Лекция 3. Становление национального туризма Республики Беларусь
Состояние туристического комплекса Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг. Основные проблемы и задачи.
Развитие сферы туризма и системы его управления в 1995-2005 гг.
Национальная Программа развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
1. В 1992 г. после распада Советского Союза на карте мира появилась суверенная Беларусь. Начались кардинальные перемены в сфере экономики, которые оказали серьезное влияние на развитие индустрии туризма. Начиная с 1990-1992 гг. в этой сфере развернулись процессы демонополизации, разгосударствления, приватизации. Вместе с ликвидацией монополии государства началась дезинтеграция в области управления, внешнеэкономической и коммерческой деятельности. Как итог – разрушение тщательно отработанных технологий приема и обследования туристов, отсутствие статистического учета и анализа.
За годы экономического кризиса (первая половина 1990-х годов) в республике значительно снизились темпы нового рекреационного строительства, материальная база физически и морально устарела. Некоторые ведомственные учреждения отдыха из-за финансовых трудностей были закрыты или перепрофилированы, вместимость ряда других рекреационных объектов значительно уменьшилась. В результате количество населения, отдыхающего и проходившего курс санаторного лечения в рекреационно-курортных учреждениях республики уменьшилась с 1,5 млн. человек в 1990 г. до 1,1 млн. человек в 1994 г.
В целом же развитие туристского комплекса в 1990-е гг. характеризовалось рядом специальных особенностей:
весь предшествующий период до 1990 г. республика не имела самостоятельного выхода на международный туристский рынок, отсутствовал и конкурентоспособный национальный туристский продукт;
деловые контакты с международными и национальными зарубежными туристскими организациями были минимальными;
практически отсутствовали учебные заведения по подготовке туристских кадров, не было туристских представительств, занимавшихся продвижением национального туристского продукта;
продолжительное время (вплоть до 1995 г.) на государственном уровне отсутствовал единый координирующий туристский орган;
фактически отсутствовала нормативно-правовая база туризма, а также национальные и региональные программы его развития.
Государственным органом, отвечающим за развитие иностранного туризма в Беларуси, являлось Управление международного туризма Министерства внешнеэкономических связей РБ. Однако из-за малочисленности (весь штат 10 человек) и отсутствия своих отделений в областях оно не справлялось с поставленными перед ними задачами. 10 ноября 1995 г. Президент Республики Беларусь издал указ № 456 о реорганизации Комитета по спорту Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. На этот орган и была возложена задача организации всей туристической деятельности в республике.
С учетом накопившихся проблем и перспектив дальнейшего развития перед ними стояли задачи:
подготовка и внедрение в республике адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы функционирования и управления туристским комплексом;
оперативное реформирование туристского комплекса, создание конкурентоспособного национального туристического продукта и обеспечение его выхода на международный туристский рынок, привлечение иностранных инвестиций и увеличение валютных поступлений в республику;
создание в республике здоровой внутренней конкурентной среды на рынке туруслуг, формирование государственного сектора туризма, создание современной туристской инфраструктуры;
формирование широкого спектра информационно-рекламного обеспечения по продвижению национального туристского продукта на приоритетных международных туристских рынках.
2. В условиях прекращения существования советской туристско-экскурсионной системы и становления национального туризма формировался туристический бизнес РБ.
Толчком к его объединению стала прошедшая с 7 по 10 декабря в Минске ярмарка «Турбизнес-94». В процессе ее работы образовалась инициативная группа профессионалов, принявшая решение о создании в республике Белорусской ассоциации туристских агенств. Для ее учреждения 28-29 января 1995 г. в Минске прошел съезд Белорусской ассоциации туристских агенств, в котором приняли участие более 100 представителей турбизнеса из 80 туристских фирм. Были избраны руководящие органы ассоциации и принят устав. Таким образом, прошло организационное укрепление негосударственного сектора экономики в туристском комплексе республики.
