logo search
Ойген Хёрригель - "Дзэн - искусство стрельбы и

Профессор Морихей Уесиба - о-Сенсей, основатель Айкидо.

 

Подобно тому,  как Природа любит и защищает все свои создания

 и помогает всему сущему расти и развиваться,

так и Айкидо ведет каждого энтузиаста прямым и

строгим путем и старается со всей искренностью

научить человечество своим истинам.

 

Давайте представим, что существует крутая, еще не покоренная гора. И хотя многие старались взойти на ее вершину, немногим удалось одолеть даже половину пути. Одни потеряли дорогу, другие потеряли жизнь, а большинство вернулись счастливо и благополучно. Потом пришел человек железной воли, отваги, решительности и спокойного созерцания. С непреклонным духом и знанием горы, основанным на опыте его предшественников, он полностью покоряет вершину с первого же приступа.

Он провел жизнь, чтобы достичь этой вершины. Потом он посмотрел назад и открыл для других путь по вехам, которые оставил за собой. Сегодня любой может взойти на эту гору, не сбившись с пути, и может наслаждаться тем же самым волнением, которым наслаждался первопроходец.

Если бы зарубки не указывали путь к вершине, тот, кто пришел позже, не только не имел бы возможности достичь вершины, но и не смог бы судить, правильным ли был путь, которым он шел.

Кто не вознес бы благодарности за то, что эти зарубки были сделаны?

Мы чувствуем ту же благодарность к тому, кто проложил путь для наших жизней. Многие народы почитают Иисуса Христа, а другие верят в Будду, потому что они наслаждаются благотворным влиянием этих великих Учителей.

То же и в Айкидо. Те, кто желают через Айкидо понять законы Природы и внести их в практику, в первую очередь должны выразить свою благодарность за то, что сделано профессором Морихэи Уэсибой, и должны запечатлеть его имя в своих сердцах. Поэтому я представляю здесь краткий очерк жизни профессора Уэсибы.

Он родился в префектуре Вакаяма в Японии. В детстве он был болезненным и слабым, и никто не мог себе представить, что он станет человеком крепчайшего здоровья и основателем такого незаурядного боевого искусства, которое поразило всю Японию.

Он решил тренировать свое тело посредством воинских искусств. Создатель Айкидо, в котором духовная дисциплина и психическая тренировка значат очень много, сначала, как и все остальные, тренировался только на физическом уровне. Он занимался почти всеми существующими воинскими искусствами, начиная с Кито-Рю, Дзю-Дзюцу, Ягю-Рю, Аёи-Рю, Ходзоин-Рю и кончая Дайто-Рю. При каждом удобном случае он брался за то, что считал лучшим, и изучал это, будь то современная гимнастика, Дзюдо, Кэндо или штыковой бой. Он странствовал по всей Японии в поисках Учителей и истратил свое наследство в этом пути.

В продолжение тренировочного периода он выражал полную покорность своим Учителям, даже готовил для них пищу. Начав однажды тренироваться, он полностью подчинил себя этой задаче. В молодые годы он был ростом только 5 футов 1 дюйм (около 155 см), однако весил 165 фунтов (около 75 кг). Его прежде слабое тело стало крепким, как железо. Его решимость посвятить себя тренировкам была неизменной, поэтому он смог превзойти всех.

Во время русско-японской войны (1904-1905 гг.) он добровольцем служил в японской армии, воевал на фронте и там проверил собственную силу и владение боевыми искусствами. Позже он прибыл на Хоккайдо и работал десятником у иммигрантов. Но даже во время занятий сельским хозяйством его манией оставались тренировки в военных искусствах.

С одним боккэн (деревянным мечом) он скитался по всей Японии и, если находил наставника для себя, занимался с ним как ученик и тренировался до тех пор, пока не изучал всего, чему мог у него научиться, — и затем двигался дальше.

Он стал наиболее компетентным специалистом в боевых искусствах Японии. Фактически он был непобедим.

Однако по мере того, как он добивался цели, в уме его росло сомнение, касающееся не только отдельных приемов, но и всех боевых искусств в целом. Бросать других, сбивать наземь, бороться и одолевать их— в чем польза всего этого? Если это всё, что военные искусства значат, то в чем же их ценность?

"Победить" означает, что в какой-то иной день мы проиграем. Сегодняшняя победа обернется завтрашним поражением.

