19.Условия и факторы развития и распространения туризма в конце 18- начале 20 века. Элитарный туризм. Условия и факторы развития и распространения туризма в кон. XVIII – нач. XX вв.
развитие транспорта
а) в 1807 г. Дж.Фултон изобрел пароход;
б) в 1814 г. Стефенсон изобрел паровоз.
в) Даймлер Бенц создал автомобиль
г) 1902 г. братья Райт испытали первый самолет
совершенствование почтовых связей (расширялась сеть дорог в Европе);
возникновение пароходных компаний, развитие морского сообщения вследствие массового наплыва переселенцев из Европы – из Старого Света в Америку (1818 г. американская компания Вlасk Ваll Linе);
улучшение качества и надежности транспортных перевозок, их постепенное удешевление;
увеличение свободного времени (как следствие уменьшения рабочего времени). Вводятся отпуска – сначала неоплачиваемые, затем оплачиваемые (в Германии с 1873 г.);
развитие туристической инфраструктуры (система размещения, питания, развлечения);
повышение культурного уровня населения;
поддержка туризма со стороны государства, особенной в тоталитарных странах.
Т. е. для более широкого распространения и развития туризма в этот период существовали благоприятные условия. Промышленная революция, охватившая многие европейские страны в первой половине XIX в. расширила систему международных экономических и торговых отношений. Увеличилась подвижность населения.
К этому времени уже складывается такое понятие как «туризм». Туристами называли людей, отправившихся в путешествие из любопытства, ради собственного удовольствия, а не по необходимости, и возвращающихся назад, туда, откуда начинали свое путешествие.
Основную массу туристов к началу XIX в. составляла элита общества - аристократия дворянского происхождения и буржуазия. Путешествия английской молодежи в Европу для получения образования. Период «элитарного» туризма (XIX – нач. ХХ вв.).
Формируется общеевропейская сеть дорог, твердое покрытие. Транспорт. Уменьшилась стоимость на перевозки, увеличился поток пассажиров.
Система отдыха. XVIII в. - постоялые дворы, таверны, ямские станции. В 1788 г. построен первый европейский отель в современном понимании – «Отель Генриха IV» в Нанте (Франция).
Становление системы гостиниц. Гранд-отели. Начинается строительство фешенебельных гостиниц с ресторанами французской кухни. Шеф-повар из Франции. Пример – отель «Савой» в Лондоне (кон XIX в.). Кофейни (с середины XVII в.). Первый современный ресторан в Париже М.Буланжье (сер. XVIII в.). Разнообразие в меню.
Такие отели стали шедеврами архитектуры XIX в. В 1858 г. изобретен первый лифт – (Нью-Йорк). Отель «Эверетт» – первый отель с электрическим освещением (Нью-Йорк).
Развитие автотранспорта привело к появлению нового вида гостиниц – мотеля. Принцип – маленький домик (комната) на двоих или на семью и стоянка (гараж) для авто.
С появлением железнодорожного транспорта увеличилась мобильность населения, что привело к формированию сети гостиниц и объектов питания на вокзалах.
1876 г. в Канаде открыт первый классический ресторан на вокзале.
Найдены способы длительного хранения пищи, что в свою очередь позволяло полуфабрикаты брать в путь. В сер. XIX в. В Нью-Йорке появляется система пунктов общественного питания. Градация: от сомнительных (т.н. «шестипенсовые обжираловки») до элитных.
С 1920 гг. начинается история сетей быстрого обслуживания. - White Castle, Drive-in, Макдональдс в США и др.
С XVIII в. появляются приморские курорты. Теория английского врача Ричарда Рассела о целебности морского климата. Лазурное побережье. Французская и Итальянская Ривьера.
Новую жизнь получают термальные курорты: Баден-Баден, Виши, Карлсбад. Минеральные воды (Нижняя Силезия).
Роль транспорта в развитие туризма. Морской транспорт.
1818 г. американская фирма Вlасk Ваll Linе стала первой компанией, которая предложила регулярные по расписанию рейсы из Британии в США.
Строятся мега-корабли. «Луизиана», «Мавритания», «Олимпик», «Куин Мэри», «Титаник» - каюты трех классов, рестораны, бассейн, теннисный корт, концертный зал и др. Развлекательная программа. Круизные корабли.
Железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог по Европе и Северной Америке.
1869 г. – трансконтинентальный экспресс (Запад-Восток США).
1872 г. братья Пульман организовали компанию, которая стала организовывать туристские путешествия по ж/д США.
1883 г. – первое путешествие на «Восточном Экспрессе» из Лондона через Париж, Цюрих, Инсбрук в Венецию. Поезд состоял из 11 спальных вагонов и 3 вагонов-ресторанов.
Автомобильный транспорт. 1918 г. – первый прокат авто. Комфортное перемещение по стране и за рубежом. Мотели. Борьба за пассажиропотоки с железной дорогой.
Авиационный транспорт.
