ч. в Беларуси приняты правовые акты в области туризма, регулирующие правоотношения в сфере туристского обслуживания внутри страны и определяющие формы международного сотрудничества в области туризма. В США, Японии, Австралии, ряде стран Европы созданы гарантийные туристские фонды, возмещающие туристам ущерб, нанесенный в результате несостоятельности фирмы или ее ликвидации.
Комиссия Европейских сообществ Евросоюза приняла «Зеленую книгу» в области туризма – программный документ основных направлений реализации политики стран Евросоюза в данной сфере. Важное значение для развития международного турихма в Европейском макрорегионе сыграло принятое в рамках Евросоюза Шенгенское соглашение (1993 г.). Распространение этого правового документа на страны Центральной и Восточной Европы активно способствует созданию единого европейского туристского пространства.
Однако основным инструментом сотрудничества и партнерства в сфере туризма является Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. Выводы и рекомендации конференции касаются как упрощения туристских формальностей (паспортно-визовых, валютного контроля, таможенных правил, медицинских формальностей), так и повышение роли государства по созданию условий развития туризма и реализации прав личности на отдых и путешествия. Именно государство, как правило, не принимающее непосредственного участия в организации турпоездок, все же ответственно за разработку таких правовых, финансовых, таможенных и других норм, которые способствовали бы организации туристских путешествий.
В практике международного сотрудничества стран в области туризма нередки случаи невыполнения контрактов по объективным причинам и формальным обстоятельствам. Ответственность сторон, участвующих в контракте на путешествие, определена Конвенцией по контракту на путешествия (1970 г.). Однако вопросы конкретного возмещения ущерба (морального и материального) решаются в большинстве стран, как правило, на основе национального законодательства по месту происхождения ущерба в порядке претензионного процесса в судебном разбирательстве.
3. Международный туризм развивается в соответствии с определенными законами и учетом влияния ряда факторов. Среди них:
а) природно-климатические и социально-экономические, включающие уровень развития и структуру производственной и непроизводственной сферы определенного региона, уровень жизни, политическую стабильность;
б) демографические;
д) инфраструктурные;
г) геополитические.
Туристический рынок очень чувствителен к экономическим изменениям, происходящим как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Начиная с великой депрессии 30-х г. до современных энергетических кризисов колебания показателей туристической деятельности и развития гостиничного хозяйства практически совпадают с ростом цен на энергоносители, падением курсов национальных валют, ростом безработицы и другими негативными факторами в экономике. Вторая половина ХХ в. была периодом, когда цены на туристический продукт поднимались медленнее, чем вырастала инфляция. Росту путешественников также способствовало производство более вместительных и комфортабельных самолетов, а также меры, направленные на развитие рынка туризма.
На рынок туристических услуг оказывают существенное влияние такие социальные и демографические факторы, как поздние браки, всплески и падения рождаемости, увеличение продолжительности жизни, рост числа бездетных семейных пар, более ранний уход на пенсию, сокращение иммиграционных ограничений, увеличение или уменьшение продолжительности оплачиваемых отпусков.
К концу ХХ в. было отмечено повышение в развитых странах культурного и образовательного уровня, что повлекло тенденцию к межкультурным коммуникациям, расширению научных, спортивных, научно-технических, деловых связей. Это существенно влияет на туристический бизнес.
К XXI веку международный туризм предстал как массовое явление, в него вовлечены миллионы людей и сотни тысяч хозяйственных предприятий, из которых состоят туристские организаций, охватывающие миллионы человек, существующих за счет доходов от туризма.
На Генеральной ассамблее ВТО в докладе «Туризм – панорама 2020 года», были отмечены основные тенденции развития мирового туризма, среди которых усиление конкурентной борьбы между туристическими регионами, продолжающаяся концентрация производства услуг и товаров; активное продвижение капиталов ряда туристических компаний на зарубежные рынки; модернизация технологии производства туристических услуг; внедрение новых коммуникационных систем и компьютерных технологий в индустрию туризма и гостеприимства.
По мнению экспертов ВТО, на состояние туристического рынка, влияют особенности туристического спроса, появившиеся в последние время. Так, отчетливо проявляется тенденция к сокращению пребывания в отпусках, при этом отпуск делится на несколько частей. Увеличивается число туристов пожилого возраста. Отмечается увеличивающаяся роль миграционных потоков на туристический спрос.
Сегментация спроса меняется в зависимости от повышения требований, выходящих за пределы традиционных целей путешествия. Растет спрос на индивидуализированные отпуска, на альтернативные гостиницам средства размещения, на отдых, активный, насыщенный впечатлениями и связанный с интерактивным участием в различных мероприятиях. Исследование этих тенденций привело к провозглашению перспективных направлений туризма в XXI веке:
приключенческий;
круизный;
экотуризм;
культурно-познавательный;
тематический.
С учетом основных мировых тенденций должна развиваться индустрия туризма РБ, задействуя свой потенциал и возможности.