Вы физически сильны в юности, но ваша сила уходит с течением лет, и более молодой человек одолевает вас. Сегодня вы в расцвете сил и можете наслаждаться чувством превосходства над другими, но определенно придет время, когда вы сами будете побеждены — ибо вы побеждаете только потому, что другие проигрывают. Такая победа относительна. Что же за штука абсолютная победа?

Даже если вы победоносны, что это вам дает? С точки зрения Природы, победы и поражения в мире людей значат не больше, чем отливы и приливы волн на берегу. Всю жизнь вкладывать усилия в такое дело — разве не бесполезная трата энергии?

Вы можете уметь подавлять других, но, если вы не можете волей контролировать собственный ум, победа над другими не принесет вам счастья. Ваше тщеславие может быть удовлетворено, но какую пользу принесет это человечеству в целом?

Однажды родившееся сомнение, вырастая, ведет к другим и в конце концов — к бесконечным сомнениям во всем. Профессор Уэсиба, однажды начав что-либо, вкладывал в это всю душу до полного завершения дела. В это время он оставил в стороне боевые искусства и приложил всю энергию к разрешению своих сомнений.

Он стучался в двери известных храмов и изучал философию. Он уединился и ушел в сосредоточение. Он оставался под водопадом, чтобы открыть "Глаза своей души". Добиваясь решения своих проблем, он продолжал вести аскетическую жизнь. Один на горе, размахивая деревянным мечом, он проникался вопросом: "Что есть боевое искусство?"

После нескольких лет тренировок и странствий он однажды спустился с горы, вошел во двор дома, вылил чан воды на свое тело и посмотрел в голубое небо. В этот момент он вдруг почувствовал себя странно вдохновленным. Он испытал подъем, просто восторг, и слезы покатились по его щекам в выражении благодарности небесам и земле. Во вспышке света он постиг истину. Он понял, что стал единым со Вселенной.

"Ищите и обрящете" — а он убежденно искал истину и усердно пытался найти ответ на свой вопрос, и Господь завещал, чтобы он нашел его. Наконец, умом и телом он испытал великую истину Природы. Теперь он отказался от своего маленького "я" и сделал дух Природы своим собственным духом.

Это может быть названо открытием Бога, или состоянием восприятия абсолютной истины, как это называет Дзэн.

Профессор Уэсиба, вспоминая события того дня, всегда рассказывал такое предание:

"Когда я прогуливался по двору, земля внезапно дрогнула. Золотой туман, выступив из земли, окутал мое тело, и я ощутил, что превращаюсь в золотое тело. В то же время мои ум и тело чувствовали легкость; я мог бы понимать, о чем щебечут птицы, и я ясно воспринял дух Создателя. И именно в тот момент на меня снизошло просветление: основным принципом воинских искусств является торжественная и всеобщая, вселенская любовь. Слезы восторга катились по моим щекам. С этого момента я ощущал, что мой дом — это вся земля и что солнце и звезды — мои.     

Ни положение, ни репутация, ни почести, ни богатство, ни желание стать более могущественным, чем другие, ничуть не привлекали меня — это все исчезло.

Воинские искусства заключаются не в том, чтобы жестокой силой сбить наземь противника, и не в смертельном оружии, которое ведет мир к разрушению. Истинные воинские искусства безо всякой борьбы управляют Ки Вселенной, устанавливают мировую гармонию и ведут к зрелости все сущее в Природе.

Следовательно, воинские искусства не есть тренировка, главная цель которой — одолеть других, но искусство Божественной Любви в нас самих".

С того времени профессор Уэсиба прилагал великие усилия к  тому, чтобы полнее выразить это возвышенное чувство. Он узнал, что невозможно открыть подобное ощущение ума и тела через те воинские искусства и прочие методы, которые существовали прежде. Поскольку он пытался выразить дух небес и земли, нужен был новый вид искусства, способный выразить волю Природы.

Такое воинское искусство и создавалось профессором Уэсибой, изменялось день ото дня и окончательно сформировалось в ту новую дисциплину, какой является Айкидо сегодня.

Сильные и жестокие приемы, выработанные когда-то, чтобы уничтожить любого противника, преобразовались теперь в мягкое, гармоничное искусство, которое нежно охватывает все существующее. Профессор Уэсиба двигается с грацией, как если бы он исполнял японский танец, по-видимому, забывая о существовании своего противника. В течение секунды он повергает наземь нескольких сильных людей, и все же те, кто брошены, даже не представляют себе, как же именно это было сделано. Каждое его движение находится в согласии с законами Природы, и сила его противника, который набрасывается на него, неизбежно возвращается к самому же противнику. Он, таким образом, достигает состояния абсолютного несопротивления.