1910-1920 гг. – первые авиапутешествия. В 1919 г. создана Международная ассоциация воздушных перевозчиков (Англия, Дания. Германия, Швеция, Норвегия). Одними из первых авиакомпаний были - «Люфтганза» и «Эр Франс».
Трансатлантические перелеты. Снижение времени на путешествие.
Дирижабли. Более комфортные условия для пассажиров, чем в самолете. Но менее безопасный полет.
Конкурентная борьба за пассажира привела к росту комфорта транспорта, безопасности поездок, удешевления стоимости и др.
В отличие от массового элитарныйтуризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь задается импульс всей индустрии туризма. Он способствует утверждению и распространению новых, более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения. Поэтому не случайно элитарный туризм нередко называют «туристским локомотивом».
20.Туристская деятельность Томаса Кука. В первой половине XIX в. основная масса путешествующих были европейцами, но они еще не объединялись в клубы, группы, а путешествовали поодиночке.
Первое массовое организованное путешествие состоялось в 1841 г. Организовал и осуществил его предприимчивый англичанин Томас Кук, который на льготных условиях закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом. В предлагаемый им комплекс услуг, продаваемый по единой цене, входили:
- 20 – мильная поездка по ж/д; - чай и булочка в поезде; - духовой оркестр.
Далее была организация нескольких дешевых экскурсий для детей и взрослых.
Основной принцип в деятельности – контракты с владельцами отелей, железной дорогой, объектами питания и развлечения. Обязательная проработка маршрута.
В 1847 г. Т. Кук организовал первую в мире туристскую фирму «Томас Кук и сын», которая стала распространять билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами. Путешествия стали организовываться в другие страны.
В 1853 г. организовано первое зарубежное путешествие в Париж.
В 1865 году Т. Кук посетил США с целью организации поездок англичан в США и американцев в Европу. В 1866 г. первые две группы туристов посетили США.
В 1867 г. состоялось пятимесячное путешествие парохода «Квейкер Сити». На нем находилось 60 пассажиров, а среди них – Марк Твен, который описал это путешествие в книге “Простаки за границей”.
В 1872 г. Кук предложил первое кругосветное путешествие для желающих.
Англичанин Томас Кук считается первым туристским агентом и создателем нового туризма. Он впервые создал специфический туристский продукт – тур, заключая договора с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами на обслуживание туризма. Он же первый стал изучать спрос на туристические услуги, который постоянно увеличивался. Об этом говорит появление в 1862 г. первых каталогов турпоездок, а вскоре и каталог гостиниц (8000). Клиентами туристической фирмы «Томас Кук» в XIX в. были более 500 тыс. англичан.
Вслед за Англией бюро путешествий, туристические клубы возникают во многих странах Европы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Понятие о путешествиях и туризме.
- 3.Периодизация развития туризма.
- 4.Факторы, влияющие на миграцию древних людей.
- 9.Особенности развития путешествий в средние века. Паломничество и миссионерство. Крестовые походы. 1. Основные факторы путешествий в св.
- 10.География путешествий арабских купцов и мореплавателей. Открытия норманнов. Средневековые посольские миссии.
- Средневековые посольские миссии – форма межкультурных коммуникаций.
- 11.Причины и особенности путешествий в Новое время. Предпосылки вго. Факторы развития путешествий в Новое время. Вго.
- 12.Открытия и завоевания Португалии в эпоху вго. Причины и следствия.
- 15.Значение и направления путешествий английских исследователей(16-18вв) Вклад Англии в исследование земного шара.
- 16.Открытия и исследования в Сибири и на Дальнем Востоке (16-18вв.)
- 18.История покорения Арктики и Антарктики. Покорения Арктики и Антарктики.
- 19.Условия и факторы развития и распространения туризма в конце 18- начале 20 века. Элитарный туризм. Условия и факторы развития и распространения туризма в кон. XVIII – нач. XX вв.
- 21.Первые туристские объединения и организации.
- 22.Период становления социального туризма (1918-1939) Начало становления социального (массового) туризма.
- 25.Значение и влияние туристской индустрии на развитие мирового хозяйства.
- 26.Роль туризма в развитии межкультурных коммуникаций.
- 28.Положение туристской индустрии в начале 21 века.
- 30.Организация курортной деятельности в Российской империи.
- 31.Экскурсирнная работа и туризм в 1920-30-х гг. Туристические организации ссср.
- 33.География и особенности развития курортного дела в ссср.
- 34.Плановый и самодеятельный туризм в ссср. Развитие сети туристских маршрутов.
- 35.Характер и виды путешествий по территории Беларуси и выходцев из края в 9-19вв.
- 36.Направления развития туризма и виды туристской деятельности в бсср в 1920-1980-х гг.
- 39.Ресурсы и материальная база туризма в Брестской области на современном этапе.
- 40.История развития материально-технической базы туризма (транспорт и объекты гостеприимства).