В 1990-х годах в большинстве стран Центральной и Восточной Европы прошла системная трансформация. Это было время качественных изменений всех аспектов жизнедеятельности общества: его экономической, политической, цивилизационной составляющих. Правовое оформление суверенных государств на постсоветском пространстве (страны СНГ и Балтии), переход их к рыночной модели хозяйствования, интеграционная политика Европейского Союза, демократизация внутриполитической жизни в странах Центральной и Восточной Европы и государствах СНГ – стали важнейшими предпосылками развития международного туризма.
В первые годы после образования СНГ в условиях общего экономического кризиса спрос на туристские услуги существенно снизился, приостановили свою деятельность многие объекты социального туризма, для больших масс населения он стал недоступен. Одновременно менялась структура туристского спроса.
В 1990-е гг. в Беларуси многократно сократились объемы внутреннего туристско-экскурсионного обслуживания, а в развитии международного туризма произошли существенные структурные сдвиги: туристская привлекательность республики, принявшей на себя 70% радиоактивных выбросов и испытывающей социально-экономический кризис, существенно снизилась, в то время как либерализация процедуры выезда за границу способствовала росту числа зарубежных поездок. В результате в 2002 г. соотношение организованных выездных (1,409 млн. чел.) и въездных (63,5 тыс. чел.) туристских потоков составило 22:1 в пользу поездок за рубеж (в основном так называемые «шоп-туры»). Объем выездных потоков с рекреационными и познавательными целями был ограничен низким уровнем доходов населения. Для сбалансированного туристского рынка в соответствии с рекомендациями ВТО необходимо следующие оптимальные соотношения: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Несмотря на расширение географии туристского обмена, уровень международной активности (14%) заметно уступал аналогичному показателю конца 1980-х гг., когда за пределы республики в различные регионы СССР выезжало на отдых около 30% населения. Беларусь была единственным в центрально-восточном Европейском регионе государством, где в течение 1990-х гг. происходило снижение поступлений от международного туризма. В результате экономическая роль туризма в стране все еще остается незначительной.
В период 1995-2005 гг. расходы на международный туризм увеличивались (при отрицательном сальдо туристского баланса). Обнаружила себя тенденция установления широких туристических связей со всеми регионами мира. По данным Государственного комитета пограничных войск в 2006 г. Беларусь посетили 5,3 млн. иностранных граждан, в т.ч. с целью туризма – 361,4 тыс. чел. (7%), со служебными целями – 524,8 тыс. чел., частными – 2568,5 тыс., транзит составил 1 594 тыс. чел. Общий объем выездного потока составил 6,8 млн. граждан Беларуси, в т.ч. с целью туризма – 2 500 тыс. человек (37%), со служебными целями – 226 тыс., частными – 3 789,5 тыс. человек. Организованный въездной поток, обслуженный организациями, осуществляющими туристскую деятельность, в 2006 г. составил 90,8 тыс. человек, выездной – 572,4 тыс. человек.
Экологический, сельский, охотничий, познавательный, этнический и другие направления въездного туризма Беларуси находятся в стадии активного формирования.
По данным платежного баланса Нацбанка, экспорт туруслуг в Беларуси в 2006 г. составил 272 млн. долларов, импорт – 734,7. Отрицательное сальдо тур. баланса – 462,7 млн. долларов, что не учитывает всего объема турпоступлений от транзитных посетителей, а также частных и деловых поездок иностранных граждан. В силу сказанного важнейшим приоритетом туристской политики становится конкурентоспособность туристского комплекса.
В условиях глобализации Беларусь приобретает новые возможности, связанные с либерализацией торговли туристскими услугами, доступом к современным информационным технологиям (Интернет, глобальные системы разервирования0. Залы успешного развития туристского комплекса Беларуси в эффективном взаимодействии с транснациональными компаниями, привлечения и использования их капитала, производственных и управленческих технологий, маркетинговых возможностей.
Развитию туризма способствует регионально-экономическая и политическая интеграция, характер отношений с сопредельными государствами ЕС и коньюктурой туристского рынка стран ЕС.
- Лекция 1. Введение в историю и географию туризма в Беларуси
- Лекция 2. Историко-культурное значение туризма. Туристическое районирование мира
- Лекция 3. Становление национального туризма Республики Беларусь
- Лекция 4. Географические и природно-климатические характеристики Республики Беларусь
- Лекция 5. Природно-заповедный фонд и рекреационные территории Беларуси в структуре культурного ландшафта
- Лекция 6. Культурно-гуманитарное наследие Беларуси как познавательная основа для развития экскурсионного туризма
- Лекция 7. Туристские регионы Республики Беларусь и перспективы их развития
- Лекция 8. Экологический туризм как направление туристско-экскурсионной деятельности в Беларуси
- Лекция 9. Международный туризм на современном этапе и перспективы развития туризма в Беларуси