В то же время Министерство спорта и туризма проводит комплекс мер с целью восстановления управляемости туристским рынком и повышения эффективности работы этой сферы. Была создана специальная группа из компетентных специалистов по разработке Государственной программы развития туризма в Беларуси. В ее основу положены три темы из международной программы: «Европейские культурные пути», «Дорогами викингов», «Барокко», «Монастыри», которые впоследствии были представлены на обсуждение европейской туристской общественности.
Для развития иностранного туризма указом Президента РБ от 1 октября был создан национальный туристский концерн «Белинтурист», который находится в введении Министерства спорта и туризма. Введена практика лицензирования деятельности туристских фирм.
Однако в сложившихся экономических условиях проблемы развития туризма и экскурсий невозможно решать только с помощью государственных органов. Поэтому в декабре 1996 г. состоялась учредительная конференция по созданию Белорусской федерации туризма (БФТ), которая и приняла соответствующее решение. Были избраны руководящие органы БФТ – правление, включающее в себя представителей регионов республики и все виды туристской деятельности, президиум правления из 13 человек его членов и президента. Основными задачами федерации являются: создание национальных парков как вида туризма, подготовка специалистов для будущей инфраструктуры, обслуживающей новые виды туризма, музеи и т.д.
Формируются условия и для развития экскурсий. Так, в сентябре 1996 г. на географическом факультете БГУ была создана Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков; принят устав, избрано правление. Создано Национальное агенство по туризму. В 1999 г. принят Закон «О туризме». В этом же году на геофаке БГУ был проведен первый набор в Высшую школу экскурсоводов, которая, готовит методистов, экскурсоводов, руководителей туристских групп, а в перспективе – гидов-переводчиков.
Таким образом, в период с 1996 по 2001 год фактически была ликвидирована образовавшаяся в первой половине 1990-х гг. монополия негосударственного сектора в туристском комплексе республики. Сформировалась смешанная государственно-частная система управления туризмом, деятельность туристских фирм начала осуществляться в правовом поле. К середине 2005 г. право на ведение туристской деятельности имели 512 субъектов хозяйствования. Среди них 4% составляли совместные предприятия, 2% – иностранные, 24% – частные, 5% – государственные, 65% – предприятия коллективной формы собственности. Географически туристские предприятия распределялись крайне неравномерно: 62% концентрировалось в городе Минске; 13% – в Брестской области, по 6% – в Витебской и Гродненской областях, 5% – в Гомельской области и 3% – в Минской. Всего в туристском секторе республики было занято свыше 4000 человек.
Основными видами туризма в Республике Беларусь стали международный, спортивный и самодеятельный. Существует также детский и юношеский туризм, которым руководит Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
Начиная с 2001 г. доля туризма в экспорте товаров и услуг начало повышаться. Однако, несмотря на положительную динамику прибытий туристов в Беларусь, доля страны в региональном обмене стран Центральной и Восточной Европы, куда входит Республика Беларусь, не превышала 0,1% от уровня ЦВЕ. Экономическая роль туризма оставалась незначительной.
В географической структуре прибытий в Беларусь преобладали и преобладают потоки из государств ЦВЕ. В структуре выезда также наблюдается преобладание стран ЦВЕ и СНГ. На долю последнего в 1998-2000 г. приходилось более 90% от общего выездного потока. При этом приоритетными выступали Россия, Украина и страны Балтии.
Открытость границ и обеспечение свободы перемещения граждан стали мощными факторами, стимулирующими выездной туризм, который стал развиваться более высокими темпами, чем въездной. Увеличение в общем объеме выездов доли России и Украины свидетельствует об усиливающейся деловой активности между Россией и Беларусью, а также спросом на отдых на курортах Украины. Среди стран Центрально-Восточной Европы популярностью у белорусских туристов пользуются Польша, Чешская Республика, Болгария.
Постоянно растет число выездов белорусов в страны дальнего зарубежья с расширением географии выездов. Популярными являются туристские направления в Германию, Турцию, Испанию, Италию, Кипр, Францию. Из регионов дальних связей белорусами стали осваиваться Австралия (с 1997 г.), страны Ближнего Востока (Израиль, Сирия, ОАЭ), Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Тайланд), Северная Африка (Египет, Тунис). Таким образом, туризм как социально-экономическое явление в силу геополитических и экономических перемен претерпел существенные изменения как в динамике, так и в географии туристских потоков.