"Природа широка и глубока. Чем большего вы достигаете, тем больше вы видите перед собой. Айкидо есть путь без конца, путь к гармонии с Природой".

"Я нахожусь только на первой ступени Айкидо, и я еще занимаюсь им. Я буду продолжать это весь остаток своей жизни и оставлю Айкидо как наследство грядущим поколениям".

Так профессор Уэсиба скромно и спокойно выражает свою веру в искусство, которое он проповедует.

Такие адмиралы, как Исаму Такесита, Санкити Такахаси, Хиде-сукэ Ямамото, и другие старшие офицеры получали наставления от него. Мужчины знатных семей, таких, как Самесина и Мацудайра,

также были среди его учеников.

Эти ученики, несомненно, восхищались его непревзойденным владением приемами, но куда больше их привлекали его склад ума и выдающаяся личность.

Когда началась Вторая мировая война, профессор Уэсиба по личным причинам оставил Додзё, построил хижину в горах префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. После этого он двенадцать лет посвятил духовной тренировке.

В этот период он не принимал никаких новых учеников, но воспитывал нескольких прежних учеников из числа тех, кто был глубоко ему предан и пришел к нему в его горную хижину.

Я один из немногих счастливцев, кому выпало тесно общаться с личностью профессора и освоить духовную дисциплину Айкидо.

Некоторое время после войны профессор Уэсиба оставался в горах и посвящал досуг тренировкам. Он видел, что послевоенная мораль находится в крайнем упадке и многие молодые люди зашли в тупик. Он был глубоко огорчен такой тенденцией. Самодовольные японцы, полагавшие себя духовно незаурядными, потеряли уверенность в себе после ужасного поражения их нации и даже отрицали существование какого бы то ни было духа.

Профессор Уэсиба был уверен, что это и есть самое подходящее время для открытия Айкидо широкой публике — дать людям познать истинную пользу ума и тела, дать им понять принципы Природы и дать им вновь обрести свою уверенность. Он созвал своих прежних учеников и начал распространение Айкидо.

Сегодня в Японии многие молодые люди и даже старики посвящают свои дни и ночи тренировкам Айкидо. Айкидо также изуча-. ют в Америке, Франции, Индии и Мьянме (Бирме), и многие энтузиасты со всего мира приезжают в главный Додзё в Токио, чтобы спросить совета у профессора Уэсибы.

Штаб-квартира Айкидо располагается в № 102, Вакамацу-тё, Синдзюку-кю, Токио, Япония. Сегодня этим Додзё руководит сын профессора — Киссёмару Уэсиба, обладающий 8-м Даном в Айкидо.

Сегодня в Японии Айкидо популярно наравне с более древним Дзю-Дзюцу и Каратэ.

Профессор Уэсиба иногда появляется в этом Додзё и сам наставляет молодых людей.

Я получил разрешение от профессора Уэсибы распространять Айкидо в Америке. Сначала я отправился на Гавайи, начал занятия Айкидо и организовал Гавайский Айки-Квай. Около 2000 человек занимаются Айкидо, среди них уже около 100 Юданся (обладателей черных поясов), и Айкидо стало распространяться по Американскому континенту.

Во Франции есть инструктор, удостоенный 6-го Дана в Айкидо*. Он давал уроки Айкидо на протяжении шести лет и продолжает тренировать многих учеников. Многие из них специально отправились в Японию и оставались в главном Додзё для годичной практики в Айкидо.

Дух всеобщей любви и разумность несопротивления поняты сегодня людьми во всем мире. И это дает возможность сказать, что заветное желание профессора Уэсибы хоть немного способствовать миру на Земле будет выполнено.

В 1960 г. японское правительство наградило его Медалью Чести на Алой Ленте**. В следующем году он посетил Гавайи по случаю открытия нового Додзё Гавайского Айки-Квай и дал показательное выступление своего искусства для широкой публики, а занимающимся Айкидо — удобный случай посмотреть на Мастера в работе.

 

----------------------

* Сейчас в этой стране есть инструкторы и с 8-м Даном — например, Алан Флоке .

** Честь такого награждения принадлежит тем, кто совершил выдающийся вклад в развитие просвещения, искусства, изобретательства, творческой деятельности и т. д.