1.1 Понятие, структура и этапы формирования кадровой политики
Управление людьми - одна из самых сложных и одновременно существующих подсистем каждого производственного процесса. Система мер, способствующая эффективному использованию персонала организации, фирмы, учреждения, не может быть однонаправлено сводящейся с каким - либо отдельным мероприятием. Работа с кадрами тогда принесёт успех, когда она будет системой и неразрывной во времени.
Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Главной целью кадровой политики является формирование кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей предприятия [15].
Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкование:
- система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
- набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова «кадровая политика нашей организации состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием», могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Назначение кадровой политики - своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, составить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей [22].
Кадровая политика выполняет следующие функции:
1. Занятость (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижения по службе, отпуск, увольнение).
2. Обучение (проверка новых сотрудников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала).
3. Оплата труда (льготные схемы, оплаты, стимулирование труда).
4. Трудовые отношения (установление более эффективного стиля руководства, отношения с профсоюзами).
5. Благосостояние (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в решении личных проблем).
Структура кадровой политики имеет два основных аспекта: функциональный и организационный. В функциональном отношении подразумеваются следующие важные элементы: определение общей стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава, привлечение, отбор и оценка персонала, повышение квалификации персонала, построения и организация работ, в том числе определение рабочих мест, последовательности выполнения работ, условий труда, политика заработной платы и социальных услуг [24].
В организационном отношении кадровая политика охватывает всех работников и все структуры, подразделения на предприятия, которые несут ответственность за работу с персоналом.
Основные задачи кадрового планирования:
- разработка процедуры кадрового планирования;
- увязка кадрового планирования с планированием организации в целом;
- проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;
- содействие организации выявлении главных кадровых проблем и потребности при стратегическом планировании;
- улучшение обмена информации по персоналу между всеми подразделениями организации.
Кадровое планирование включает в себя:
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);
- изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы);
- анализ системы рабочих мест организации;
- разработка программ и мероприятий по развитию персонала.
Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций организации и факторов внешней средой. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития (Приложение 1) [22].
Формирование кадровой политики можно разбить на этапы:
1. Нормирование. Цель - согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. В рамках этого этапа работ важно проанализировать существенные особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения внешней и внутренней среды организации, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса. Например, весьма существенным является наличие организации представления об идеальном сотруднике, принцип взаимной ответственности между работником и организацией, правилах должностного и профессионального роста, требования к развитию определенных способностей и умений.
2. Программирование. Цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, -- представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В это случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, основанной на «семейных» ценностях, при наборе персонала представляется нецелесообразным использование строгих психологических тестов. Скорее в данном случае следует уделять большее внимание процедурам собеседований, групповым мероприятиям и моделированию реальных производственных ситуаций.
3. Мониторинг персонала. Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить существенные индикаторы состояния кадрового потенциала, а также разработать комплексную программу постоянной диагностики и развития умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать и внедрить методику оценки эффективности кадровых программ.
Для предприятий, осуществляющих мониторинг персонала на постоянной основе, множество отдельных программ кадровой работы (по крайней мере, такие, как оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание благоприятного социально-психологического климата) могут быть включены в единую систему внутренне связанных между собой программ. В рамках подобной мега-программы в организации могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы способы диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы принятия и осуществления управленческих решений. В этом случае кадровая политика организации предстает как инструмент управления предприятием [13].
На разработку и состояние кадровой политики организации влияют внутренние и внешние факторы:
Внутренние факторы - это цели и структура организации, морально-психологический климат в коллективе.
Внешние факторы - это трудовое законодательство, перспективы развития рынка труда, взаимоотношения с профсоюзом и др.
С учетом этих факторов кадровая политика организации развивается и рамках ограничений, установленных внешним воздействием на организацию, и определяется состоянием внутренних факторов. Данное обстоятельство приводит к различным видам кадровой политики организаций.
Кадровая политика - система целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников. В широком смысле кадровую политику можно определить, как систему принципов и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации. А в узком - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации. Кадровая политика имеет свои цели, задачи и функции.
Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1.1 Понятие, структура и этапы формирования кадровой политики
- 1.2 Направления кадровой политики
- Направления кадровой политики
- 2. КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЦЕ
- 2.1 Контроль: понятие, виды, этапы
- 2.2 Общая характеристика гостиницы «Ибис Ярославль Центр»
- 2.3 Анализ методов контроля работы персонала в гостиницах комфортности 3-4 *
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