3. Быстро меняющиеся социально-экономические условия и рост туристического потенциала республики обусловили разработку Национальной программы развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Ее цель – формирование и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики страны.
В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Программы явились:
обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме;
совершенствование нормативно-правовой базы;
принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
модернизация материальной базы туризма, активизация строительства новых объектов;
развитие инфраструктуры туризма;
продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг;
обеспечение развития малого предпринимательства;
создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.
Соответственно задачам были сформулированы основные направления и механизм реализации Программы. В числе направлений:
транзитный и трансграничный туризм. Программой определено: а) развитие придорожной сети туристской инфраструктуры; б) организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств; в) создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием;
познавательный туризм, для развития которого предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия РБ и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями;
агроэкотуризм. Программа выделяет следующие направления его развития: а) создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих поселений в живописных местностях; б) организация сельских туров; в) создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов; г) создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь через организацию туристских походов, эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, фотоохоту и водный туризм;
спортивный туризм, в развитии которого предопределены два основных направления – а) организация туристских походов и других туристско-спортивных мероприятий, б) развитие активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками;
рекреационный и оздоровительный туризм. В этом виде программируется – а) более широкое использование имеющейся санаторно-курортной базы в туристских целях, б) расширение спектра туристских услуг, предлагаемых в оздоровительных и санаторно-курортных учреждениях, в) создание летних туристско-оздоровительных лагерей кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха, г) расширение географии предлагаемых иностранным туристам санаторно-курортных учреждений, д) рациональное использование обладающих лечебными свойствами природных ресурсов: минеральных вод, торфогрязей, сапропелей, типов торфов и т.д.
деловой туризм. Основное внимание в Программе уделено развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конференций, конгрессов, симпозиумов, а также при организации международных торговых выставок и ярмарок;
религиозный туризм, связанный с развитием туров для поклонения главным религиозным святыням за пределами Республики Беларусь и организацией посещения жителями страны и иностранцами святынь на территории Республики. Развитие этого вида туризма предусматривает координацию деятельности туристских организаций, религиозных конфессий и местных органов власти.
Национальная Программа включает в себя и региональную туристскую политику, направленную на повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли. Эта политика тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Она предусматривает повышение эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию ряда мероприятий по областям республики и в г. Минск.
Программными направлениями развития туризма в Республики Беларусь в 2006-2010 гг. стали также обеспечение безопасности туризма, научно-методическое обеспечение, подготовка кадров.
Реализация Программы предусматривалась в два этапа:
I – (2006-2007 гг.) – разработка и реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы управления и государственного регулирования сферы туризма, развитие туристских зон, создание положительного имиджа национального туристского продукта, а также реконструкция и обновление инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, формирование в стране рыночного механизма функционирования и стимулирования туризма, информационных и рекламных технологий, в т.ч. широкого использования Интернет-технологий, систем кадрового и научного обеспечения.
II – (2008-2010 гг.) – реализация мероприятий по строительству новых крупных туристских объектов, формированию новых маршрутов, обустройству и оснащению важнейших туристских баз, объектов социального туризма, вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введение новых форм и методов туристского обслуживания – формирование центров туризма международного значения.
- Лекция 1. Введение в историю и географию туризма в Беларуси
- Лекция 2. Историко-культурное значение туризма. Туристическое районирование мира
- Лекция 3. Становление национального туризма Республики Беларусь
- Лекция 4. Географические и природно-климатические характеристики Республики Беларусь
- Лекция 5. Природно-заповедный фонд и рекреационные территории Беларуси в структуре культурного ландшафта
- Лекция 6. Культурно-гуманитарное наследие Беларуси как познавательная основа для развития экскурсионного туризма
- Лекция 7. Туристские регионы Республики Беларусь и перспективы их развития
- Лекция 8. Экологический туризм как направление туристско-экскурсионной деятельности в Беларуси
- Лекция 9. Международный туризм на современном этапе и перспективы развития туризма в Беларуси