25.Значение и влияние туристской индустрии на развитие мирового хозяйства.
Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно. Факторами положительного влияния являются:
¨ рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;
¨ более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;
¨ стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.
Факторами отрицательного влияния на туризм являются:
¨ экономические кризисные явления;
¨ рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;
¨ нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка российского жителя за рубеж будет стоить дороже.
Туризм оказывает большое воздействие на экономику региона, в котором он развивается. Можно выделить три основные направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.
Экономическое значение туризма. Как экономическое явление туризм рассматривается с двух сторон:
¨ как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;
¨ как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового
В современном мире туризм:
¨ имеет индустриальную форму;
¨ выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
¨ характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
¨ является пионером хозяйственного освоения новых районов;
¨ выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;
¨ совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами.
Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:
¨ комплексных поездок;
¨ пакетов услуг на отдых и туры;
¨ размещения;
¨ питания и напитков;
¨ транспорта;
¨ рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;
¨ потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
¨ медицинского обслуживания и др.
Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.
Сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:
Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;
Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.
Благодаря туризму развиваются местные предприятия, в том числе:
— Культурные и развлекательные ( музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;
— транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);
— предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).
Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.
Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.
Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Понятие о путешествиях и туризме.
- 3.Периодизация развития туризма.
- 4.Факторы, влияющие на миграцию древних людей.
- 9.Особенности развития путешествий в средние века. Паломничество и миссионерство. Крестовые походы. 1. Основные факторы путешествий в св.
- 10.География путешествий арабских купцов и мореплавателей. Открытия норманнов. Средневековые посольские миссии.
- Средневековые посольские миссии – форма межкультурных коммуникаций.
- 11.Причины и особенности путешествий в Новое время. Предпосылки вго. Факторы развития путешествий в Новое время. Вго.
- 12.Открытия и завоевания Португалии в эпоху вго. Причины и следствия.
- 15.Значение и направления путешествий английских исследователей(16-18вв) Вклад Англии в исследование земного шара.
- 16.Открытия и исследования в Сибири и на Дальнем Востоке (16-18вв.)
- 18.История покорения Арктики и Антарктики. Покорения Арктики и Антарктики.
- 19.Условия и факторы развития и распространения туризма в конце 18- начале 20 века. Элитарный туризм. Условия и факторы развития и распространения туризма в кон. XVIII – нач. XX вв.
- 21.Первые туристские объединения и организации.
- 22.Период становления социального туризма (1918-1939) Начало становления социального (массового) туризма.
- 25.Значение и влияние туристской индустрии на развитие мирового хозяйства.
- 26.Роль туризма в развитии межкультурных коммуникаций.
- 28.Положение туристской индустрии в начале 21 века.
- 30.Организация курортной деятельности в Российской империи.
- 31.Экскурсирнная работа и туризм в 1920-30-х гг. Туристические организации ссср.
- 33.География и особенности развития курортного дела в ссср.
- 34.Плановый и самодеятельный туризм в ссср. Развитие сети туристских маршрутов.
- 35.Характер и виды путешествий по территории Беларуси и выходцев из края в 9-19вв.
- 36.Направления развития туризма и виды туристской деятельности в бсср в 1920-1980-х гг.
- 39.Ресурсы и материальная база туризма в Брестской области на современном этапе.
- 40.История развития материально-технической базы туризма (транспорт и объекты гостеприимства).